|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117091
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ж. Пиаже выделяет следующие основные направления развития мышления ребенка. Во-первых, переход от реализма к объективности. Под реализмом мышления ребенка ученый понимает отождествление своих представлений о вещах с самими вещами. То, что ребенок видит и воспринимает при взаимодействии с объектом, он считает качественной характеристикой самой вещи, не дифференцируя свои восприятия, переживания и сам объект. Для ребенка «мир существует в моих ощущениях». Объективное существование вещей он отождествляет с собственными переживаниями, связанными с этими вещами. В процессе развития мышления ребенок переходит от неразделенности представлений и объектов к разделению того, что является его представлением об объекте, и тем, что представляют собой характеристики самого объекта. Децентрация: «Мне кажется, что этот предмет зеленый, но на самом деле он белый, потому что на него падает зеленое освещение». Во-вторых, развитие мышления от реализма и абсолютности к рецип-рокности и взаимности. Вторая линия развития предполагает изменение умственной позиции. Ее абсолютизация, как единственно возможная, заменяется реципрокностью и взаимностью, — позволяющими рассмотреть объект с различных точек зрения и позиций. И в-третьих, движение от реализма к релятивизму. Реализм предполагает восприятие отдельных объектов, а релятивизм характеризуется восприятием отношений между объектами.
Таким образом, развитие мышления ребенка осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях. Первое — разделение объективного и субъективного восприятия мира. Второе — развитие умственной позиции — от абсолютизации умственной позиции субъекта к координации ряда возможных позиций и, соответственно, к реципрокности. Третье направление характеризует развитие мыш- 86 ■ Возрастная психология. Конспект лекций ления как движение от восприятия отдельных вещей к восприятию связей между ними. Ж. Пиаже выделил характеристики мышления ребенка, составляющие его качественное своеобразие: ■ синкретизм мышления — спонтанная тенденция детей воспри нимать глобальные образы без анализа деталей, тенденция свя зывать все со всем, без должного анализа («недостаток связи»); ■ соположение — неспособность к объединению и синтезу («из быток связи»); ■ интеллектуальный реализм — отождествление своих представ лений о вещах объективного мира и реальных объектов. Ана логичен интеллектуальному моральный реализм; ■ партиципация — закон сопричастия («нет ничего случайного»); • анимизм как всеобщей одушевление; ■ артифициализм как представление об искусственном проис хождении природных явлений. Например, ребенка спрашива ют: «Откуда берутся реки?» Ответ: «Люди прорыли каналы и наполнили их водой»; ■ нечувствительность к противоречиям; ■ непроницаемость для опыта; ■ трансдукция — переход от частного положения к другому част ному, минуя общее; ■ предпричинность — неспособность к установлению причинно- следственных связей. Например, ребенку предлагают завершить предложение, прерванное словами «потому что». Человек вдруг упал на улице потому, что... Ребенок завершает: его увезли в больницу; ■ слабость детской интроспекции (самонаблюдения). 6.2. Стадии развития мышления Ж. Пиаже предлагает следующую периодизацию развития мышления ребенка, включающую три стадии: аутистического мышления (0-2-3 года); эгоцентрического мышления (2-3 — 11-12 лет); социализированного мышления (после 12 лет). Развитие мышления идет в направлении вытеснения природного и замены его социальным. Вторая стадия — промежуточная, переходная, представляющая собой результат такого вытеснения. Чем отличаются аутистическое и социализированное мышление (табл. 2)? f Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 87 Сравнительный анализ аутистического и социализированного мышления Таблица 2 Особенность Аутистическое Социализированное Происхождение Врожденное Прижизненное формирование Что определяет функционирование мышления? Принцип удовольствия Принцип реальности Отношение к внешнему миру Не направлено на внешний мир (фантазии, грезы, воображение) Направлено на познание и преобразование внешнего мира Единица мышления Образ; невербальное, образное мышление Понятие; вербальное мышление Эгоцентрическое мышление представляет собой своеобразное сочетание свойств аутистического и социализированного мышления, результат вытеснения первого вторым. Пиаже утверждал, что общество и личность находятся в состоянии антагонизма, конфронтации. Этим обусловлено важнейшее понятие — социализация, под которым понимается процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным. С чем связан переход от аутистического мышления к социальному, каковы основные причины развития мышления? Для ответа необходимо обратиться к анализу особенностей общения и отношений ребенка (схема 3). Пиаже выделяет два типа отношений, которые оказывают разное влияние на развитие мышления ребенка. Первый — это отношения принуждения, характерные для отношений «ребенок — взрослый». Это неравные отношения — по власти, авторитету, уровню развития мышления. Второй — отношения кооперации и сотрудничества, характерные для общения сверстников как равноправных партнеров. Отношения принуждения приводят к вытеснению аутистической мысли и замены ее эгоцентрическим мышлением. Отношения кооперации и сотрудничества лежат в основе преодоления эгоцентризма, децентрации и перехода к социализированному мышлению. В 2-3 года взрослый навязывает ребенку определенные речевые способы мышления и готовые конструкции, вытесняя аутистическое мышление. В развитии мышления на эгоцентрической стадии можно выделить две фазы, граница 88 ■ Возрастная психология. Конспект лекций Общение со взрослым Общение со сверстниками Принуждение Кооперация Аутистическое 1 Эгоцентрическое Социализированное мышление мышление мышление Аутистическая 3-12 лет Социализированная мысль (0-3 года) 1. Начало мысль (от 12 лет) 1. Подчинена соотнесения 1. Подчинена принципу принципа принципу удовольствия удовольствия реальности 2. Врождена и реальности 2. Формируется 3. Не направлена (3-7 лет) прижизненно на действи- 2. Выяснение 3. Направлена на тельность эгоцентризма действительность 4. Выражена из сферы 4. Выражена в речи в образах восприятия (7-12 лет) Схема 3. Развитие мышления ребенка Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|