Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31455

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Книжная лавка Смирдина была своеобразным клубом. Писатели заходили сюда за книгами, за новостями, для того чтобы друг с другом увидеться. Опыт Смирдина убедительно доказывает, что редактор и издатель современной литературы должен опираться на неформальный авторский актив. Тогда среда, окружение издателя и редактора станут для него источником определения направления изданий, позволит сформировать их состав, учитывая отношение к произведениям профессиональных опытных писателей.
Большим вкладом в развитие российской культуры явилось издание серии "Собрание сочинений русских писателей". Было напечатано около 70 выпусков. В те времена, когда читающая публика увлекалась, в основном, французским чтением, такое предприятие несло в себе черты просветительства, открывало русскому читателю русскую же литературу.
Таким образом, книгоиздание формирует определенное направление культуры, и в то же время собственно редакторская работа постепенно обретает профессиональные черты, выделяясь в самостоятельную сферу деятельности.
Особый интерес с точки зрения становления редактирования как сферы дея-тельности представляет опыт редакторской работы А.С. Пушкина. Есть мате-риалы, показывающие некоторые критерии оценки Пушкиным литературно-художественного произведения. Кроме того, опыт подготовки Пушкиным аль-манаха "Современник" дает богатейший материал для характеристики организационных моментов формирования издания и работы Пушкина-редактора с авторами.
§5 А.С. Пушкин - редактор
Свою деятельность в качестве редактора Пушкин начал в "Литературной газете" редактора-издателя А.А. Дельвига. С января по март 1830 года он ре-дактировал эту газету. В качестве цели издания Пушкин определил задачу "знакомить образованную публику с лучшими произведениями литературы европейской и особенно российской" (из вступительной статьи при начале издания). Литературный отдел газеты объединил лучших литераторов своего времени. Среди имен авторов - Д. Давыдов, Ф. Глинка, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков. Все значительные произведения печатались с разбором или краткими рецензиями в отделе "Библиография".
Таким образом, уже первый собственно редакторский опыт Пушкина показывает, что редактор не только организатор издания. Пушкин понимает, что издание формирует общественное мнение, и следовательно, редактор должен помочь читателю разобраться в художественных произведениях, причем предложить читающей публике лучшее, что есть в литературе.
Особый интерес представляет редакторская работа Пушкина над изданиями "Современника". Пушкин предполагал создание альманаха как чисто лите-ратурного издания и намеревался включать в него поэзию, прозу, литературную критику. Был установлен твердый авторский гонорар - 200 рублей за печатный лист.
Внешним видом "Современник" напоминал альманах.
Структура этого издания строилась по жанровому принципу: было пред-ставлено два раздела - "Стихотворения", "Проза". Кроме того, сюда вошли ли-тературная критика, библиография, статьи по истории и теории литературы, экономике, истории просвещения. Это было издание, предназначенное передо-вой, просвещенной публике.
При жизни Пушкина, в 1836 году, вышли все четыре тома. Авторы альманаха - В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, П.А. Вяземский, Ф.И. Тютчев, А.В. Кольцов и др.
Пушкин был активным организатором авторского актива "Современника", привлекая лучшие литературные силы того времени.
Здесь были опубликованы повести "Капитанская дочка" Пушкина, повести Го-голя "Нос", "Коляска", "Утро делового человека".
На страницах "Современника" находим произведения самых разных жанров - записки, очерки, зарисовки, отчеты, научно-популярные, литературно-критические, публицистические статьи.
В конце томов помещен библиографический отдел - "Новые книги". Этот отдел имеет рекомендательный характер, наиболее интересные издания отмечены здесь звездочками.
Пушкин ведет полностью всю редакторскую работу: составляет справочный аппарат (предисловие и послесловие); организует работу авторов и коллектива сотрудников. Примечательна работа Пушкина с Денисом Давыдовым и Надеж-дой Дуровой. Пушкин приглашает их к сотрудничеству, активно помогает в доработке произведений.
Основная тенденция в отборе Пушкиным материалов при формировании "Современника" определялась его стремлением противопоставить свое отношение к литературе и чтению взгляду на чтение как на средство развлечения полуобразованных читателей. В "Современнике" он стремится показать лучшие образцы художественных произведений. Для развития редактирования это особенно серьезно. Редактор любого издания может "управлять" читательским восприятием литературного произведения, демонстрируя читающей публике те или иные аспекты произведения.
Именно так воспринимают издания те читатели, к которым они обращены. Например, в дневнике Л.И. Голенищева-Кутузова от 14 апреля 1836 года находим любопытную запись, которая характеризует это отношение, демон-стрирует понимание самой специфики издания и возможностей редактора вли-ять на его качество: "Наконец появилось то, что ожидалось с таким нетерпени-ем, - "Современник" Пушкина, и с первой же страницы чувствуется отпечаток его духа; Пир в Петербурге повествует в гармоничнейших стихах о пире, устроенном Петром Великим не в честь победы и торжества, рождения наследника или именин императрицы, но в честь прощения, оказанного им виноватым, которых он обнимает, - стихи звучат по-пушкински... Не распространяясь уже о стихе, сама идея стихотворения, прекрасна, это урок, преподанный нашему дорогому и августейшему владыке - без всякого вступления, предисловия или посвящения журнал начинается этим стихотворением, которое могло быть помещено и в середине, но оно в начале, и именно это обстоятельство характеризует его" .
В то время эта читающая публика, к которой обращен "Современник", от ли-тературы ожидала прежде всего идейности, постановки важнейших обществен-ных злободневных проблем. Видимо, многие читатели того времени присоеди-нились бы к мнению А.И. Тургенева, который в ответ на письмо Вяземского от 8 апреля 1836 года пишет: "... как-то странно будет, если Пушкин совершенно исключит этот элемент (политику - С.А.) из своего "Современника": литера-тура без политики не будет уже современной нам литературой" .
Деятельность Пушкина повлияла на развитие редактирования и в более об-щем плане. Его статьи содержат требования к произведениям литературы, фор-мируют критерии их оценки.
В своих литературно-критических работах Пушкин раскрыл многие характери-стики литературных произведений, которые не утратили своего значения и для современной редакторской деятельности. Так, в литературной критике он видел выражение общественного мнения. Он рассматривал литературно-критические выступления как средство руководства развитием литературы и как средство воспитания читателя. Он считал, что критик должен обладать независимостью мнения, ученостью, начитанностью, уважением к преданию, осмотрительностью, зрелостью . Критик должен опираться не на свои пристрастия. Он должен иметь широкие литературные познания, руководствоваться своими внутренними убеждениями, коренными законами художественного творчества. Пушкин считал, что критика призвана "открывать достоинства и недостатки в произведениях искусства и литературы", основываясь на "современном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений" .
Эти основания составляют методологическую базу современного редакторского дела как малой критики. Редактор, продолжая пушкинские традиции, должен при анализе произведений литературы использовать именно данный подход, рассматривая каждое произведение с учетом тех правил, которые использовал автор.
И.Д. Якушкин писал в своих воспоминаниях: "О произведениях словесности он судил верно и с особенным каким-то достоинством, не говоря почти никогда о собственных своих сочинениях, он любил разбирать произведения современных поэтов и не только отдавал каждому из них справедливость, но и в каждом из них умел отыскать красоты, каких другие не заметили" .



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тит Коллиандер. УЗКИЙ ПУТЬ The Way of the Ascetics
  • Редактор. Поздравления - День воспитателя
  • Короткова М.В. История России. IX-XVIII века. 6-7 классы. Дидактические материалы
  • Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Генрих Тренкер
  • Кузяшина Светлана Петровна. Театрализованная деятельность в средней группе — путешествие в мир творчества
  • неизвестно Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Готовимся к Всероссийским проверочным работам.
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века
  • Ольштынского Л.И. Курс отечественной истории IX-XX веков. Под редакцией
  • Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
  • Ценёв Вит. Новые Религиозные Движения.
  • Козырев В.А., Черняк В.Д. Лексикография русского языка. Век нынешний и век минувший
  • А.В. Федоров. Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1977 года) - А.В. Федоров.
  • Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мациевский С.В. Информатика как решение задач ЕГЭ
  • Главный Редактор. Уход за кожей лица в домашних условиях
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Гевуркова Е.А. ЕГЭ. История России IX-XVIII века. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Полный курс
  • Ладыгин М.Б. Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
  • Главный Редактор. Филобутонистика - вид коллекционирования
  • Редактор. Символ 2011 года Кролик (Кот. Заяц.) — что он несет людям?
  • Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика
  • Ядгаров Я.С. История экономических учений
  • Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс
  • Ида Крэддок
  • Портнова Ольга Ивановна, Кузнецова Елена Евгеньевна, Жарова Жанна Юрьевна. Современные инклюзивные технологии в образовательной деятельности дошкольников.
  • Ширенбек Х. Экономика предприятия
  • Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века)
  • Антонова К.И. Серебрякова Л.А. 140 балетных либретто. Составляли
  • Лопатин В.В. Русский орфографический словарь. Отв. редактор
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть. Отв. редактор
  • Плотников И.Ф. Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Редактор. Как украсить дом к новому году
  • Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века
  • Балмуш Олеся Олеговна. История формирования истоков Сибирского фольклора
  • Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов
  • Ольга Анохина. Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.
  • Викторовский В.Г., Викторовская С.К. Немецкий язык. Устные темы для подготовки к экзамену. Для выпускников и абитуриентов
  • Главный Редактор. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год
  • Хуторской В.Я. История России IX-XX века. Пособие для подготовки к ЕГЭ
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь