Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др. Психология науки Учебное пособие. | Общая психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 24 страница



Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др. Психология науки Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 29233

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Наконец, нельзя забывать о переписке Фарадея, например с молодым Максвеллом, в процессе которой оба ученых высказывали суждения, из которых явствует, что они, ощущая нарождающиеся запросы логики развития науки, спешили выразить их и представить на суд друг другу.
Ученые не удовлетворяются той информацией, которая доступна для них посредством обычных публикационных каналов - книг, журналов, статей, справочников и т. п. "Чтобы ученый своими работами мог влиять на коллективную работу, - пишет П. Л. Капица, - необходимо личное общение, необходим живой обмен мнениями, необходима дискуссия, всего этого не может заменить ни печатная работа, ни переписка. Почему это происходит, не так легко объяснить. Я думаю, что большинство из нас по своему опыту знает, как необходим личный контакт между людьми при согласовании творческой деятельности. Только когда видишь человека, видишь его лабораторию, слышишь интонацию его голоса, видишь выражение его лица, появляется доверие к его работе и желание сотрудничества с ним. По этой же причине никакой учебник не может заменить учителя" (Капица, 1974, с. 123).
В настоящее время в связи со стремительной компьютеризацией исследований, развитием кибернетических методов и методов теории информации возникла тенденция отождествлять общение с "коммуникацией", с процессами "передачи информации". Но это крайне одностороннее понимание общения, которое имеет свою психологическую специфику, в том числе - в науке.
Обмен информацией, а также внутренняя критика, обсуждение, моральная поддержка не исчерпывают всего содержания общения. В процессе общения его участники неосознанно передают друг другу и усваивают те компоненты, которые не могут быть строго формализованы: стиль мышления, подход к проблеме, ощущение перспективности нового направления и Др. Все это "личное знание" (термин, предложенный английским физико-химиком М. Полани) не может быть усвоено и передано без непосредственного общения.
По мнению Полани, для приобщения к науке необходим непосредственный личный контакт между начинающим ученым ("подмастерьем") и опытным мастером. Без прямого контакта первый не сможет перенять от второго ту часть личного знания, которую нельзя усвоить из книг и без которой в то же время невозможно научное творчество.
Полани отмечает, что среди ученых распространено мнение о научном исследовании как о чем-то совершенно свободном от личностных, в частности эмоциональных факторов. Это может
90

оказать отрицательное воздействие на начинающих научных работников.
Всякое отступление от привычных логических схем, всякий взлет фантазии или интуитивную догадку они начнут отвергать как несовместимые с научными идеалами объективности и рациональности.
Полани проводит различие между расчлененным и нерасчлененным мышлением. Последнее имеет свой особый "внутренний язык". Чтобы научиться ему, нужно работать с ученым, который уже владеет этой формой мышления, наблюдать за его деятельностью, стремиться подражать ему. Как бы далеко ни продвинулась формализация умственных процессов, она никогда не снизит ценность непосредственного опыта личности, как и опыта ее прямых контактов с другими людьми (а не только с компьютерами). Соответственно, обогащение и умножение этого опыта является одним из важных условий эффективности научного труда. То, что само знание представляет собой единство формализованного и неформализованного, дает возможность в разных случаях анализировать его разные ипостаси, как, например, рассмотрение света в одних случаях "выгодно" вести с точки зрения волновой теории, в других - с точки зрения квантовой.
Стало быть, как в интеллектуальном плане, так и в мотивационном включенность в систему непосредственных связей с "учителем", "мастером", владеющим (хотя бы безотчетно) тайнами творчества, оказывает огромное воспитательное воздействие на начинающего ученого.
Таким образом, выявляется определенная противоречивость процесса общения типа "учитель - ученик". Только в общении со зрелыми учеными, в наблюдении за их деятельностью, перенимая у них определенные каноны, складывается личность, способная идти своим собственным путем и только поэтому реализовывать свою функцию - внести неповторимый вклад в социальное дело науки.
Это противоречие своеобразно проявляется на различных уровнях взаимодействия между людьми науки, которые всегда учатся друг у друга и претендуют на то, чтобы сказать свое собственное, еще никем не высказанное слово. Нераздельность познания и общения выступает здесь в качестве основного стержня процессов общения. Прямое (устное) и опосредованное печатным словом общение - это не внешние по отношению к познавательной активности ученого "каналы коммуникации", свойства которых безразличны для текущих по ним потоков идей (подобно тому, как свойства проводника не влияют на содержание электрических импульсов).
91

Общение является не только необходимым, но качественно своеобразным фактором научной деятельности, имеющим особое строение и собственные механизмы, неотделимые от механизмов познания и вместе с тем не совпадающие с ними.
Говоря о плодотворности общения типа "учитель - ученик" или "мастер - подмастерье", мы акцентировали внимание на плодотворности такого типа контактов для "младшей" стороны. Возможно, не меньшее значение имеет "поток общения" обратного направления - от ученика к учителю.
"Те, часто нелепые вопросы, которые задают студенты после лекции, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить"(Капица, 1974, с. 135).
Другой не менее важной характеристикой потока общения "ученик - учитель" или "подмастерье - мастер" является то, что общение такого типа активно препятствует "ригидизации" умственных стереотипов, которыми оперирует "мастер".
По мнению П. Л. Капицы, Резерфорд прекрасно понимал значение, которое для него самого имели ученики. Он говорил:
"Ученики заставляют меня самого оставаться молодым". В этом заключена глубокая истина, так как ученики не позволяют учителю отставать от жизни, отрицать все новое, что рождается в науке. Как часто мы наблюдаем, что ученые, старея, становятся в оппозицию к новым теориям. Между тем Резерфорд с легкостью и доброжелательством воспринимал такие новые идеи в физике, как волновая и квантовая механика, к которым в то время ряд крупных ученых его поколения относились необоснованно скептически. Это обычно случается с теми из ученых-одиночек, у кого нет близких учеников, которыми надо руководить и которых надо двигать вперед.
Интереснейшим примером влияния общения на эффективность творческого процесса может служить свидетельство Джеймса Уотсона - одного из тех ученых, кто установил структуру молекулы ДНК - генетического материала клетки.
Биолог Уотсон, увидев на конференции по структуре биологических макромолекул в Неаполе (1951 г.) рентгенограмму ДНК, сделанную М. Уилкинсом, понял, что, поскольку рентгенограмма имеет большое число дифракционных максимумов, то это, по-видимому, свидетельствует о ее кристаллической регулярной структуре. Он понял, что ключ к разгадке тайны гена - это рентгеноструктурный анализ структуры молекулы ДНК в сочетании с химическим. Он устроился на научную работу в Кавен-дишскую физическую лабораторию (Кембридж), где физик Френ-
92

сие Крик, бросивший физику ради биологии, под руководством химика Макса Перутца использовал рентгенографию как метод анализа структуры органических молекул.
"С первого же дня, проведенного в лаборатории, - пишет Д. Джеймс, - мне стало ясно, что в Кембридже я останусь надолго. Уехать было бы вопиющей глупостью, так как я лишился бы неповторимой возможности разговаривать с Френсисом Криком. В лаборатории Макса нашелся человек, который знал, что ДНК важнее, чем белки, - это было настоящей удачей... Наши беседы в обеденный перерыв вскоре сосредоточились вокруг одной темы: как же все-таки соединены между собой гены? Через несколько дней после моего приезда мы уже знали, что нам следует предпринять..." И далее: "... часто, зайдя в тупик со своими уравнениями, он принимался расспрашивать меня о фагах. Или же снабжал меня сведениями по кристаллографии, собрать которые обычным путем можно было бы только ценой утомительного штудирования специальных журналов" (Уотсон, Джеймс, 1965, с. 61). Совместная творческая деятельность Ф. Крика и Дж. Уотсона проходила в непрерывном общении с Морисом Уилкинсом, в лаборатории которого снимались наиболее четкие рентгенограммы ДНК.
Существенным для нас в этом примере является то, что трое ученых совершенно различного научного профиля, имея общую сферу знаний и интересов, добились в непосредственном общении взаимопроникновения категориальных схем физики, химии и биологии, следствием чего стало величайшее научное достижение - установление структуры носителя наследственности.
Проникая в строй мыслительной деятельности своих собеседников, ученый совершает некоторый "скачок" в своем собственном мышлении, сходный по природе со "скачком" мышления при непосредственном изучении природы изучаемого объекта. Стиль мышления ученого влияет на характер его общения, взаимодействия с учениками.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Экипаж»
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Молодцова Е.Н. ПОГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАУКИ
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Наука; science
  • Дескриптивное
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Притча «Знания и всезнание»
  • Лосский В. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Асмус В. ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКЕ
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Гордиенко Виктория Александровна. Ценность психологического знания
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
  • А.А. Ткаченко. «Дело жизни» как научное понятие или первопричина жизни личности. - А. Ткаченко
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Притча «Как было заработано знание»
  • Ольга Викторовна Калиниченко. «Формирование основ экологического мировоззрения и культуры по средствам лекарственных трав»
  • Под ред. В.Н. Иванова - Основы социального управления
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Сафронова Татьяна Александровна. Детское экспериментирование — уникальный способ познания мира ребёнком дошкольником
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Фуко Мишель - Археология знания
  • Редактор. Роль огня в жизни человека
  • Притча «Опыт Души»
  • Погодин И.А. Концепция первичного опыта и ее значение для психотерапии
  • Ауробиндо. ТАЙНА ВЕДЫ
  • Йегуда Ашлаг. Характер науки Каббала
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Притча «Знание людей в теории и на практике»
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Притча «Хрустальный шар»
  • Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Каюкова Ольга Владимировна. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ
  • Симонов П. О ДВУХ РАЗНОВИДНОСТЯХ НЕОСОЗНАВАЕМОГО ПСИХИЧЕСКОГО
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Притча «Шутливость»
  • Вите О.Т. Социал-демократическое воспитание Зигмунда Фрейда: Генрих Браун и Виктор Адлер
  • Адлер А. Наука жить.
  • Эльдемуров Феликс. Современная арканология как наука
  • Александр Марков. Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»? Происхождение религии
  • Притча «Высшее Знание»
  • Маликова Оксана Валерьевна. Конспект непосредственно – образовательной деятельности Тема: «Экскурсия в деревню «Простоквашино»
  • Гностици́зм
  • Георгий Почепцов. «Карточный домик»: как на смену клиповому мышлению приходит сериальное
  • Притча «Чудовище»
  • Бурцева Елена. Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе на тему: 'В космосе так здорово!'
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь