Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20918

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

5. Походка.
Упражнение отрабатывается в парах. Один участник ходит, другой подмечает особенности его походки. Какие движения или напряжения не соответствуют создаваемому образу в целом? "Наблюдатель" делится своими наблюдениями с партнером, показывает ему подмеченный "сигнал" ("зеркалит" его). Просит его усилить этот "сигнал", утрировать движение или напряжение до тех пор, пока партнер не поймет, что за этим "сигналом" стоит (какой за ним образ, движение, ощущение, ПЖ). "Наблюдатель", помогая своему партнеру, "зеркалит" его движения.
6. Звук Имени ---- движение (упражнение Эриха Вестфа-
ля — двигательная терапия детей и подростков, Германия).
Упражнение выполняется группами по 6-8 человек.
Каждый участник называет свое имя и фамилию. Все внимательно слушают звучание имени, его мелодику. Группа обсуждает, с какими движениями и позами это имя ассоциируется (принимая во внимание характерные для него простые жесты, черты характера, манеру держаться, говорить). Группа выстраивает ПЖ участника, причем сам участник принимает в этом процессе активное участие; ему принадлежит право окончательного утверждения ПЖ.
После того, как ПЖ построены для каждого участника группы, группа демонстрирует композицию
Хрестоматия по те.1есно-ориентированной терапии 145
ПЖ, называя хором имя участника и выполняя созвучные ему и его имени движения.
7. Мой ПЖ.
Участникам предлагается нарисовать свой "привычный" ПЖ.
8. Скульптор и глина.
Группа разбивается на две части: "скульпторов" и "комочки глины". Упражнение отрабатывается в несколько этапов.
1 этап Участники, выполняющие роль глины, рас-
ходятся по комнате, садятся, закрывают глаза. Скульпторы выбирают себе комочек глины, с которым они будут работать. Участник, выполняющий роль глины, не знает, кто из скульпторов будет работать с ним, глаза его закрыты. Глина — податлива, расслаблена, "принимает" и "держит" форму, которую придает ей скульптор. Скульптор лепит из глины скульптуру человека, который исполняет роль глины. Скульптура называется "... (имя) и его проблема". Когда скульптура полностью окончена, она застывает на несколько секунд. Участник, исполняющий роль глины, прислушивается к своим ощущениям, не открывая глаз.
2 этап Этот же скульптор из того же кусочка гли-
ны лепит скульптуру этого же человека, но теперь это "... (имя) без его проблемы". Когда скульптура полностью окончена, она застывает на несколько секунд.
146
Свободное тело
3 этап Участники, исполнявшие роль глины, сно-
ва становятся кусочками глины. Скульпторы выбирают себе новый материал и снова лепят из него две скульптуры (человека с проблемой и без нее).
4 этап Участники, исполнявшие роль глины де-
лятся впечатлениями или записывают их. Желающие продолжить работу выбирают с каким спульптором (какими двумя скульптурами себя) они хотели бы работать.
5 этап Скульптор выстраивает свою первую скуль-
птуру "... (имя) и его проблема" (повторяет то, что было сделано раньше). Отличие от 1 этапа упражнения заключается в том, что "глина" теперь сопротивляется и "не хочет", чтобы из нее лепили "проблему". Если скульптору все же удается придать ей какое-то положение, она его "принимает". Скульптор может привлекать к работе помощников из числа незанятых участников.
6 этап Участник, выполняющий роль глины (из
положения полностью законченной скульптуры), может "сбросить" свою проблему, освободиться от нее и сам вылепить из себя скульптуру "без проблемы" (она не обязательно должна повторять авторский вариант скульптора). Теперь сопротивляется скульптор, он никак не хочет, чтобы его творение было разрушено.
7 этап Участники записывают приобретенный в
упражнении опыт и, если хотят, могут обсудить его на группе.
Хрестоматия по телесно -ориентированной терапии 147
Групповые импровизации
Упражнение "Звук имени — движение" из предыдущего раздела — одна из групповых импровизаций, используемых в данном тренинге. Перед групповыми импровизациями необходимо давать групповые разминки. Хорошей групповой разминкой являются "Танцы различных частей тела", а также описанные в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии" техники: "Японская машинка", " Ритм но кругу", " Фраза но кругу", "Шахматы".
Техники:
/. Групповая скульптура (другое название "Темп — жанр — скульптура")
Группа разбивается на три части.
Первая — будет строить скульптурную композицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной композиции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья.
Вся работа происходит в полном молчании. Ведущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию будет представлена скульптурная композиция первой группы на тему ..., выполненная в жанре ...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди "присоединяются" остальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники "оживают": на счет "Раз!" — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет "Два!" — снова оживают на мгновение и снова замирают.
148
Свободное тело
2. Телевизор (Техника создана психологами из Владивостока Автор, к сожалению, не знает имен ее создателей, т.к к нему техника дошла по "устному телеграфу".)
Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.).
Один участник второй группы приглашается на просмотр "немого" фильма' участники первой группы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник второй группы: первый участник второй группы один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее.
Последний участник второй группы "показывает" фильм, как он его понял. После этого первая группа паказывает первоначальный вариант.
3. Полустанок.
"Представьте себе: ночь, небольшой полустанок железной дороги. Вы все — скучающие пассажиры, ждущие поезд. Друг с другом вы не знакомы, местность вам не известна, а вы — это и не вы вовсе, а люди полностью противоположные вам по характеру (ваши антиподы).
Конец импровизации будет отмечен гудком подходящего поезда".
4. Групповая динамическая скульптура.
"Найдите свое место среди остальных. Почувствуйте индивидуальное присутствие каждого и свое индивидуальное присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близости того или иного человека, воспринимайте впе-
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 149



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Упражнение «Танец».
  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • «Пойми меня»
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Редактор. Методика организации оздоровительного бега по системе Ю.Ф.Змановского
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Игра «Социометрия».
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь