Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52281

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Проведение многомерного регрессионного анализа по пяти обобщающим шкалам JDS позволило объяснить до 20% разброса ответов респондентов на вопросы об удовлетворенности конкретным видом труда. Показатель MPS (Hackman & Oldham, I975) объяснял 17% разброса оценок удовлетворенности. Затем индивидуальные показатели MPS были добавлены к оценкам по обобщающим шкалам JDS и на полученном материале был повторно проведен многомерный регрессионный анализ. Если сопряженная модель, отраженная в структуре показателя MPS, была бы более адекватной, то включение этого показателя в общую систему независимых переменных увеличило бы ее протостичностъ. Однако это оказалось не так* Когда данные по пяти обобщающим шкалам JDS были сопоставлены с помощью регрессионного анализа с подмножеством оценок по MPS, то была обнаружена высокая степень их корреляции (0,97). Вариативность оценок, получаемых с помощью показателя MPS, может быть объяснена на основе принципа дополнительности, включенного в аддитивную модель.
_
Обсуждение результатов и выводы
Результаты факторного анализа данных опроса, представленные в настоящей статье, приводят к заключению, что наиболее экономным следует признать однофакторное решение, отражающее общую степень сложности профессиональной деятельности* Рассмотрение результатов факторного анализа более высоких порядков мало что добавляет к объяснению вариабельности ответов респондентов. Несмотря на это, оказалось возможным достаточно четко выделить и доказать существование трех из пяти гипотетических шкал (составляющих труда), соответствующих основным характеристикам трудовых задач и функциональных обязанностей. г
Гипотетически выделенные составляющие - "разнообразие задач" и "независимость1* - эмпирически дифференцируются плохо» Все шесть позиций, включенные в состав этих обобщающих шкал, являются составляющими одного фактора (по четырехфакторному решению).
83
Таблица 3
(данные по выборке из
Характеристики задачи
человек) Факторы
Таким образом, проанализированные данные снидстельстиусл о том, что на основе полученных результатов факторного анализа можно говорить о двух правомерных решениях:
(а) - однофакторном, в котором все выделяемые состгшляюпдас объединены в единую характеристику степени сложности труда;
(б) - нетырехфакторном, в котором наряду с тремя отдельными факторами для составляющих "сходстао задач", "значимость задач" и "обратная связь" существует единый фактор по составляющим "разнообразиезадач" и "независимость".
В последние годы методологи, занимающиеся анализом структуры труда и распределения функциональных обязанностей, предложили несколько вариантов условно-некомпенсаторной модели для
84
_______________________________.------------------------------------------------------f
--------Характеристики задачи 1 —
I факторы
II Ш IV______________
^—-----------------------------'----------- Обратная связь -13 06 52
15
1 ^17 00 44 22
2 00 37 -55 23
Значимость задач 02 16 -01 88
1 -01 15 02 77
2 % ^17 33 -21 -24
Разнообразие задач 08 -30 -04 33
1 -04 -39 -05 -29
2 3 -24 83 -09 11
Сходство задач - .-65 08 03 13
1 60 12 -12 зэ
2 Э -75 17 05 02
Независимость
i -36 -48 -27 01
-04 79 -13 26
1
3 -37 -39 -12 02
Корреляция между факторами
т 1.00
и 0.69 1.00
III -0.47 -0.54 1.00 -
JL-LX
IV -0.58 -0.81 0.55 1.00
описания взаимосвязей между основными составляющими и характеристиками трудовой деятельности, В то же время полученные ранее данные говорят о том, что и аддитивная компенсаторная модель может оказаться эффективной для интерпретации эмпирически наблюдаемых данных. Как показывают результаты нашего исследования, компенсаторная и некомпенсаторная модели объясняют примерно одинаковую часть дисперсии ответов респондентов.
Мы обнаружили также, что разброс в оценках показателя MPS можно объяснить с помощью аддитивной модели, но наличие этой связи не специфично только для нее. Поэтому, пока не будут четко определены преимущества интерпретации данных с точки зрения некомпенсаторной модели, ее нельзя признать как наиболее адекватную. Если аргументы в пользу признания правомерности одномерного факторного решения можно принять безоговорочно, то второй результат - относительно возможности сочетания разных составляющих труда - продолжает оставаться спорным. Полученный одномерный вариант факторного решения помогает объяснить, поче му аддитивная компенсаторная модель неоднократно применяла с для интерпретации наблюдаемого разброса ответов с тем же успе хом, что и некомпенсаторная.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Капорская Евгения Леонидовна. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Матвеева Анна Александровна. Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Редактор. Детский стресс и как с ним бороться
  • Стресс без дистресса и адаптационный синдром. Теория Ганса Селье (1907-1982)
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Стенфорд Дроб. Каббалистическое видение – Юнг и каббалистический мистицизм
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Пологова Светлана Евгеньевна. Подготовка к аттестации, как фактор повышения профессионального уровня педагога
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Общительность и проблема одиночества
  • Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека.
  • Коррекция эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
  • Трансфер; перенос; transference
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Базаров Т.Ю. Управление персоналом
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Тип; Туре
  • Психология успеха
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Гринберг Джеррольд С. - Управление стрессом. 7-е изд.
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Виды отворотов и их симптомы
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Основные признаки отворота мужа от жены
  • Никитина Светлана Владимировна, Прилатова Елена Ивановна. Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Функция; Function; Funktion
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Сплетни полезны для коллектива?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь