Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26276

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Но откуда берется необходимость в субъектных действиях? Почему субъект не довольствуется наличным состоянием своей деятельности? Что заставляет его переделывать собственную деятельность? В качестве общего ответа на поставленные вопросы можно предложить идею В.В.Давыдова: «Превращение самой деятельности человека в особый предмет, с которым он может действовать, не изменяя до поры до времени реального предмета, является процессом формирования ее идеального образа» [85, с. 32]. Идеальный образ деятельности в данном случае можно понимать как совокупность психологических структур, в которых зафиксировано субъективное отношение личности к собственной деятельности. По нашему убеждению, способность личности пристрастно отнестись к своей деятельности обусловлена наличием смысловой регуляции. Смысловые структуры «оценивают» и контролируют соответствие деятельности той внутренней необходимости, которую она призвана реализовать. Осмыслению могут быть подвергнуты не только внешние, не принадлежащие личности условия реализации смысловой необходимости, но и внутренние инструментальные свойства личности, а также отдельные сегменты ее деятельности. Здесь деятельность осмысливается как условие или помеха реализации смысловой необходимости личности, как фасилитирующий или ингибирую-щий фактор. Соответственно, то, что мешает в деятельности, будет удалено или заменено более совершенными формами активности, а то, что способствует реализации смысловой необходимости, будет оставлено и преумножено. Вообще каждой составляющей внешней и внутренней структуры деятельности личность может присвоить определенный смысл - негативный, позитивный или амбивалентный. Кроме того, деятельность в целом или отдельное звено могут приобрести личностный смысл самостоятельного мотива, и тогда происходит коренная трансформация или метаморфоза деятельности. Все эти случаи систематизированы в классификации личностного смысла М.Кальвиньо. «Можно рассматривать четыре возможных отношения, в качестве которых может выступать то или иное явление в структуре деятельности: 1) явление выступает в качестве мотива, 2) явление представляет собой ус-
102
ловие, способствующее достижению мотива, 3) явление представляет условие, препятствующее достижению мотива, 4) явление представляет собой условие, содействующее достижению одного мотива и препятствующее достижению другого. Этим четырем отношениям соответствуют и четыре возможных смысла явления: смысл мотива, позитивный смысл, негативный смысл, конфликтный смысл» [Кальвиньо, 1981, с. 19].
Субъектные действия, адресованные деятельности, рассчитаны на сообразование деятельности со смысловой необходимостью личности. Как правило, субъектные действия побуждаются негативным или конфликтным личностным смыслом конкретной составляющей в структуре деятельности. Однако субъектные действия, нацеленные на «ремонтирование» и оптимизацию внешней и внутренней структуры деятельности, формально различаются. Переделка внешней структуры деятельности - это внешние практические действия, например, тренировка, упражнение, репетиция, опробование и экспериментирование с новыми действиями. Переделка внутренней структуры деятельности - это внутренние действия саморегуляции, самовоспитания и самосовершенствования личности, поскольку их мишенью выступают психические процессы, свойства и состояния, не угодные с точки зрения регуляторного оптимума деятельности.
В этой связи можно напомнить смысловой подход к самосознанию личности, который разработан В.В.Столиным. Деятельность социальных индивидов В. В. Сталин рассматривает как технологический и социально нормированный процесс, в котором регламентированы действия и операции, орудия и способы орудо-вания. Технология деятельности составляет базу для оценок индивидами друг друга, поскольку технология предъявляет определенные требования к деятельности индивидов и вводит «сетку» технологически важных качеств. Социальные технологические «ожидания» интериоризируются индивидами в форме мотивов деятельности, а затем экстериоризируются в форме личностных оценок своей деятельности и собственных качеств. С этого момента к технологии прибавляется психология деятельности -субъективное отношение индивида к ней и к самому себе в сфере деятельности, преломленное сквозь призму собственных мотивов и потребностей. Самосознание личности стартует там, где индивид обращается к самому себе с вопросом: соответствуют ли мои собственные свойства запросам моих собственных мотивов и потребностей? Например, внутренние преграды или, говоря
103
обыденным языком, внутренние комплексы - это психологические помехи, которые встревают в процесс функционирования деятельности подобно «палке в крутящееся колесо». Поэтому, естественно, внутренние преграды приобретают для личности отрицательный смысл, подталкивающий от них избавиться [207, c. 101-103].
Проще говоря, качества личности превращаются в условия реализации ее внутренней смысловой необходимости. Аналогичным образом можно рассуждать о превращении самой деятельности в объект оценки и контроля личности. «Личность в самом общем виде можно определить как функциональный психический орган, позволяющий индивиду интегрировать свое «Я» и свою жизнедеятельность в систем множественных связей с миром, или как особый способ интеграции психической жизни индивида» [207, с. 98]. С точки зрения данного определения, личность является заказчиком, оценщиком, контролером и приемщиком деятельности и ее результатов - той психологической инстанцией, которая несет в себе идеальную форму, систему субъективных требований, притязаний и ожиданий к деятельности. Личностные требования и ожидания оформляются в виде смысловых оценок деятельности, активизирующих субъектные действия. И уже в субъектных действиях личность выражается как субъект деятельности.
Таким образом, смысловая регуляция является «ядром» субъектности ввиду того, что с ее участием возможны субъектные действия, направленные на оптимизацию деятельности. Личность, предпринимающая субъектные действия, является подлинным субъектом - хозяином собственной деятельности, а не просто ее безучастным носителем. Личность не устраняется из деятельности; она устраняет в ней то, что не отвечает ее смысловой необходимости. Роль смысловой регуляции в инициации и программировании субъектных действий - это роль внутренней инстанции, которая оценивает необходимость, срочность, выгодность реструктурирования деятельности. Всякий акт личности, направленный на собственную деятельность, санкционируется личностным смыслом этой деятельности или ее компонента в контексте смысловой необходимости, для реализации которой предназначена деятельность. Важно подчеркнуть, что феномен субъектности возникает именно на личностно-смысловом уровне психической регуляции. Другими словами, запрос на модификацию деятельности исходит от личности - обладателя идеаль-
104
ной смысловой формы этой деятельности. «Индивид благодаря сознанию активно строит собственную деятельность (это становится возможным благодаря тому, что развиваются такие функции психики, как поиск и опробование, а также наличие идеального образа самой деятельности)» [85, с. 36].
Приступая к реализации намеченных в начале параграфа задач, необходимо вскрыть источники субъектной активности. Исследования личности как субъекта изменения собственной деятельности поставили исследователей перед проблемой: что побуждает личность к совершенствованию и развитию собственной деятельности? Исчерпывающее объяснение этой проблемы еще не выработано, но имеются некоторые подходы, указывающие на особую личностную потребность в деятельности. В этой связи необходимо выявить, что движет активностью субъекта и ради чего в его сознании строится система осознанного регулирования.
Общепризнано, что в основе любой разновидности активности должны лежать определенные побудительные причины. Что же побуждает личность к развитию и совершенствованию ее деятельности и самой себя как внутреннего момента этой деятельности? Этот вопрос можно переформулировать и так: какая потребность мобилизует субъектную активность личности и где искать росток этой потребности? Понятно, что речь идет о специфической потребности, которая свойственна личности как субъекту деятельности. Более углубленный анализ этой проблемы ориентирован на выяснение внутренних соотношений деятельности и смысловой сферы личности. Обычно это соотношение упрощается и примитивизируется: деятельность реализует жизненные отношения, заложенные в смысловых структурах личности. При этом указывается, что смысловые структуры участвуют в осмыслении личностью объектов и явлений жизненного мира. Однако этот угол видения смысловых структур в деятельности является «плоским». Возможно, не только воплощение смысловых структур в деятельности, но и «отложение», «конденсация» самой деятельности в смысловых структурах. Когда мы говорим об «отложении», а точнее - о выражении деятельности в смысловых структурах личности, имеется в виду возможность придания личностью определенного смысла своей собственной деятельности. Ведь сквозь призму смысловых структур личность способна осмыслить не только объекты и явления жизненного мира, но собственную деятельность. Другими словами, для личности не безразлично функциональное состояние деятельности и даже боль-
105
ше - личность активно «интересуется» состоянием своей деятельности и «заботится» о том, чтобы деятельность соответствовала функциональному оптимуму. Ценность деятельности для личности определяется теми возможностями самовыражения, которыми она снабжает личность. Точно так же личность не оставляют равнодушной ее собственные качества, свойства, способности в силу того, что все они являются существенными условиями реализации жизненных отношений личности. В самом общем аспекте деятельность приобретает для личности смысл инструмента, при помощи которого личность объективирует свои смысловые структуры, преобразует действительность в потребном направлении. При более скрупулезном подходе обнаруживается, что деятельность в контексте смысловых структур личности может приобретать смысл условия, преграды, помехи, средства реализации жизненных отношений. Деятельность в редких случаях выступает как постороннее и чужеродное для личности явление и всегда имеет тот или иной смысл. Личностная ценность деятельности флуктуирует на протяжении жизни в зависимости от того, насколько деятельность благоприятствует реализации частных жизненных отношений и смысла жизни личности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Объект; object
  • Психология саморазвития личности как парадоксальный факт психической жизни
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поттер Дж., Уезерел М. ДИСКУРС И СУБЪЕКТ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Конструктивное
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь