Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72336

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Классификация Б. В. Зейгарник дает возможность более глубоко понять патопсихологическую структуру большинства клинических проявлений нарушения мышления, но не заменяет клинической классификации.
Нарушения смыслового содержания и образования понятий проявляются в виде псевдопонятий — ложных понятий, создаваемых на основе случайных, несущественных признаков; «уплотнения» понятий — необычного объединения, слияния двух понятий в одно; неологизмов — образования новых, необычных понятий. В основе псевдопонятий, по-видимому, лежит расстройство механизма словесного кодирования, формирующегося под влиянием определенного мотива, что проявляется в необычном звуко- и словосочетании. Это несколько напоминает афазию или (скорее) парафазию, но при полном отсутствии критической позиции больного. В этой связи уместно напомнить, что афазия — это системное нарушение речи, возникающее в результате центрального поражения речевого механизма, расстройство управления речевым процессом (произношения слов, образования словосочетаний) и понимания чужой речи при отсутствии поражения речевого аппарата и органа слуха (Л. Р. Лурия, 1962, 1975; В. С. Гуськов,


60
1965; Е. Н. Винарская, 1971; Т. В. Ахутина, 1975). Е. Н. Винарская к афазическим расстройствам относит только нарушения понимания значений воспринятой речевой информации, а сложные сенсорные расстройства речи — к речевым агнозиям (слуховым и зрительным), проявления артикуляторной апраксии (моторные речевые расстройства) — к различным видам дизартрий.
При амнестической афазии больной затрудняется или не может назвать знакомый ему предмет, при моторной афазии — произнести известное ему слово, семантической (смысловой) афазии — понять отношение между словами, при сенсорной афазии — понять смысл произносимых собеседником слов; при парафазии (проявлении моторной афазии) больной вместо необходимых слов употребляет неподходящие по смыслу (вербальная парафазия) или переставляет звуки (буквы) в словах (литеральная парафазия). Во всех указанных случаях дефект имеет характер нарушения словесного оформления, своевременного нахождения необходимого слова для внешнего речевого выражения известного для больного смысла или нарушения понимания смысла произносимых другим человеком слов. Таким образом, дефект касается механизмов речевой коммуникации —уровня перевода внутренней речи во внешнюю либо декодирования внешней речи. В отличие от псевдопонятий больные, как правило, осознают свой дефект или признают его, если им об этом говорят.
Наблюдения показывают, что у больных с неологизмами и псев-допонятиямн имеется какой-то мотив, но нарушено превращение его в мысль и словесное обозначение, нарушена связь между замыслом, также болезненно измененным, и словесным выражением. Неологизм у них — это не случайное неуместное слово, а необычное словесное выражение необычно сформированного замысла (мысли).
Патологическое ускорение мышления характеризуется не только усилением темпа, но и поверхностностью ассоциаций, снижением или отсутствием критичности, а скачка идей — нарушением связности мыслей, даже потерей грамматического строя речи. При патологическом замедлении мышления страдают глубина, четкость и скорость мысли-тельных процессов, они временами настолько обедняются, что больной говорит об отсутствии сообразительности, понимания своего положения и окружающей действительности, о пустоте в голове. При ускорении и замедлении мышления нарушаются процессы отвлечения, обобщения и конкретизации: в первом случае они приобретают патологически поверхностный, произвольный, хаотический характер, во втором — резко подавляются, вплоть до полного угнетения. Ускорение мышления выражается в ускорении, бессвязности речи, речевой спутанности, «словесной окрошке», логорее, а замедление — в бедности речевой продукции (олигофазии), отсутствии речи (алалии).
В клинической практике нередко наблюдаются феномены ускорения и замедления мышления с чувством навязанности мыслей извне, насильственности и отчуждения или, наоборот, насильственной оста-



61
новки, отнятия их. Как уже отмечалось, такие явления многие авторы относят к деперсонализации (идеаторный вариант). Непроизвольный наплыв мыслей, идей, образов и воспоминаний обозначают как мен-тизм, а внезапную остановку мыслей — как шперрунг. Этим симптомам психического (идеаторного) автоматизма придается важное диагностическое значение, так как они входят в структуру синдрома психического автоматизма Кандинского—Клерамбо и наиболее часто встречаются при шизофрении. Например, С. С. Корсаков, В. X. Кандинский, В. А. Гиляровский, Е. Kraepelin, E. Bleuler указывали на наличие у больных шизофренией остановки или непроизвольного наплыва мыслей, символичности и паралогичности мышления, соскальзывания на побочные ассоциации, разорванности, склонности к образованию неологизмов, аутистического мышления (мышления без логики и связи с реальной действительностью, по Е. Bleuler, 1973).
Застревание мыслей (персеверация, стереотипия) выражается в возвращении к одной и той же мысли, касающейся конкретного события (идеаторная стереотипия), к одному и тому же элементу мысли, что в речи проявляется в виде вербигерации (стереотипного повторения слова, словосочетания или бессмысленного выражения) или итерации (стереотипного, многократного повторения слова, выражения или действия).
К застреванию мыслей отчасти можно отнести навязчивое мудрствование (навязчивые однотипные мысли, сомнения в правильности общепризнанных истин) и «умственную жвачку» (бесплодные, оторванные от действительности, абстрактные рассуждения). Здесь нет не только продвижения мысли к конкретной цели, но и стремления к ее реализации. Феномен застревания мыслей возникает в результате нарушения саморазвития мысли от замысла до окончательного ее формирования, а также из-за утраты связи мысли с ее мотивом, с вызвавшей замысел потребностью. С физиологической точки зрения этот феномен можно объяснить возникновением инертного очага возбуждения в мыслеобразующей функциональной системе.
Патологическая обстоятельность (детализация) характеризуется замедлением мышления, затруднением перехода от одной мысли к другой, застреванием на деталях, вязкостью и потерей конечной цели; резонерское мышление (резонерство)-пустыми, бесплодными рассуждениями, не вытекающими из реальных фактов, подменой реальных данных словесными ссылками (бесплодное мудрствование); паралогическое мышление (паралогика) — явно нелогичными, необоснованными заключениями и выводами, не соответствующими реальным фактам и не вытекающими из предпосылок и доказательств; разорванное мышление (разорванность) — нарушением связи между понятиями и представлениями, суждениями и умозаключениями, отдельными частями мыслей, в результате чего речь теряет смысл при сохранности грамматического строя; бессвязное мышление (бессвязность)—хаотичностью ассоциаций с отсутствием даже грамматических связей,

Кроме перечисленных видов расстройств мышления, выделяют еще символическое мышление (символичность) — использование для выведения заключений второстепенных, отдаленных, случайных и странных ассоциаций; аутистическое мышление (аутистичность) — оторванное от реальной действительности мышление, при котором страдает адекватность анализа и синтеза объективной реальности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Механизм формирования психологических проблем



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь