Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117563

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ж. Пиаже выделяет следующие основные направления развития мышления ребенка. Во-первых, переход от реализма к объективности. Под реализмом мышления ребенка ученый понимает отождествление своих представлений о вещах с самими вещами. То, что ребенок видит и воспринимает при взаимодействии с объектом, он считает качественной характеристикой самой вещи, не дифференцируя свои восприятия, переживания и сам объект. Для ребенка «мир существует в моих ощущениях». Объективное существование вещей он отождествляет с собственными переживаниями, связанными с этими вещами. В процессе развития мышления ребенок переходит от неразделенности представлений и объектов к разделению того, что является его представлением об объекте, и тем, что представляют собой характеристики самого объекта. Децентрация: «Мне кажется, что этот предмет зеленый, но на самом деле он белый, потому что на него падает зеленое освещение». Во-вторых, развитие мышления от реализма и абсолютности к рецип-рокности и взаимности. Вторая линия развития предполагает изменение умственной позиции. Ее абсолютизация, как единственно возможная, заменяется реципрокностью и взаимностью, — позволяющими рассмотреть объект с различных точек зрения и позиций. И в-третьих, движение от реализма к релятивизму. Реализм предполагает восприятие отдельных объектов, а релятивизм характеризуется восприятием отношений между объектами.
Таким образом, развитие мышления ребенка осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях. Первое — разделение объективного и субъективного восприятия мира. Второе — развитие умственной позиции — от абсолютизации умственной позиции субъекта к координации ряда возможных позиций и, соответственно, к реципрокности. Третье направление характеризует развитие мыш-

86 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
ления как движение от восприятия отдельных вещей к восприятию связей между ними.
Ж. Пиаже выделил характеристики мышления ребенка, составляющие его качественное своеобразие:
■ синкретизм мышления — спонтанная тенденция детей воспри
нимать глобальные образы без анализа деталей, тенденция свя
зывать все со всем, без должного анализа («недостаток связи»);
■ соположение — неспособность к объединению и синтезу («из
быток связи»);
■ интеллектуальный реализм — отождествление своих представ
лений о вещах объективного мира и реальных объектов. Ана
логичен интеллектуальному моральный реализм;
■ партиципация — закон сопричастия («нет ничего случайного»);
• анимизм как всеобщей одушевление;
■ артифициализм как представление об искусственном проис
хождении природных явлений. Например, ребенка спрашива
ют: «Откуда берутся реки?» Ответ: «Люди прорыли каналы и
наполнили их водой»;
■ нечувствительность к противоречиям;
■ непроницаемость для опыта;
■ трансдукция — переход от частного положения к другому част
ному, минуя общее;
■ предпричинность — неспособность к установлению причинно-
следственных связей. Например, ребенку предлагают завершить
предложение, прерванное словами «потому что». Человек вдруг
упал на улице потому, что... Ребенок завершает: его увезли в
больницу;
■ слабость детской интроспекции (самонаблюдения).
6.2. Стадии развития мышления
Ж. Пиаже предлагает следующую периодизацию развития мышления ребенка, включающую три стадии: аутистического мышления (0-2-3 года); эгоцентрического мышления (2-3 — 11-12 лет); социализированного мышления (после 12 лет). Развитие мышления идет в направлении вытеснения природного и замены его социальным. Вторая стадия — промежуточная, переходная, представляющая собой результат такого вытеснения.
Чем отличаются аутистическое и социализированное мышление (табл. 2)?

f
Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 87

Сравнительный анализ аутистического и социализированного мышления

Таблица 2


Особенность Аутистическое Социализированное
Происхождение Врожденное Прижизненное формирование
Что определяет функционирование мышления? Принцип удовольствия Принцип реальности
Отношение к внешнему миру Не направлено на внешний мир (фантазии, грезы, воображение) Направлено на познание и преобразование внешнего мира
Единица мышления Образ; невербальное, образное мышление Понятие; вербальное мышление
Эгоцентрическое мышление представляет собой своеобразное сочетание свойств аутистического и социализированного мышления, результат вытеснения первого вторым. Пиаже утверждал, что общество и личность находятся в состоянии антагонизма, конфронтации. Этим обусловлено важнейшее понятие — социализация, под которым понимается процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным.
С чем связан переход от аутистического мышления к социальному, каковы основные причины развития мышления? Для ответа необходимо обратиться к анализу особенностей общения и отношений ребенка (схема 3). Пиаже выделяет два типа отношений, которые оказывают разное влияние на развитие мышления ребенка. Первый — это отношения принуждения, характерные для отношений «ребенок — взрослый». Это неравные отношения — по власти, авторитету, уровню развития мышления. Второй — отношения кооперации и сотрудничества, характерные для общения сверстников как равноправных партнеров. Отношения принуждения приводят к вытеснению аутистической мысли и замены ее эгоцентрическим мышлением. Отношения кооперации и сотрудничества лежат в основе преодоления эгоцентризма, децентрации и перехода к социализированному мышлению. В 2-3 года взрослый навязывает ребенку определенные речевые способы мышления и готовые конструкции, вытесняя аутистическое мышление. В развитии мышления на эгоцентрической стадии можно выделить две фазы, граница

88 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Общение со взрослым

Общение со сверстниками



Принуждение

Кооперация



Аутистическое 1 Эгоцентрическое Социализированное
мышление мышление мышление
Аутистическая 3-12 лет Социализированная
мысль (0-3 года) 1. Начало мысль (от 12 лет)
1. Подчинена соотнесения 1. Подчинена
принципу принципа принципу
удовольствия удовольствия реальности
2. Врождена и реальности 2. Формируется
3. Не направлена (3-7 лет) прижизненно
на действи- 2. Выяснение 3. Направлена на
тельность эгоцентризма действительность
4. Выражена из сферы 4. Выражена в речи
в образах восприятия
(7-12 лет)
Схема 3. Развитие мышления ребенка



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Абзалова Наталья Леонидовна. Консультация для родителей на тему: 'Кризис трех лет'
  • Ольга Торощина. Консультация для воспитателей по теме «Кризис трех лет»
  • Фоменко Оксана Александровна. Консультация для родителей 'КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ'
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психологические особенности детей трехлетнего возраста.
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов»
  • Кюриева Евгения Александровна. Как научить ребенка самостоятельности?
  • Ренева Дарья Сергеевна. Консультации для родителей «Кризис трех лет»
  • Мравян Оксана Юрьевна. СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Ткаченко С.Н.. Развитие эмоционального мироощущения ребенка.
  • Масару Ибука. Раннее воспитание и развитие ребенка
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Широкова Раиса Александровна. «Дошкольник становиться школьником»
  • Наталья Ивановна Рзянина. Консультация для родителей детей раннего возраста Тема: 'Ранний возраст - это серьезно'
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Ольга Мотовилова. Из чего складывается самостоятельность ребенка.
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Мравян Оксана Юрьевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Иванкова Татьяна Анатольевна. Особенности воспитания детей раннего возраста.
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе
  • Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе.
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Чуканова Анна Андреевна. Ребенок двухлетнего возраста: комплексный подход
  • Тимиреева Марина Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет. Как быть?»
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Памятка для родителей 'Безопасность ребенка в быту'
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Жиренко Ирина Николаевна. «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
  • Каверзнева Елена Алексеевна. Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Михляева Дарина Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь