|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379432
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Классическое обусловливание: один из видов научения со следующей процедурой: предъявляется пара стимулов (нейтральный и безусловный), так что в конце концов нейтральный стимул становится условным, то есть начинает вызывать рефлекс или эмоциональную реакцию.
Рефлекс: естественная, не нуждающаяся в научении реакция, регулярно возникающая в ответ на определенный раздражитель. Эмоциональные реакции Эмоциональная реакция — это своеобразный эмоциональный рефлекс, то есть чувство, которое неизменно возникает в ответ на определенный эмоциональный раздражитель. Наиболее распространенной эмоциональной реакцией является страх. Нормальные люди считают, что боль — неприятное ощущение, и боятся ее. Страх является обычной реакцией на боль и тоже возникает без всякого научения. Другая распространенная эмоциональная реакция — это гнев. Более положительные эмоции, такие как любовь и радость, также относятся к эмоциональным реакциям. Если вам случалось влюбляться, то вы, вероятно, испытывали какие-либо положительные эмоциональные реакции. Возможно, это были радость и удовольствие. Каждая из эмоциональных реакций является внутренним откликом на раздражитель определенного типа. Внешние проявления эмоций могут быть различными, в зависимости от вашего предыдущего опыта и привычной манеры поведения. Внутренне переживая то же самое чувство, вы можете подбежать к предмету своего увлечения и заключить его в объятия, а можете просто стоять, как истукан, и хихикать. В ситуации, когда вам угрожают ножом, вашей эмоциональной реакцией несомненно будет страх, но выражать его вы также будете по-разному; это во многом зависит от вашего предшествующего опыта и принадлежности к той или иной культуре. Как рефлексы, так и эмоциональные реакции автоматически возникают в ответ на определенный раздражитель. Всякий раз, когда вам попадает в глаз соринка, вы моргаете. Если через сиденье вашего стула пропустить электрический разряд, вы подскочите. Болезненные ощущения вызывают страх и тревогу, а приятные — радость и удовольствие. Упражнение 3.2 В изложенном ниже сюжете упомянуты три рефлекса и пять эмоциональных реакций. Найдите их в тексте и подчеркните рефлексы одной чертой, а эмоциональные реакции — двумя. Профсоюз, членом которого является Клайд, проводит забастовку, и Клайд, будучи вынужденным сидеть днем дома, пристрастился смотреть мыльные оперы. В этот раз после обеда он замечает, что пришло время начала его любимого сериала, и достает себе бутылку холодного пива. Когда он открывает бутылку, пиво бьет фонтаном и попадает ему в глаз. От этого он моргает и приходит в раздражение. Но затем берет оставшееся пиво, усаживается в свое любимое кресло в предвкушении получаса приятных ощущений. Начинается фильм. На экране грубая и порочная злодейка угрожает невинной очаровательной героине. Клайд начинает волноваться. Схватив сигарету, он нервно закуривает и обжигает палец. Он отдергивает руку и прикладывает больной палец к холодной бутылке с пивом. Затем вновь вперяет свой взор в экран. Злодейка душит прелестную героиню, и несчастная умирает. Клайд видит этот трагический конец, и его переполняет печаль. Он пытается выключить телевизор. Но в выключателе нарушена изоляция, и Клайда сильно бьет током. Он отдергивает руку и боится вновь прикоснуться к телевизору. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Эмоциональная реакция: эмоция, возникающая устойчиво и без всякого предварительного научения в ответ на определенный раздражитель. Процесс классического обусловливания С помощью классического обусловливания вы можете научиться автоматически мигать или вскакивать со стула по причинам, не имеющим ничего общего ни с соринкой в глазу, ни с коротким замыканием. Точно так же страхи и тревога у людей часто бывают не связаны с пережитой в действительности болью. В таких случаях рефлекс проявляется просто по ассоциации. Представьте себе, что женщина сидит на стуле, к которому подведены электрические провода, и через сиденье можно пропускать ток (рис. 3.2, а). Психолог хочет «научить» ее вставать со стула, как только он начнет чесать свою голову. (Психологи порой ставят очень странные эксперименты!) Поскольку наблюдения показали, что всякий раз, когда через сиденье пропускают ток, женщина рефлекторно встает со стула, психолог начинает одновременно с включением тока почесывать голову (рис. 3.2, б). Вскоре, едва только заметив, что психолог тянется рукой к голове, женщина начинает вскакивать со стула (рис. 3.2, в). Ток можно больше не включать. Представьте, как странно она должна себя чувствовать, привыкнув вскакивать со стула, едва лишь кто-то потянется рукой к своей голове! Процесс классического обусловливания можно разбить на три этапа: 1. Наблюдается какой-либо рефлекс и определяется вызывающий его раздражитель. В приведенном примере таким рефлексом был уход от неприятных ощущений, то есть вставание со стула, а вызывающим рефлекс раздражителем — удар тока. 2. Одновременно с раздражителем, вызывающим данный рефлекс, применяется второй раздражитель. Психолог всякий раз, когда подавали ток, принимался почесывать свою голову. Такое сочетание раздражителей повторялось неоднократно. 3. Новый раздражитель начинает вызывать рефлекторную реакцию даже в отсутствие исходного раздражителя. Женщина встает, когда психолог тянется рукой к голове, хотя ток через сиденье больше не пропускают. Рис. 3.2. Упражнение 3.3 Психолог хочет, используя коленный рефлекс, научить испытуемого дергать ногой на свист. Опишите своими словами, что будет происходить на каждом из этапов классического обусловливания. Этап 1: ________________________________________ Этап 2: ______________________________________ Этап 3: ______________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если заменить рефлекторные реакции на эмоциональные, то процесс классического обусловливания будет протекать по той же схеме. На первом этапе определяется раздражитель, вызывающий данную эмоциональную реакцию. Например, такой раздражитель, как приставленное к виску дуло пистолета, вызывает у большинства людей страх. На втором этапе этот раздражитель (пистолет) применяется в сочетании с другим раздражителем, который обычно не вызывает страха, — допустим, с мочалкой. Производится многократное одновременное воздействие обоих раздражителей. Вам все время вручают мочалку и тут же приставляют к виску пистолет. В конце концов вы начнете пугаться, как только получите мочалку, даже без пистолета. Хотя приведенный пример вряд ли можно назвать характерным, во многих случаях страхи действительно бывают обусловлены именно таким образом. Человек, которого несколько раз увольняли с работы и каждый раз объявляли об этом, например, во вторник, может начать бояться ходить в этот день на работу, а у человека, пережившего много страданий в кресле у зубного врача, могут возникать неприятные ощущения от одного запаха одеколона, которым пользуется его дантист. Подумайте о своих страхах. Попробуйте определить их действительные причины. Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 1. Что, по мнению психологов, является свидетельством научения? а. Быстрота проявления основных рефлексов б. Устойчивые модели поведения в. Количество и качество тренировок г. Заинтересованность 2. Какие из перечисленных ниже ситуаций могут служить примером научения? а. Мальчика толкнули, и он падает. б. Женщина, прищемившая палец в дверце автомобиля, ощущает боль. в. Девочка бросает фантик в урну. г. Мужчина чихает всякий раз, когда нюхает табак. 3. Как научение связано с поведением? а. Научение и поведение — одно и то же. б. Научение является полной противоположностью поведения. в. Научение является одним из многих факторов, влияющих на поведение. г. Научение можно оценить, а о поведении можно только догадываться. 4. Некоторые формы поведения возникают автоматически, без всякого научения. Как называются такие формы поведения? а. Рефлексы б. Ассоциации в. Переживания г. Реакции 5. Какой из следующих примеров лучше всего описывает эмоциональную реакцию? а. Вы моргаете, когда грейпфрутовый сок попадает вам в глаза. б. Когда вы не знаете, что делать, всегда просите совета. в. Каждый вечер в одно и то же время вы выполняете домашнее задание. г. Вы боитесь боли. 6. В чем состоит сходство между рефлексами и эмоциональными реакциями? а. И те и другие проявляются автоматически и могут быть использованы при классическом обусловливании. б. И те и другие требуют научения и тренировки и зависят от мотиваций. в. И те и другие вызывают страхи, которые могут быть устранены. г. И те и другие несут приятные ощущения, которые следует усиливать с помощью классического обусловливания. 7. Врач, который делает детям болезненные уколы, всегда носит белый халат. Дети привыкают к тому, что белый халат связан с иглой, причиняющей боль. Какова наиболее вероятная реакция этих детей на парикмахера, который тоже носит белый халат? а. Они испугаются. б. Они почувствуют облегчение. в. Они растеряются. г. У них возникнет недержание мочи. 8. Каков первый этап процесса классического обусловливания? а. Устранение раздражителя. б. Точное определение причины рефлекса или эмоциональной реакции. в. Введение сопутствующего раздражителя. г. Нахождение общего между рефлексом и эмоциональной реакцией. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|