Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28258

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. Другое свойство восприятия — его предметность. Все воспринимается как предмет на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, предмет же имеет контур. В зависимости от наших задач предмет и фон могут меняться местами. В реальной жизни человек всегда знает, что для него фон, а что предмет, однако, на изображениях существуют обратимые фигуры, когда предмет и фон меняются местами, например, известное изображение вазы или двух профилей.
3. Целостность восприятия, под которой понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Эта взаимосвязь имеет двойное выражение: во-первых, целое не зависит от качества составляющих его частей (как в примере с мелодией), во-вторых, разные элементы, если они находятся в определенных отношениях, могут формировать целое. Это происходит в случае рядоположенности элементов, их подобия, включенности в замкнутую структуру, образования «хорошей формы».
4. Обобщенность — еще одно свойство восприятия. Оно заключается в том, что образ восприятия всегда должен быть отнесен к определенному классу предметов, имеющих название. Например, основные цвета спектра — это целый класс цветов, которые носят обобщенные названия (красный, зеленый и т. д.), конкретные цвета всегда оттеночные (алый, изумрудный).
Все, о чем выше говорилось, относится к идеальному случаю восприятия, или, как говорят психологи, к восприятию в адекватных условиях. Реально же мы всегда наблюдаем в затруднённых условиях. Дефицит времени, большое расстояние, неудобный угол зрения, недостаточная освещенность — все это приводит к определенным искажениям видимого мира.
Кто-то сказал, что произведения архитектуры мы смотрим ногами. Действительно, даже памятники архитектуры экскурсанты никогда не рассматривают в «упор». Обычно обходят, слушая комментарии, или разглядывают отдельные детали. Да и возможности для целостного рассмотрения ограничены, так как памятники расположены среди других строений. Улица — это своего рода коридор, стены которого мы замечаем только боковым зрением, т.е. под измененным углом. Поэтому движения и глаз, и всего тела достраивают, а иногда и изменяют зрительный образ.
Многие культовые сооружения имеют монументальный характер, что предполагает фронтальное рассмотрение. В свою очередь, большие размеры требуют длительного движения либо вдоль здания, либо по направлению к нему, неизбежны повороты под прямыми углами. Такое долгое однообразное движение вызывает сначала утомление, а потом и агрессию, отторжение. В качестве примеров можно привести последние православные храмы в России — Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске и Казанский собор Новодевичьего монастыря в Петербурге. Архитектура Третьего Рейха и так называемый «сталинский стиль» — другой пример тоталитарного монументализма.
Демократическая архитектура (вовсе не в политическом смысле слова) по-иному учитывает психический мир человека. Основная ее задача — создать чувство приобщенности и защищенности, поэтому активно используются круглые площади, внутренние дворики, огороженные пространства. Строящееся здание Публичной библиотеки в нашем городе в большой степени учитывает организацию нашего бессознательного. Круглое основание позволяет избежать утомительного прямолинейного движения вдоль стен, а внутренний двор, ориентированный на посетителей, создает чувство интимности и приобщенности.
Таким образом, восприятие, являясь процессом отражения реальной действительности, зависит также от нашей активности, содержания бессознательных установок психики и результатов знаково-символической деятельности человека.

Мышление. Виды и механизмы

Если вернуться к схеме организации познавательных процессов, то можно увидеть, что мышление замыкает их иерархию. Это не только высший, но и иной уровень познания. Результатом предшествующих уровней познания (ощущения, восприятия, представления) является наглядный образ — отражение объективной реальности той или иной степени адекватности. Результатом процесса мышления является формирование понятия такой языковой структуры, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим.
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление изучается многими науками, каждая выделяет свой аспект. Философия изучает соотношение материи и мышления.
Социология проводит анализ исторического развития в зависимости от социальных структур общества.
Кибернетика изучает мышление как информационный процесс.
Формальная логика рассматривает основные формы мышления: суждения, умозаключения.
Схоластика (средневековый реализм) постигает природу вещей через постижение значения имени вещей. В основе этого типа реализма лежит обособление каждой идеи, имени и оформление ее как сущности. Мышление — оперирование идеями, выстраиваемыми в иерархические сочетания.
Психология изучает механизмы реализации мыслительных актов, в том числе мозговые, и понимает мышление как познавательную деятельность.
Несмотря на то, что мышление — это качественно иной процесс по сравнению с перцепцией, он не может быть оторван от предшествующих психических процессов — должен существовать «мостик» от непосредственного и конкретного отражения к отражению опосредованному. Таким переходом является допонятийное мышление, свойственное детям и встречающееся на более поздних этапах развития. Особенности допонятийного мышления наиболее полно были изучены психологом Жаном Пиаже. Он выделил следующие особенности разных видов мышления:


Допонятийное
I. Эгоцентризм. Субъективность мышления, которая жестко связана с жестко фиксированной системой отсчета. Эгоцентризм, в отличие от эгоизма, состоит не в обращенности мысли на ее носителя, а в выпадении последнего из сферы отображения. Это — жесткость своей точки зрения, невозможность оценить себя как носителя и партнера отношений с вещами и людьми в силу элементарности отражения этих отношений. Встречается не только у детей — жизненный опыт показывает, что и позже мы не всегда в состоянии преодолеть эгоцентризм и вносить поправки за счет своей исходной позиции.

II. Трансдуктивный характер связей в предпонятийных структурах, что выражается в отсутствии различий между частным и общим, отсутствии соотнесения родовых и видовых признаков

III. Синкретизм — осмысливание предмета по одной несущественной его части. Отсутствие различий между существенными свойствами и случайными особенностями. Взаимная связь черт, воспринимаемых вместе, гораздо сильнее, чем все остальные отношения

IV. Нечувствительность к логическому противоречию и переносному смыслу Понятийное
Децентрация или перецентрация. Интеллектуальная децентрация как преобразование системы координат, выход за пределы индивидуальной системы отсчета. Представляет собой расширение «карты мира»

Индуктивно-дедуктивный характер связей понятийных структур. Индукция как переход от частного к общему и дедукция как переход от общего к частному


Иерархическая соотнесенность признаков. Выявление с помощью анализа существенного и случайного




Полнота понимания


Мы видим, что в допонятийном мышлении отсутствует сформированность логических структур и имеет место недостаточный опыт взаимодействия с вещами и явлениями. Ж. Пиаже считал, что развитие мышления есть результат развития системы операций, т. е. развитие логики ведет к познанию вещей. В соответствии с другой точкой зрения продвижение в познании вещей и отношений, приобретение практического опыта способствуют изменению и развитию самого мышления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Маклаков А.Г. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Практикум по практической психологии.
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Дубровиной И.В. Практическая психология образования. Под редакцией
  • Джемс. Психология.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Абрамова Г.С. Практическая психология
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов.
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь