|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54523
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. —
М.: Мысль, 1976.—С. 50—68, 132—137. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас- те.—М.: Просвещение, 1968.—Гл. I, II. Дробницкий О. Г. Понятие морали.—М.: Знание, 1974. Кон И. С. Социология личности.—М.: Политиздат, 1967.— С. 6—100. Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравст- венном поведении личности.—М.: Наука, 1976. Субботский Е. 'В. Формирование морального действия у ребен- ка//Вопросы психологии.— 1979,—№ 3. Якобсон С. Г., Арсеньева Т. А. Экспериментальное исследова- ние формирования у детей этических взаимоотношений//Взаимо- отношения детей в совместной деятельности и проблемы воспита- ния.—М.: Педагогика, 1976.—С. 144—185. Якобсон С. Г., Лавренко В. П., Федорова Т. М. Исследование некоторых механизмов усвоения детьми правил поведения//Воп- росы психологии. — 1975. — № 1. Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой.—М.: Наука, 1976. 6. Понимание и эмоциональное отношение к социальным явле- ниям младших школьников 1. Структура нравственных качеств личности. 2. Особенности понимания младшими школьниками нравственных категорий. 3. Особенности эмоционального восприятия социальных явлений младшими школьниками. 4. Экспериментальное изучение различных случаев соотношений понимания и эмоционального отношения младших школьников к социальным явлениям. 5. Описание методики исследования. 117 6. Особенности воспитательного воздействия при различном соот- ношении понимания и эмоционального отношения школьников к созидаемым явлениям. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение.—М.: Мысль, 1979. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас- те.—М.: Просвещение, 1968. Запорожец А. В., Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе, функ- ции и структуре эмоциональных процессов у ребенка//Вопросы психологии. — 1974. —№ 6. Кон И. С. Социология личности.—М.: Политиздат, 1967. Методы социально-психологических исследований/Под ред. М. А. Меньшиковой.—М.: Наука, 1975. Психологические проблемы нравственного воспитания де- тей/Под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якоб- сон.—М.: Педагогика, 1977. Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой.—М.: Наука, 1976. Якобсон С. Г., Лавренко В. П., Федорова Т. М. Исследование некоторых механизмов усвоения детьми правил поведения//Воп- росы психологии. — 1975. — № 1. 7. Роль конкретного и абстрактного в понимании нравствен- ных явлений младшими школьниками 1. Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности младшего школьника. 2. Конкретное и абстрактное выражение нравственных явлений. 3. Экспериментальное изучение понимания конкретного и абст- рактного выражения нравственных явлений младшими школь- никами. 4. Особенности понимания нравственных явлений младшими школьниками. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.—М.: Педагоги- ка, 1972. Давыдов В. В. К проблеме соотношения абстрактных и конк- ретных знаний в обучении//Вопросы психологии.—1968.—№ 6. Зак А. 3. К вопросу о развитии мышления у школьников//Пси- хологические проблемы учебной деятельности школьника/Под ред. В. В. Давыдова.—М.: Просвещение, 1977.—С. 253—260. Кожуховская И. И. Методика исследования мышления и кри- тичности//Вопросы психологии.— 1974.—№ 1. Липкина А. А. Психология ребенка и формирование нравст- венных компонентов его мировоззрения//Вопросы психологии. — 1980.— № 1. Моральное сознание: Элементы, формы, особенности.—М.: Знание, 1974. Психологические проблемы нравственного воспитания детей/ Под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. — М.: Педагогика, 1977. 118 8. Особенности восприятия младшими школьниками учителя 1. Особенности отношения первоклассника к учителю. 2. Особенности восприятия учителя младшими школьниками (I, II, III, IV классы): а) описание методики эксперимента; б) анализ полученных результатов. 3. Изменения восприятия детьми учителя от I к IV классу. Богословский В. В. Понимание и оценка младшими школьни- ками действий и поступков взрослых//Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена.—1971.—Т. 445. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. Коломинский Я. Л., Березовик Н. А. Учитель и детский коллек- тив.—Минск: Народная асвета, 1975. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьни- ка,—М.: Просвещение, 1977.—С. 215—219. 9. Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников 1. Психология готовности ребенка к обучению в школе. 2. Характеристика мотивов учения у детей с пониженной обучае- мостью. 3. Особенности интеллектуальной деятельности неуспевающих младших школьников: а) описание методик эксперимента; б) анализ результатов исследования. 4. Причины неуспеваемости младших школьников и возможные пути преодоления неуспеваемости. Дубровина И. В. Некоторые особенности проявления специфи- ческих особенностей у младших школьников/Щсихологические проблемы учебной деятельности школьника/Под ред. В. В. Давы- дова.—М.: Просвещение, 1977.—С. 260—266. Дусавицкий А. К., Репкин В. В. Исследование развития позна- вательных интересов младших школьников в различных условиях обучения//Вопросы психологии. — 1975. —№ 3. Власова И. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста//Вопросы психологии.— 1977.—№ 1. Особенности памяти и мышления младших школьников, от- стающих в развитии.—М.: Педагогика, 1973. Маркова А. К., Абрамова Г. Г. Психолого-педагогические ас- пекты проблемы индивидуальных различив/Вопросы психоло- гии.—1977.—№ 2. Мурачковский Н. И. Как предупредить неуспеваемость школь- ников.—Минск: Народная асвета, 1977. Проскура Е. О психологической готовности к школе перво- классников/УДошкольное воспитание. — 1977. —№ 8. 119 Психологические проблемы неуспеваемости школьника/Под ред. Н. А. Менчпнской.—М.: Педагогика, 1971.—Гл. 2, 3, 4. Фомичева Т. В., Ходор Н. И. О влиянии некоторых факторов на успеваемость учащихся первых классов//Вопросы психоло- гии.—1978.—№ 6. 10. Особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте 1. Оценка и самооценка как проблема психологии личности. 2. Описание методик изучения оценки и самооценки младших школьников. 3. Анализ результатов эксперимента. 4. Характеристика изменений оценки и самооценки у детей млад- шего школьного возраста. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования са- мооценки в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии — 1978.—№ 4. Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки уча- щихся I—IV классов в учебной деятельности//Вопросы психоло- гии. — 1968.—Л" 3. Богословский В. В. Понимание и оценка младшими школьни- ками действий и поступков взрослых//Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена.— 1971.—Т. 445. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.—Л- Изд-во ЛГУ, 1965. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас- те.—М.: Просвещение, 1968.—Ч. III.—Гл. 2. Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учеб- ной деятельности.—М.: Просвещение, 1968.—Гл. 12. Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности//Проблемы ди- агностики умственного развития.—М.: Педагогика, 1975. 11. Мотивы учебной деятельности и поведения младшего школьника 1. Роль мотивов в поведении и деятельности человека. 2. Мотивы учения у младших школьников. 3. Мотивы выполнения общественных поручений в младшем школьном возрасте. 4. Экспериментальное изучение мотивов поведения и деятельнос- ти младших школьников: а) описание методик эксперимента; б) анализ результатов исследования. 5. Возможные пути формирования положительных мотивов пове- дения и учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности М.: Мысль, 1976. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас- те.—М.: Просвещение, 1968.—Ч. III.—Гл. 1, 2. 120 Власова И. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста//Вопросы психологии.— 1977.—№ 1. Дусавицкий А. К., Портная Е. А. Об особенностях развития мо- тивов учения младших школьников//Психологические проблемы учебной деятельности школьника/Под ред. В. В. Давыдова.—М., 1977.—С. 280—289. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л. Н. Божович, Л. В. Благонадежиной.—М.: Педагогика, 1972. 12. Особенности взаимоотношений младших школьников в кол- лективе 1. Коллекгив—необходимое условие развития личности. 2. Особенности взаимоотношений младших школьников: а) описание методики эксперимента; б) анализ результатов эксперимента. 3. Условия, необходимые для формирования коллектива младших школьников. 4. Роль учителя в формировании классного коллектива. Божович Л. И., Славина Л. С. Случаи неправильного взаимо- отношения ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности//Вопросы психологии.—1976.—№ 1. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и пробле- мы воспитания/Под ред. С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлова.—М.: Педагогика, 1976. Кисловская В. Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу//Вопросы психологии.—1971.—№ 1. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в дет- ском коллективе.—Минск: Народная асвета, 1969. Роботова А. С. О некоторых психологических условиях воспи- тания правильных взаимоотношений учащихся в коллективе//Воп- росы психологии. — 1970.—№ 5. Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива/Под ред. П. А. Просецкого и др.—М.: Педагогика, 1975. Шульгина Б. А. К характеристике принятия школьником мне- ния сверстников в конфликтной ситуации//Вопросы психологии. — 1974.—№ 2. Тема 6. Психологические особенности подросткового возраста Методические указания Данная тема занимает особое место не только в курсе психо- логии, но и во всем цикле психолого-педагогических дисциплин. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим зна- чением (из десяти классов средней школы по крайней мере в пя- 121 ти—с IV по VIII—учителя имеют дело с подростками); во-вто- рых, тем, что она позволяет конкретизировать понятия о возрасте и о личности, с которыми студенты знакомятся в курсах общей психологии, педагогики, возрастной и педагогической психологии; в-третьих, при изучении этой темы наиболее рельефно проявляют- ся межпредметные связи между психологией и педагогикой, на- глядным становится необходимость психологических знаний для учителя, невозможность без них понять поведение подростка, осуществить правильное педагогическое воздействие на воспитан- ника. Знакомство с этой темой следует начать с объяснения психо- логического понятия возраста как качественной характеристики психики человека, которая отличается от житейского представле- ния о возрасте как о количестве прожитых лет. Некоторые дет" вступают в подростковый период начиная с IV, даже с III класса, другие—позже—с V класса. Переход в следующий возрастной период—ранняя, юность—у некоторых детей начинается уже в VII классе, другие остаются подростками вплоть до IX—XI клас- са. Указанные различия студенты могут увидеть на практике, так как переход к подростковому возрасту характеризуется резким изменением поведения детей, которое легко внешне наблюдается. Далее, раскрывая психологические особенности подросткового возраста, полезно конкретизировать понятие личности, которое изучается в курсах общей психологии и педагогики. Студенты должны убедиться, что на формирование личности подростка со- циальные ^факторь! ^оказывают ведущее влияние, а биологиче- ^а^^^^ЙйДйДОВаадаег^С.оциальными факторами психического развития являются: переход в среднюю школу и связанные спим изменения учебной деятельности, общения школьников и учите- лей; вступление в пионерскую организацию и позже—в комсо- мол, которое ведет за собой расширение общественно полезной i деятельности, повышение ее самостоятельности и практической л. отдачи; происходит изменение положения ребенка в семье: с рос- том физических и умственных возможностей ему начинают боль- ше доверять и поручать выполнение более сложной домашней ра- боты, включать в обсуждение семейных проблем. К биологическим факторам относятся: начало Полового созре- вания, а также связанные с ним бурное развитие и перестройка всех органов, тканей и систем организма. Неправильно объяснять особенности поведения детей в этом возрасте только началом по- лового созревания. Это значительное упрощение, а часто — извра- , щение причинных зависимостей. Половое созревание как главней- .^, ший биологический фактор в этом возрасте влияет на поведение < ' подростка не прямо, а опосредованно. Агрессивность по отноше- нию к старшим, негативизм и т. д. появляются не из-за самоТопо себе полового созревания, а через посредство социальных условий существования подростка: его статуса в коллективе сверстников, взаимоотношений со взрослыми и т. д. Преобразуя последние, можно воздействовать на поведение подростка. 122 Резкое увеличение отрицательных поступков детей при пере- ходе в подростковый возраст—непослушание, упрямство, брави- рование своими недостатками, драчливость и др.—делает этот возраст трудным для учителя. В ходе изучения этой темы студен- ты должны понять, что за каждой внешней реакцией учащегося стоит своя психологическая причина, которую легко упустить, если ограничиваться только моральной оценкой поступков. Те действия подростков, которые на первый взгляд оцениваются как «некуль- турные», «глупые», «вредные», «необъяснимые», на самом деле имеют прежде всего психологическое объяснение, вытекающее из особенностей данного этапа становления личности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|