Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 136848

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

предъявляется контрольный или значимый вопрос. Одному из авторов книги приходилось сталкиваться с такими явлениями.
Например, в расследовании кражи автомобиля при тестировании были использованы тесты на знания виновного. В тот момент, когда ставился значимый вопрос, обследуемый требовал предъявить ему сертификат на используемый полиграф, хотя этот вопрос обсуждался в предтестовой беседе. После повторного объяснения подозреваемый при предъявлении значимого стимула продолжал задавать тот же вопрос по той же теме. Таким способом обследуемый пытался сорвать тестирование, из шести тестов на знания виновного во всех случаях на значимый вопрос обследуемый устраивал скандал. После завершения тестирования обследуемому было объяснено, что тактика скандалов подтверждает его осведомленность о деталях преступления, и после 20-минутной беседы тестируемый сознался в совершении преступления.
4. Слезы как метод противодействия тестированию
Слезы во время выполнения полиграфных процедур — явление, встречаю-щееся нечасто. Несмотря на это оно существует и при определенных обстоятельствах может повлиять на процедуру тестирования. По своему назначению выделяются четыре типа слез:
- предназначенные для постоянного увлажнения зрачка;
- для очищения глаз;
- рефлекторные на внешние воздействия (солнце, ветер и т.д.);
- вызванные стрессогенными факторами.
Для специалиста представляет интерес четвертый тип слез. Они выражают радость, гнев, вину, сожаление, смущение (Батело, 1964 г.) и могут возникать на разных этапах полиграфных проверок.
а) Слезы во время предтестовой беседы
Правильно построенная предтестовая беседа не должна носить обвинительный характер. В ходе нее задается структурированный набор вопросов с целью зафиксировать вербальные и невербальные симптомы правдивости или лжи (Рейд и др., 1983 г.).
Во время предтестовой беседы слезы у тестируемых наблюдаются редко. Если же они возникают, то это свидетельствует о том, что тестируемый очень сильно возбужден и находится на грани своих физиологических возможностей. К слезам нельзя относиться индифферентно. При их появлении специалисту необходимо выяснить причину. Если этот процесс естественный, то необходимо успокоить тестируемого, ввести его в нормальное состояние. Всхлипывания без активных слез — это первый признак симуляции. Слезы во время предтестовой беседы — основной симптом противодействия, их главная задача — повлиять на специалиста, вызвать у него сочувствие. В этом
796
случае следует попросить обследуемого успокоиться, объяснив, что слезы на процедуру тестирования никакого влияния не оказывают и не являются препятствием для полиграфной проверки.
Если слезы появляются по ходу обсуждения тем, связанных с расследуемым преступлением, — это показатель того, что обследуемый знаком с деталями совершенного преступления.
Если обследуемый начинает плакать на этапе объяснения принципов работы полиграфа и подключения датчиков, большинство специалистов оценивают это как противодействие с целью затянуть тестирование, выиграть время для анализа новой информации, полученной в процессе предтестовой беседы от специалиста.
б) Слезы после полиграфной проверки
Слезы при полиграфной проверке сравнительно редки. Кэтлин М. Зовник (1984 г.) считает, что специалисты полиграфа сталкиваются с этим явлением в процессе проведения полиграфных проверок в 5% случаев, и, как правило, это служит основным признаком причастности тестируемого к расследуемому преступлению. Исключение составляют случаи, когда вопросы (беседа) ставятся в обвинительной форме, например: «Результаты тестирования показали, что вы были на месте преступления». Тестируемый, не совершавший преступления, может от обиды, спровоцированной ошибочным обвинением, заплакать.
Если слезы появляются во время предъявления альтернативы рассматриваемому преступлению, это говорит о готовности обследуемого дать признательные показания. Альтернатива причины совершения преступления может быть «плохая», усиливающая негативные последствия, или «хорошая», в какой-то степени смягчающая их. Например, если И. убили потому, что он угрожал жизни тестируемого, пытался нанести ему увечья, то это может рассматриваться как превышение уровня самообороны. Но если И. был убит за то, что не хотел отдать грабителю свою зарплату, это умышленное убийство.
Кэтлин М. Зовник (1984 г.) считает: «Если обследуемый начинает плакать в тот момент, когда оператор предлагает альтернативу, это можно считать признанием вины. Такие слезы считаются таким же признанием вины, как легкий кивок или ответ «да».
Следует помнить, что естественные слезы после теста обычно считаются признаком вины опрашиваемого.
Если слезы вызваны тестируемым преднамеренно, то это способ противодействия, рассчитанный на то, чтобы разжалобить специалиста, вынудить его в случае неопределенности решения сделать положительное заключение, а не повторять полиграфную проверку.
797
5. Вынужденное повторение тестов как метод противодействия тестированию
В основе применения этого приема лежат две задачи.
Первая задача надоесть специалисту своими капризами и вынудить его согласиться с мнением тестируемого.
Один из вариантов противодействия может быть реализован таким способом. После сообщения о результатах теста опрашиваемый, возмущаясь, утверждает, что они не соответствуют действительности, потому что во время тестирования он неоднократно вспоминал о внезапной болезни матери (жены, брата, сестры и т.д.), которых безумно любит и боится потерять. Поэтому на отдельные вопросы он отвечал автоматически, бессознательно, и вследствие этого — результаты тестирования не соответствуют действительности. Обследуемый, как правило, настаивает на обязательном повторном обследовании. Если и в повторном случае негативная для него реакция сохраняется, требует повторения еще и еще раз в расчете на то, что возникнет привыкание к процедуре тестирования, реакция на содержательную часть снизится и станет недостоверной при расшифровке. Возможно, специалист утомится и согласится с утверждениями опрашиваемого. Этот прием чаще всего используется при кадровой проверке поступающих на службу, реже при расследовании преступлений.
Вторая задача — снизить негативную для себя реакцию за счет проявления адаптации. Многие специалисты, использующие зонный метод К. Бакстера, часто отмечают, что на второе и тем более третье предъявление теста интенсивность реакции заметно снижается.
Всему живому, и тем более человеку, свойственно такое явление, как адаптация (привыкание) к изменяющимся условиям. Это главное условие существования в постоянно меняющейся окружающей среде. Наиболее развитой системой, обеспечивающей привыкание, является нервная система человека. Ее возможности настолько велики, что иногда трудно поддаются логической оценке. Пребывание в разреженном воздухе вызывает горную болезнь и может привести человека к гибели. В то же время некоторые народности живут на высоте 4000 метров и выше и чувствуют себя неплохо. То, что для нас, живущих на равнине, невозможно, для них является обычной средой обитания.
Скорость адаптации (привыкания) — это не какая-то постоянная величина, и заранее прогнозировать ее сложно. Адаптация зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния здоровья обследуемого. Безусловно, молодой, здоровый организм адаптируется быстрее, чем старый и больной, но есть и исключения. Например, авторы книги проводили тестирование женщины 56 лет, ранее совершившей кражу и скрывающей это при оформлении на работу. В возрасте 53 лет она перенесла онкологическое заболевание, была
798



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Аркадий Смолин. Взятки сводят с ума
  • Притча «Слава мэра»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Редактор. Тест для детей. Рисунок несуществующего животного
  • Притча «Жена неудачника»
  • Притча «Скупость нередко обходится дороже»
  • Башкирова Валерия, Соловьев Александр. Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство.
  • Притча «Тест на способности продавца»
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Занимательная таблица (тест на внимательность)
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Притча «Карьера с компьютером и без»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Тест на определение степени усталости
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Нестеров И.А., Никитин И.В., Хамидуллин Р.Я. Практикум по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
  • Редактор. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Кочетов В.Д., Сенина М.П. Физика. Подготовка к ЕГЭ. 26 тестов по новой Демоверсии + Решения
  • Притча «Тень жизни»
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 7 класс. Промежуточное тестирование
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тесты
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 3 класс. Тесты
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Ассоциативный тест; Word Association test; Assozia-tion-experiment
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Боровских Т.А. Тесты по химии. 8 класс. Периодический закон и периодическая система... К учебнику
  • Вертьянов С.Ю. Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику 10-11 кл
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Базовый уровень
  • Еврейская притча (тест на логику для проверки готовности изучать Талмуд).
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Притча «Дороги назад может и не быть»
  • Притча «Единственный чиновник»
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Павлова Н.С. Химия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Редактор. Японский IQ тест
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 5 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь