|
Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 14300
Автор: Бродецкий А.Я.
Название: Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Этот принцип характеризует суть восприятия асимметрии правой и левой сторон большинства одиночных природных визуальных объектов: силуэтов гор и холмов, берегов реки (для плывущего в лодке), деревьев, кустарников и других растений, строений, животных, людей.
Рис. 7. Древнеегипетская фреска Всему здесь сказанному мы находим подтверждение и в своей собственной природе. «У девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5—2 раза меньше, чем в среде представителей "сильного" пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и соверша- 74 ется медленно. У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым и левым полушариями мозга, а у девочек в 2 раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Левое полушарие не только заведует устной речью, оно же руководит чтением и письмом... Мышление и речь связаны неразрывными узами. С утратой функций левого полушария, приводящих к расстройству речи, человек [во многом] утрачивает и способность к абстрактному мышлению... Непонятно лишь, почему с утратой абстрактного мышления человек теряет и хорошее настроение... Человек как бы обладает двумя слуховыми системами и двумя формами мышления. Одна слуховая система предназначена исключительно для анализа звуков речи, другая — главным образом, для восприятия всех остальных звуков окружающего нас мира... Места для второй звуковой системы в левом полушарии не нашлось. Неспособно оно оказалось и к образному мышлению, эти функции взяло на себя правое полушарие... Одна из первых специализированных функций, обнаруженных у правого полушария, была функция сдерживания своего собрата — доминантного [левого] полушария... Задача по сдерживанию своего логически мыслящего и потому несколько оторванного от реальной действительности левого собрата является, очевидно, одной из важнейших обязанностей правого полушария. Правое полушарие отнюдь не мешает правильному восприятию речи, а просто регулирует его уровень в соответствии с потребностями данного момента [например]: узнавание людей по голосу и защита от звуковых помех, а также понимание интонации; кроме того — восприятие всех звуков природы, [кроме речи]... Мир музыки доступен только правому полушарию [включая узнавание мелодии, способность и желание петь]... После выключения правого полушария человек как бы забывает, где у него руки и ноги... Трудно вспомнить, где правая, а где левая рука, и еще труднее показать правую руку у любого из присутствующих... При выключении правого полушария у испытуемых иногда возникает очень необычное состояние, они перестают замечать то, что находится слева. Если испытуемого попросить рассказать, что он видит на картине,., он расскажет только о том, что находится в ее центре и справа. О том, что нарисовано в левой части, не будет сказано ни слова. Рисуя сам, испытуемый займет только правую часть бумаги. Левые части изображенных предметов окажутся недорисованными. В раскрытой книге испытуемый прочтет только правую 75 страницу. Звук, раздавшийся слева, он воспримет как звук, прозвучавший справа. Услышать звук слева он совершенно не в состоя- -нии. [Аналогичная и зеркальная ситуация возникает при выключении левого полушария у левшей]... Кроме того, правое полушарие в некоторой степени обладает способностью к абстрактным представлениям. Слежение за движущимся предметом, также обязанность правого полушария. Это же полушарие ответственно за распознавание цветов. Правое полушарие заведует образным видением мира. Вот почему в отсутствие функций левого полушария, при полном или, во всяком случае, значительном нарушении речи и связанных с нею дефектах мыслительных процессов больных, сохраняются музыкальные, артистические и художественные способности... Повреждение... правого полушария приводит к полному нарушению письменной речи, имеющей иероглифический характер, при сохранении способности читать и писать на европейских языках... В отличие от письменной речи, которой заведует левое полушарие, музыкальное письмо — запись музыки с помощью нотных знаков [иерархическое письмо] находится в правом полушарии... [.Правое полушарие имеет дело с конкретными образными впечатлениями и с ориентацией в пространстве, особенно слева от каждого из нас]. Вместе с нарушением ориентировки в окружающем мире испытуемый утрачивает способность производить оценку времени... [Правое полушарие способно к мыслительной деятельности и к абстрагированию]. ...Только его абстракции не связаны с логическими построениями, не облечены в слова... Они носят образный характер. Если нам необходимо создать обобщенный образ предмета, имеющего настолько сложную форму, что для нее не подобрать словесных обозначений, эта операция совершается в правом полушарии... Абстракция и обобщения правого полушария чрезвычайно плохо поддаются оречевлению. Вот почему, мы о них знаем так мало и так трудно о них рассказать. Правое полушарие — пессимист, левое — оптимист. Образное мышление не только менее плодотворно для аналитического восприятия мира и его логического осмысления, оно имеет еще один недостаток — тенденцию видеть мир в черных красках... При правостороннем поражении мозга нарушается восприятие и узнавание отдельных деталей рассматриваемых предметов. Поэтому трудно узнать и сами предметы... [Функциональная асимметрия мозга существует у всех животных, обладающих мозгом.] ...Не трудовая деятельность первобыт- 76 ного человека и не возникновение речи дали толчок к развитию асимметрии нашего мозга. Она существовала уже у нашего весьма далекого обезьяноподобного предка, задолго до того, как ему пришло в голову спуститься на землю и взять в руку камень или палку. Не труд и речь виновники асимметрии человеческого мозга, а глубокая асимметрия мозга наших человекообразных предков явилась той необходимой предпосылкой, без которой развитие трудовых навыков и речи было бы крайне затруднено» [27]. Ко всему сказанному Б.Ф.Сергеевым добавим, что из-за перекрещивания нервных волокон левое полушарие регулирует деятельность правой половиной тела, а правое полушарие — левой. Однако этот перекрест не полный, поэтому оба полушария получают информацию от каждого глаза. При этом левая часть изображения на сетчатке каждого глаза в основном обрабатывается правым полушарием, а правая часть — левым. Такое подробное изложение в функциональном различии обоих полушарий необходимо было сделать потому, что ощутить это различие в полном объеме на своем собственном опыте дано не каждому, но только абсолютным правшам, диктующим всем остальным свой собственный принцип обустройства мира по горизонтали. Левшей по разным подсчетам от 5 до 20%, а «симметричных» амбидекстеров совсем немного. Поэтому со всеми дальнейшими рассуждениями, как показал опыт автора, легче всего согласятся правши. Все остальные соглашаются только после специального «посвящения» в структуру во многом чуждого для них правостороннего мира. Иными словами, всех людей можно разделить на три группы: 1) правши, формирующие правосторонний мир; 2) амбидекстры, наученные правшами; 3) левши, переученные правшами. Все сказанное — это перечисление того, что включает в себя комплекс стереотипных ассоциаций, связанных у человека с понятиями «право» и «лево». Это в сфере бессознательного. Но стоит только задуматься, как мы останавливаемся в нерешительности: где правая, а где левая сторона своя и того, кто перед нами. Попробуйте проделать над своим собеседником следующий эксперимент. Скажите ему «смахни здесь соринку!» и при этом потрите правой рукой свою правую щеку. Вы увидите, как ваш собеседник проделает то же самое, но только зеркально, т.е. потрет левой рукой левую щеку. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|