Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии. | Психодиагностика | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 24 страница



Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19809

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Отсутствие визуального образа должно быть компенсировано иными «знаками присутствиям «Я здесь, я рядом». Контакт глаз, кивок головы» поощряющий жест, прикосновения невозможны при аудиальном контакте* Следовательно, повышается значение интонационной окраски речи, ее тембровых характеристик, ритма. Особое значение, кроме всего прочего, приобретают и междометия, так называемые «угу-реакции» («мгм-О* Кстати, сколько их в анализируемом фрагменте беседы? Помимо функции поощрения к разговору и демонстрации внимания, они также выполняют элементарную функцию «знака присутствия». Это «угуканье^ не случайно. Стоит его прекратить, как абонент «неожиданно» может спросить: «Вы меня слушаете?*. Вообще, использование различных междометий наряду с соответствующими интонационными компонентами речи в телефонном эфире придает ему теплоту* безопасность, «неформальность», «домашностью.
Можно привести и другие примеры коммуникативных моментов (вопросы, советы, паузы, приемы вербального следования и т,д_)> которые используются чуть-чуть по-другому. Но они — лишь оттенки одного цвета- А есть ли приемы, звучащие в ином регистре? Отметим некоторые.
Передача дыхания. Передача дыхания в телефонной коммуникации провоцирует создание иллюзии физической приближенности к слушателю, уменьшает психологическую дистанцию до минимума, придавая общению нотки интимности и особой доверительности. Между прочим, этот психологический эффект используют различные экзотические телефонные центры, оказывающие сексуальные услуги по телефону- Такая ^пикантная» деталь как «засорение* линии «Телефона Доверия* онанистами в некотором отношении имеет парадоксально-юмористическую закономерность: чем шире у вас арсенал приемов «вхождения» в диалог и чем «легче» звучит ваш голос, тем более высока вероятность увеличения звонков от соответствующей аудитории. С другой стороны, неконтролируемое спонтанное дыхание в трубку может неосознанно восприниматься абонентом как вторжение на свою
________________^_______________ 129
психологическую территорию, что сопровождается ощущением дискомфорта и желанием «отодвинуться». Вместе с тем дозированная передача дыхания «расцвечивает* эфир, снимая ощущение пустоты пространства телефонной коммуникации в паузах*
Творческое «обыгрывание» телефонных технических шумов и помех в контексте осуществления психотехнических приемов «настройкиfr. Телефонная связь такова, какова она есть, и с этим надо смириться. Шумы, трески, неожиданные подключения посторонних, ухудшение слышимости, внезапные обрывы и т.д. — прозаические будни функционирования линии, Но даже эти обстоятельства можно использовать для установления отношений.
Пример из практики
Начало фрагмента:
К. — $ Телефон Доверия». Я слушаю Вас, А* —... Это «Телефон Доверия* ,„ Я вот хотел спросить,» (мальчишеский голос — робко, чуть запинаясь)
К. — Мгм„. да. (Возникает пауза. Неожиданно раздается треск на линии.)
К. — Алло? Меня слышно? А- —Да.
К- — Чего-то шум какой-то. Может быть, мне громче говорить». Так хорошо? (говорит громче)
А- — Вроде ничего.
К- — А так?», (подносит ближе трубку)
А. — Да, Так намного лучше.
К- — Ну хорошо. Если будет плохо слышно, Вы скажете, я постараюсь говорить погромче.
А- — Мгм..,
К* — А сейчас мне хорошо Вас слышно. (После этого шум
неожиданно прекращается.) К. — Ну наконец-то. Мгм—
А. — Я тут хотел посоветоваться (более уверенно). Конец фрагмента.
В этом диалоге технические помехи — не неблагоприятное условие беседы, а дополнительный инструмент установки контакта. Их * обыгрывание» меняет расстановку пози-
130___________________________________________________
цийвдиаде «консультант—абонента Чувствуя неуверенность абонента, консультант предоставляет возможность «поруководить» собою, тем самым как бы «понижая* свой статус, апеллируя к собеседнику как к «хозяину контакта», Консультант сознательно «приоткрывает* себя, выражая сожаление , что досадные помехи мешают диалогу («Чего-то шум какой-то*). Ситуативная тревожность абонента понижается за счет того, что консультант «сбивается с роли^. Мгновенная «настройка» происходит сразу же после первой фразы абонента, особенно учитываются интонации. (Подростковый, неуверенный голос. —Ага, требуется более четко себя обозначить. Схожее мы наблюдали и в анализируемом нами фрагменте, но там такое обозначение было более резким). Совместные усилия по преодолению технических трудностей сближают абонента и консультанта» При невозможности дальнейшего продолжения разговора^ например, при усилении шумов, он по договоренности был бы отложен- (Возможный вариант: «Вы знаете, я сейчас совсем не слышу. Если Вы меня слышите, пожалуйста, перезвоните прямо сейчас, Я буду ждать Вашего звонка* • Консультант дожидается, когда абонент положит трубку,)
Приведенный пример — в ряду многих «маленьких хитростей» , которые рождаются при выработке индивидуальных психотехнических средств вхождения в телефонный диалог.
По мере накопления профессионального опыта каждый сотрудник вырабатывает свои приемы психологической «на-стройки*, свои психотехнические средства вступления в диалог. Описанное выше есть попытка раскодировки сложных и трудно поддающихся вербализации интро- и интерпсихических процессов, возникающих в результате осознанного принятия человеком на себя роли телефонного консультанта.
Взгляд стороннего наблюдателя
Прежде, чем продолжить работу, обратитесь вновь к анализируемому фрагменту беседы* Ниже приводится взгляд на телефонную беседу со стороны двух наблюдателей. Им пред-
____________________________________________________131
лагалось ответить на те же вопросы, что и вам, С чем вы согласны, с чем — нет? Особо отметим, что это — взгляд не экспертов, «критиков», а взгляд «подготовленных зрителей* — молодых психологов, сфера интересов которых лежит в иных областях, нежели психологическое консультирование-Комментарии были любезно высказаны после двухразового прослушивания аудиозаписи анализируемого фрагмента. Протоколирование осуществлялось с использованием магнитофона, при расшифровке проведено незначительное редактирование-Наблюдатель 1:
1, О характере складывающихся отношений и уровне контакта* Первое возникшее чувство, что консультант в данном случае сразу занял доминирующую позицию в диалоге. Это проявлялось в формулировке вопросов, такой энергичной, торопящей, опережающей события манере, повышенном тоне. Проявлялось как бы в «подстежке* — «так!*. Жесткие, однозначные реплики и очень быстрые переходы. Абонент не совсем успевал ориентироваться, так как задаваемые вопросы лежали в разной плоскости» и за короткий промежуток времени мозаичная картина начинала вырисовываться. Но эта картина была мозаичной> каждая линия начиналась, но не получала развитие. Каждую из линий можно было бы продолжить, но тут же шел поворот к другой стороне. Поэтому абонент, встав перед необходимостью отвечать на вопросы, лежащие в разных плоскостях, не мог ответить, раскрыть содержание каждого вопроса. Из-за темпа, ритма, тона происходила «сбивка*. С другой стороны, у абонента была явно выжидательная позиция. Она ждала вопросов для продолжения беседы. Может быть, тактика и была оправдана. Абонент не давал развернутых ответов на вопросы. Но на данном этапе даже в ситуации быстрых переходов (или благодаря им* — К.) некоторая картина начинает складываться. Причем заметна динамика: от односложных («мальчик — ктор) к более развернутым ответам. И потом она включилась в беседу. А уровень контакта можно оценить по нарастающей линии: от некоторого непонимания и, возможно, неготовности к пониманию — к усиливающемуся взаимопониманию*
2. О чувствах от рассказа (истории). То, что рассказывает абонент, и как она это делает, рождает у меня ощущение незре-
132
лости. Невелик ее возраст! У меня существует предубеждение: сам факт обращения с такой проблемой говорит о личностной незрелости. У меня усиливается чувство покровительства (сравните с рассуждениями консультанта о коммуникативной позиции «старшего братан, — К*), Поэтому я говорил бы в такой же тональности, как и консультант.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Федунина Н.Ю.. Переживание консультантами ситуации неконгруэнтности вербальной и невербальной информации в сообщениях постоянных абонентов
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • К чему снится начальник
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Притча «Страхи»
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Почему люди хронически лгут
  • Установление доверительного контакта психолога с пациентом Онкоцентра
  • Притча «Быть может это судьба»
  • Дубровская Е.В. Психолог и клиент: создание пространства. Из опыта работы в Онкоцентре
  • Притча «Три типа слушателей»
  • Притча «Упорство»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Величко Н. Краткосрочная работа с проблемами коммуникации у пациентки с хроническими соматическими заболеваниями
  • Притча «Vodka»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Федунина Н.Ю.. Трудности перевода: эссе о работе семейного консультанта
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Бакиров Анвар. Базовые пресуппозиции - весело о важном.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Фандеева О.Н. Психолог в Онкоцентре: три разных опыта практики
  • Притча «Присутствие и Отсутствие»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Роджерс К. Человекоцентрированный подход к психотерапии: сессия с Джен
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Шавеко Е.Ю. Крылья белого мотылька или мой путь к пониманию бессознательного
  • К чему снится телефон
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Притча «Любовь»
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Рыцарева Т.В. Трудности первых шагов психолога-консультанта
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь