|
Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27914
Автор: Коллектив авторов.
Название: Практическая психология: Учебник. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 2. Другое свойство восприятия — его предметность. Все воспринимается как предмет на фоне. Фон всегда неопределенный и неограниченный, предмет же имеет контур. В зависимости от наших задач предмет и фон могут меняться местами. В реальной жизни человек всегда знает, что для него фон, а что предмет, однако, на изображениях существуют обратимые фигуры, когда предмет и фон меняются местами, например, известное изображение вазы или двух профилей.
3. Целостность восприятия, под которой понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Эта взаимосвязь имеет двойное выражение: во-первых, целое не зависит от качества составляющих его частей (как в примере с мелодией), во-вторых, разные элементы, если они находятся в определенных отношениях, могут формировать целое. Это происходит в случае рядоположенности элементов, их подобия, включенности в замкнутую структуру, образования «хорошей формы». 4. Обобщенность — еще одно свойство восприятия. Оно заключается в том, что образ восприятия всегда должен быть отнесен к определенному классу предметов, имеющих название. Например, основные цвета спектра — это целый класс цветов, которые носят обобщенные названия (красный, зеленый и т. д.), конкретные цвета всегда оттеночные (алый, изумрудный). Все, о чем выше говорилось, относится к идеальному случаю восприятия, или, как говорят психологи, к восприятию в адекватных условиях. Реально же мы всегда наблюдаем в затруднённых условиях. Дефицит времени, большое расстояние, неудобный угол зрения, недостаточная освещенность — все это приводит к определенным искажениям видимого мира. Кто-то сказал, что произведения архитектуры мы смотрим ногами. Действительно, даже памятники архитектуры экскурсанты никогда не рассматривают в «упор». Обычно обходят, слушая комментарии, или разглядывают отдельные детали. Да и возможности для целостного рассмотрения ограничены, так как памятники расположены среди других строений. Улица — это своего рода коридор, стены которого мы замечаем только боковым зрением, т.е. под измененным углом. Поэтому движения и глаз, и всего тела достраивают, а иногда и изменяют зрительный образ. Многие культовые сооружения имеют монументальный характер, что предполагает фронтальное рассмотрение. В свою очередь, большие размеры требуют длительного движения либо вдоль здания, либо по направлению к нему, неизбежны повороты под прямыми углами. Такое долгое однообразное движение вызывает сначала утомление, а потом и агрессию, отторжение. В качестве примеров можно привести последние православные храмы в России — Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске и Казанский собор Новодевичьего монастыря в Петербурге. Архитектура Третьего Рейха и так называемый «сталинский стиль» — другой пример тоталитарного монументализма. Демократическая архитектура (вовсе не в политическом смысле слова) по-иному учитывает психический мир человека. Основная ее задача — создать чувство приобщенности и защищенности, поэтому активно используются круглые площади, внутренние дворики, огороженные пространства. Строящееся здание Публичной библиотеки в нашем городе в большой степени учитывает организацию нашего бессознательного. Круглое основание позволяет избежать утомительного прямолинейного движения вдоль стен, а внутренний двор, ориентированный на посетителей, создает чувство интимности и приобщенности. Таким образом, восприятие, являясь процессом отражения реальной действительности, зависит также от нашей активности, содержания бессознательных установок психики и результатов знаково-символической деятельности человека. Мышление. Виды и механизмы Если вернуться к схеме организации познавательных процессов, то можно увидеть, что мышление замыкает их иерархию. Это не только высший, но и иной уровень познания. Результатом предшествующих уровней познания (ощущения, восприятия, представления) является наглядный образ — отражение объективной реальности той или иной степени адекватности. Результатом процесса мышления является формирование понятия такой языковой структуры, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление изучается многими науками, каждая выделяет свой аспект. Философия изучает соотношение материи и мышления. Социология проводит анализ исторического развития в зависимости от социальных структур общества. Кибернетика изучает мышление как информационный процесс. Формальная логика рассматривает основные формы мышления: суждения, умозаключения. Схоластика (средневековый реализм) постигает природу вещей через постижение значения имени вещей. В основе этого типа реализма лежит обособление каждой идеи, имени и оформление ее как сущности. Мышление — оперирование идеями, выстраиваемыми в иерархические сочетания. Психология изучает механизмы реализации мыслительных актов, в том числе мозговые, и понимает мышление как познавательную деятельность. Несмотря на то, что мышление — это качественно иной процесс по сравнению с перцепцией, он не может быть оторван от предшествующих психических процессов — должен существовать «мостик» от непосредственного и конкретного отражения к отражению опосредованному. Таким переходом является допонятийное мышление, свойственное детям и встречающееся на более поздних этапах развития. Особенности допонятийного мышления наиболее полно были изучены психологом Жаном Пиаже. Он выделил следующие особенности разных видов мышления: Допонятийное I. Эгоцентризм. Субъективность мышления, которая жестко связана с жестко фиксированной системой отсчета. Эгоцентризм, в отличие от эгоизма, состоит не в обращенности мысли на ее носителя, а в выпадении последнего из сферы отображения. Это — жесткость своей точки зрения, невозможность оценить себя как носителя и партнера отношений с вещами и людьми в силу элементарности отражения этих отношений. Встречается не только у детей — жизненный опыт показывает, что и позже мы не всегда в состоянии преодолеть эгоцентризм и вносить поправки за счет своей исходной позиции. II. Трансдуктивный характер связей в предпонятийных структурах, что выражается в отсутствии различий между частным и общим, отсутствии соотнесения родовых и видовых признаков III. Синкретизм — осмысливание предмета по одной несущественной его части. Отсутствие различий между существенными свойствами и случайными особенностями. Взаимная связь черт, воспринимаемых вместе, гораздо сильнее, чем все остальные отношения IV. Нечувствительность к логическому противоречию и переносному смыслу Понятийное Децентрация или перецентрация. Интеллектуальная децентрация как преобразование системы координат, выход за пределы индивидуальной системы отсчета. Представляет собой расширение «карты мира» Индуктивно-дедуктивный характер связей понятийных структур. Индукция как переход от частного к общему и дедукция как переход от общего к частному Иерархическая соотнесенность признаков. Выявление с помощью анализа существенного и случайного Полнота понимания Мы видим, что в допонятийном мышлении отсутствует сформированность логических структур и имеет место недостаточный опыт взаимодействия с вещами и явлениями. Ж. Пиаже считал, что развитие мышления есть результат развития системы операций, т. е. развитие логики ведет к познанию вещей. В соответствии с другой точкой зрения продвижение в познании вещей и отношений, приобретение практического опыта способствуют изменению и развитию самого мышления. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|