Болотова А. К. и Молчанова О. Н. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 28515

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьников» (там же, с. 166).
3. В. Мануйленко (1948) провела специальное экспериментальное исследование развития произвольного поведения. Объектом исследования было умение ребенка дошкольного возраста произвольно сохранять позу неподвижности. Критерием служило время, на протяжении которого дети могли сохранять такую позу. Из всех проведенных экспериментальных серий для нас представляет интерес сравнение результатов двух серий — при выполнении роли часового в коллективной игре и при прямом задании стоять неподвижно в присутствии всей группы. Полученные результаты очень красноречиво показали, что во всех возрастных группах длительность сохранения позы неподвижности в ситуации выполнения роли превышает показатели сохранения той же позы в условиях прямого задания. Особенно велико это преимущество у детей 4 — 6 лет, и оно несколько падает к концу дошкольного возраста.
В чем же дело? Каков психологический механизм этой своеобразной «магии» роли? Несомненно, большое значение имеет мотивация деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Указание на мотивы является, однако, недостаточным. Необходимо найти тот психологический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. Ответ на этот вопрос помогают найти серии экспериментов, дополнительно проведенных 3. В. Мануйленко. Эти серии заключались в том, что при выполнении роли часового в одних случаях присутствовала играющая группа, а в других выполнение этой роли выводилось за пределы игровой комнаты и ребенок выполнял свою роль в ситуации одиночества. Оказалось, что в присутствии группы поза неподвижности выполнялась длительнее и более строго, чем в ситуации одиночества. При выполнении роли в присутствии группы дети иногда указывали ребенку — исполнителю роли на необходимость определенного поведения. Присутствие детей как бы усиливало контроль за своим поведением и со стороны самого исполнителя.
Есть основания полагать, что при выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, а с
236
другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, и наличием контроля за выполнением этого образца. Ролевое поведение в игре, как это выясняется из; анализа, является сложно организованным. В нем есть образец, выступающий, с одной стороны, как ориентирующий поведение и, с другой стороны, как эталон для контроля; в нем есть выполнение действий, определяемых образцом; в нем есть сравнение с образном, т. е. контроль. Таким образом, при выполнении роли имеется своеобразное раздвое*-ние, т. е. «рефлексия». Конечно, это еще не сознательный контроль. Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Функция контроля; еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.
Так как содержание ролей, как это мы уже установили, главным образом сосредоточено вокруг норм

отношений между людьми, т. е. ее основным содержанием являются нормы поведения, существующие среди взрослых людей, то в игре ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка. В этом отношении значение игры едва ли может быть переоценено. Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Те стороны психического развития, которые были нами выделены и в отношении которых было показано определяющее влияние игры, являются самыми существенными, так как их развитие подготавливает переход на новую, более высокую ступень психического развития, переход в новый период развития.
Гальперин П. Я.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Из книги: Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
После исследований Л. С. Выготского и Ж. Пиаже об умственном развитии ребенка в психологии установилось мнение, что в старшем дошкольном возрасте и первом школьном возрасте происходит глубокое изменение мышления — переход от его дологических к собственно логическим формам.
Дело в том, что ранее известные формы обучения, несмотря на внешнее разнообразие, оказались вариантами одного и того же метода, при котором деятельность ученика в процессе овладения новым знанием происходит без достаточного руководства, контролируется главным образом по конечному результату и приходит к нему ощупью. Мы же поставили перед собой другую задачу: выяснить условия, при наличии которых ученик будет действовать так, «как надо», и неизбежно придет к заранее намеченным результатам.
Так в конце концов сложилась система условий, которая получила название «поэтапного формирования» и которую лучше назвать «планомерно-поэтапным формированием умственных действий и понятий».
Эта система намечает четыре больших группы условий: формирования достаточной (а лучше адекватной) мотивации действий ученика; обеспечения правильного выполнения нового действия; воспитания его желаемых свойств и последняя, его превращение в умственное действие (в его желаемую форму).
Достаточно полный набор условий, обеспечивающих правильное выполнение нового действия (которое ученик выполнять не умеет) мы называем «схемой полной ориентировочной основы действия» (и кратко записываем — схОдп, в отличие от неполной схнОд). В записи эта схема получает вид как бы алгоритмического предписания, но в отличие от математического алгоритма схема требует понимания каждого шага и рассчитана на это.
В самом начале такой записи помещается разъяснение того, для чего нужен конечный продукт действия. Именно его роль определяет те его свойства, которыми этот продукт должен обладать и которые он должен приобрести в результате обработки исходного материала. Затем следуют указания на отдельные части этого продукта (в порядке их выполнения) и отдельные
238
действия, с помощью которых они производятся. В материале выделяются ориентиры, и все действие выполняется медленно и настолько развернуто, чтобы для ребенка ясно выступали связи между отдельными действиями и теми изменениям материала, которые ими производятся. Все это должно быть не только сказано и показано, но и представлено в четкой, внешней и устойчивой форме — в виде записи на карточке (которую по ее назначению мы называем ориентировочной — ОК).
Для уверенного воспитания действия его материал и отдельные его звенья должны выполняться или на оригинальных предметах, или на моделях, схемах, чертежах, изображениях, словом, — материально или материализовано. А это, естественно, выдвигает последующую задачу — «перенести» все действие (в перцептивных, физических и речевых действиях ■— только их исполнительную часть) в умственный план. Этот внутренний план может быть сформирован только на основе речи, и поэтому только через промежуточные этапы «громкой, социализированной речи» и «внешней речи про себя».
Обучение новому действию на схОдп, представленной на ОК, чрезвычайно облегчает задачу ребенка. Каждое из указаний ОК сделано для него посильным и по ориентировке, и по исполнению; каждое из этих указаний соотнесено с определенными ориентирами материала. И ничего не нужно предварительно заучивать, чтобы потом выполнять по памяти! Задача усвоения переносится на непроизвольную память, которая управляется по тому показателю, насколько ребенок может обходиться без опоры: сначала на ОК, потом — без ее проговаривания вслух и, наконец, без проговаривания «про себя» (и, следовательно, без разделения последовательных звеньев действия).
Итак, на разном материале (письмо букв, начальные понятия грамматики, начальные физические и математические понятия) мы построили такой метод обучения, который позволил ребенку после анализа

нескольких первых объектов самостоятельно исследовать любой новый объект того же рода, устанавливать его строение и его характерные признаки, по ним самостоятельно воспроизводить его и в действии усваивать и знание объекта, и действия с ним. Отличие этого метода обучения от формирования умственных действий, представлений и понятий на схОдп, предлагаемой в готовом виде (II тип обучения), а тем более — отличие их обоих от обучения «путем проб и ошибок» (I тип обучения) —бросается в глаза.
Понятно, что I тип учения у большинства детей в лучшем случае ведет к накоплению узких знаний и умений и не развивает
239



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Использование здоровьесберегающих технологий в средней группе (из опыта работы)
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
  • Яхина Галина Александровна. Значение пальчиковых игр в жизни современного дошкольника
  • Ольга Косинова. Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Соловьева Ирина Геннадьевна. Психическое здоровья детей дошкольного возраста
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Пашукова Т. и др. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь