|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25957
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Но откуда берется необходимость в субъектных действиях? Почему субъект не довольствуется наличным состоянием своей деятельности? Что заставляет его переделывать собственную деятельность? В качестве общего ответа на поставленные вопросы можно предложить идею В.В.Давыдова: «Превращение самой деятельности человека в особый предмет, с которым он может действовать, не изменяя до поры до времени реального предмета, является процессом формирования ее идеального образа» [85, с. 32]. Идеальный образ деятельности в данном случае можно понимать как совокупность психологических структур, в которых зафиксировано субъективное отношение личности к собственной деятельности. По нашему убеждению, способность личности пристрастно отнестись к своей деятельности обусловлена наличием смысловой регуляции. Смысловые структуры «оценивают» и контролируют соответствие деятельности той внутренней необходимости, которую она призвана реализовать. Осмыслению могут быть подвергнуты не только внешние, не принадлежащие личности условия реализации смысловой необходимости, но и внутренние инструментальные свойства личности, а также отдельные сегменты ее деятельности. Здесь деятельность осмысливается как условие или помеха реализации смысловой необходимости личности, как фасилитирующий или ингибирую-щий фактор. Соответственно, то, что мешает в деятельности, будет удалено или заменено более совершенными формами активности, а то, что способствует реализации смысловой необходимости, будет оставлено и преумножено. Вообще каждой составляющей внешней и внутренней структуры деятельности личность может присвоить определенный смысл - негативный, позитивный или амбивалентный. Кроме того, деятельность в целом или отдельное звено могут приобрести личностный смысл самостоятельного мотива, и тогда происходит коренная трансформация или метаморфоза деятельности. Все эти случаи систематизированы в классификации личностного смысла М.Кальвиньо. «Можно рассматривать четыре возможных отношения, в качестве которых может выступать то или иное явление в структуре деятельности: 1) явление выступает в качестве мотива, 2) явление представляет собой ус-
102 ловие, способствующее достижению мотива, 3) явление представляет условие, препятствующее достижению мотива, 4) явление представляет собой условие, содействующее достижению одного мотива и препятствующее достижению другого. Этим четырем отношениям соответствуют и четыре возможных смысла явления: смысл мотива, позитивный смысл, негативный смысл, конфликтный смысл» [Кальвиньо, 1981, с. 19]. Субъектные действия, адресованные деятельности, рассчитаны на сообразование деятельности со смысловой необходимостью личности. Как правило, субъектные действия побуждаются негативным или конфликтным личностным смыслом конкретной составляющей в структуре деятельности. Однако субъектные действия, нацеленные на «ремонтирование» и оптимизацию внешней и внутренней структуры деятельности, формально различаются. Переделка внешней структуры деятельности - это внешние практические действия, например, тренировка, упражнение, репетиция, опробование и экспериментирование с новыми действиями. Переделка внутренней структуры деятельности - это внутренние действия саморегуляции, самовоспитания и самосовершенствования личности, поскольку их мишенью выступают психические процессы, свойства и состояния, не угодные с точки зрения регуляторного оптимума деятельности. В этой связи можно напомнить смысловой подход к самосознанию личности, который разработан В.В.Столиным. Деятельность социальных индивидов В. В. Сталин рассматривает как технологический и социально нормированный процесс, в котором регламентированы действия и операции, орудия и способы орудо-вания. Технология деятельности составляет базу для оценок индивидами друг друга, поскольку технология предъявляет определенные требования к деятельности индивидов и вводит «сетку» технологически важных качеств. Социальные технологические «ожидания» интериоризируются индивидами в форме мотивов деятельности, а затем экстериоризируются в форме личностных оценок своей деятельности и собственных качеств. С этого момента к технологии прибавляется психология деятельности -субъективное отношение индивида к ней и к самому себе в сфере деятельности, преломленное сквозь призму собственных мотивов и потребностей. Самосознание личности стартует там, где индивид обращается к самому себе с вопросом: соответствуют ли мои собственные свойства запросам моих собственных мотивов и потребностей? Например, внутренние преграды или, говоря 103 обыденным языком, внутренние комплексы - это психологические помехи, которые встревают в процесс функционирования деятельности подобно «палке в крутящееся колесо». Поэтому, естественно, внутренние преграды приобретают для личности отрицательный смысл, подталкивающий от них избавиться [207, c. 101-103]. Проще говоря, качества личности превращаются в условия реализации ее внутренней смысловой необходимости. Аналогичным образом можно рассуждать о превращении самой деятельности в объект оценки и контроля личности. «Личность в самом общем виде можно определить как функциональный психический орган, позволяющий индивиду интегрировать свое «Я» и свою жизнедеятельность в систем множественных связей с миром, или как особый способ интеграции психической жизни индивида» [207, с. 98]. С точки зрения данного определения, личность является заказчиком, оценщиком, контролером и приемщиком деятельности и ее результатов - той психологической инстанцией, которая несет в себе идеальную форму, систему субъективных требований, притязаний и ожиданий к деятельности. Личностные требования и ожидания оформляются в виде смысловых оценок деятельности, активизирующих субъектные действия. И уже в субъектных действиях личность выражается как субъект деятельности. Таким образом, смысловая регуляция является «ядром» субъектности ввиду того, что с ее участием возможны субъектные действия, направленные на оптимизацию деятельности. Личность, предпринимающая субъектные действия, является подлинным субъектом - хозяином собственной деятельности, а не просто ее безучастным носителем. Личность не устраняется из деятельности; она устраняет в ней то, что не отвечает ее смысловой необходимости. Роль смысловой регуляции в инициации и программировании субъектных действий - это роль внутренней инстанции, которая оценивает необходимость, срочность, выгодность реструктурирования деятельности. Всякий акт личности, направленный на собственную деятельность, санкционируется личностным смыслом этой деятельности или ее компонента в контексте смысловой необходимости, для реализации которой предназначена деятельность. Важно подчеркнуть, что феномен субъектности возникает именно на личностно-смысловом уровне психической регуляции. Другими словами, запрос на модификацию деятельности исходит от личности - обладателя идеаль- 104 ной смысловой формы этой деятельности. «Индивид благодаря сознанию активно строит собственную деятельность (это становится возможным благодаря тому, что развиваются такие функции психики, как поиск и опробование, а также наличие идеального образа самой деятельности)» [85, с. 36]. Приступая к реализации намеченных в начале параграфа задач, необходимо вскрыть источники субъектной активности. Исследования личности как субъекта изменения собственной деятельности поставили исследователей перед проблемой: что побуждает личность к совершенствованию и развитию собственной деятельности? Исчерпывающее объяснение этой проблемы еще не выработано, но имеются некоторые подходы, указывающие на особую личностную потребность в деятельности. В этой связи необходимо выявить, что движет активностью субъекта и ради чего в его сознании строится система осознанного регулирования. Общепризнано, что в основе любой разновидности активности должны лежать определенные побудительные причины. Что же побуждает личность к развитию и совершенствованию ее деятельности и самой себя как внутреннего момента этой деятельности? Этот вопрос можно переформулировать и так: какая потребность мобилизует субъектную активность личности и где искать росток этой потребности? Понятно, что речь идет о специфической потребности, которая свойственна личности как субъекту деятельности. Более углубленный анализ этой проблемы ориентирован на выяснение внутренних соотношений деятельности и смысловой сферы личности. Обычно это соотношение упрощается и примитивизируется: деятельность реализует жизненные отношения, заложенные в смысловых структурах личности. При этом указывается, что смысловые структуры участвуют в осмыслении личностью объектов и явлений жизненного мира. Однако этот угол видения смысловых структур в деятельности является «плоским». Возможно, не только воплощение смысловых структур в деятельности, но и «отложение», «конденсация» самой деятельности в смысловых структурах. Когда мы говорим об «отложении», а точнее - о выражении деятельности в смысловых структурах личности, имеется в виду возможность придания личностью определенного смысла своей собственной деятельности. Ведь сквозь призму смысловых структур личность способна осмыслить не только объекты и явления жизненного мира, но собственную деятельность. Другими словами, для личности не безразлично функциональное состояние деятельности и даже боль- 105 ше - личность активно «интересуется» состоянием своей деятельности и «заботится» о том, чтобы деятельность соответствовала функциональному оптимуму. Ценность деятельности для личности определяется теми возможностями самовыражения, которыми она снабжает личность. Точно так же личность не оставляют равнодушной ее собственные качества, свойства, способности в силу того, что все они являются существенными условиями реализации жизненных отношений личности. В самом общем аспекте деятельность приобретает для личности смысл инструмента, при помощи которого личность объективирует свои смысловые структуры, преобразует действительность в потребном направлении. При более скрупулезном подходе обнаруживается, что деятельность в контексте смысловых структур личности может приобретать смысл условия, преграды, помехи, средства реализации жизненных отношений. Деятельность в редких случаях выступает как постороннее и чужеродное для личности явление и всегда имеет тот или иной смысл. Личностная ценность деятельности флуктуирует на протяжении жизни в зависимости от того, насколько деятельность благоприятствует реализации частных жизненных отношений и смысла жизни личности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|