Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений.

Категория: Психотерапия и консультирование, Учебные пособия | Просмотров: 54000

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Кратковременность консультирования предъявляет особые требования к таким его этапам: диагностической беседе и выработке гипотезы, толкованию гипотезы и реориентации – поиску новых способов действий.
Поскольку первичная гипотеза о содержании внутреннего конфликта ребенка, зоне конфликта и способе его поведения в конфликте сформулирована до встречи с родителями, в процессе диагностической беседы происходит уточнение гипотезы. При этом основными методическими приемами являются:
просьбы уточнения, например: «очень хочется понять, поясните...», «много материала, помогите разобраться...»;
использование средств, направленных на установление связи, например неоконченных предложений типа: «и это страх того, что...»;
использование предполагающих вопросов, например: «а может быть так, что...».
Поскольку беседа предполагает достаточно активную позицию консультанта, для обеспечения эмоционального комфорта родителей часть вопросов формулируется в косвенной форме:
в форме вставленных вопросов, например: «я очень интересуюсь тем, что вы...»;
в форме вежливых команд, например: «могли бы вы рассказать о...».
Чтобы избежать неверного трактования психологом чувств собеседника, используется перефразирование мыслей и чувств родителей, например: «если я вас правильно понял, то...».
Важным для обеспечения быстродействия консультации является постоянное резюмирование – подытоживание мыслей, выраженных родителями, например: «вас больше всего беспокоит, как я понял, ...».
Достаточно важным, на наш взгляд, является обращение внимания на преобладающие психологические защиты родителей, проявляющиеся в процессе консультации. Чаще всего можно встретиться с защитой по типу проекции или слияния. Проекция – это невротический механизм, основным содержанием которого является стремление сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека. Проецирующие родители, как правило, склонны видеть недостатки ребенка, присущие им самим, приписывать ребенку собственные страхи, желания, суждения. Для слияния характерно отсутствие границы между человеком и средой, в частности между родителем и ребенком. Такой родитель, говоря о ребенке, склонен к употреблению местоимения «мы», например: «Мы выучили уроки». В беседе с таким родителем часто появляются темы страхов, тревоги либо упоминание о тех или иных психосоматических симптомах ребенка. И это понятно, ибо при наличии слияния у ребенка чаще всего основное содержание внутреннего конфликта относится ко второй стадии созревания «Я», присущей второму и третьему году жизни: «самостоятельность – нерешительность». А к типичным проявлениям этого внутреннего конфликта как раз относятся различного рода социальные страхи: сделать что-то не так, принять самостоятельное решение и т. п.
В процессе консультации можно встретиться также с механизмом дефлексии или интеллектуализации, который внешне выглядит как «разговор ни о чем». Родитель, как правило, проявляет в беседе большой интерес к внутреннему миру ребенка, с удовольствием анализирует мельчайшие проявления детской души. Однако реально ребенок обращает на себя внимание беззащитностью, ранимостью, стремлением к поддержке, теплу и вниманию от любого взрослого, поскольку его собственные родители эмоционально холодны. Соответственно недостаточно удовлетворенной остается важнейшая потребность в любви и принятии. Основное содержание конфликта у таких детей чаще относится к первой стадии, относящейся к первому году жизни: «доверие – недоверие к окружающему миру».
Существенной особенностью в школьном консультировании обладают также этапы интерпретации проблем родителю и реориентации – выработки способов решения проблемы. Наиболее сложным для начинающего консультанта является этап интерпретации. У некоторых вообще возникает искушение его пропустить и скорее перейти к реориентации, которую начинающие консультанты иногда понимают как дачу советов. Сложность этапа заключается в необходимости сообщить родителю о проблеме ребенка так, чтобы он ее услышал. Услышать проблему– это значит принять ее, согласиться с ней, а не отвергнуть и проблему, и самого консультанта. Чтобы родитель услышал проблему, консультант должен почувствовать, какую часть проблемы (может быть и не всю) и в какой словесной форме следует изложить данному конкретному клиенту здесь и сейчас. Если родитель не принимает проблему, не соглашается с ней, значит консультанту не удалось найти достаточно мягкий способ ее предъявления.
Если же родитель услышал консультанта, то встает вопрос и о причинах существующей проблемы. Здесь можно предложить клиенту веер «обычно существующих причин» такой проблемы, попросить его самого попробовать определить причину. Бывают ситуации, когда клиент выбирает из веера не все, а только те причины, которые он сегодня готов принять. Имеет смысл на данной консультации согласиться с клиентом, возможно в следующий раз он пойдет дальше.
Существенной особенностью в консультировании, ориентированном на сохранение психологического здоровья, является стадия реориентации или поиска оптимальных действий родителя в данной ситуации. Понятно, что итогом консультации должно стать появление у родителей готовности к изменениям, прежде всего, самих себя, а не ребенка. Это наиболее тонкий момент в работе консультанта. Иногда, чтобы подвести родителей к необходимости самоизменений, достаточно бывает убедительно рассказать им наблюдения К. Юнга о слитности психики ребенка с условиями среды, в особенности с психикой родителей. Поэтому, по мнению К. Юнга, нервно-психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны на нарушениях психической сферы родителей. В особенности сильно отражаются на психике ребенка трудности во взаимоотношениях между самими родителями. Более того, содержание сновидений маленьких детей в большей мере относится к родителям, чем к самому ребенку. К. Юнг приводит пример восьмилетнего мальчика, который в сновидениях переживал любовную и религиозную драму отца. Поскольку сам отец не помнил свои сны, лечение его проводилось через анализ снов сына. Таким образом, необходимо, чтобы родители обратили «педагогический энтузиазм» на самих себя, свои взаимоотношения.
Однако здесь можно встретиться с такой трудностью. В настоящее время ребенок нередко становится средством реализации потребности родителей в социальном престиже. В этом случае родители предъявляют к нему превышающие порой возможности ребенка требования: раннего и быстрого чтения, усвоения иностранного языка, занятий музыкой и т. п. Приведем пример. На консультации мама спрашивает, продолжать ли заниматься музыкой ее семилетней дочери, если она этого не хочет. В процессе консультирования выясняется следующее. Отец считает, что дочь обязательно должна заниматься музыкой и языками, а сын – языками и спортом. Легко догадаться, что сам отец никогда не занимался спортом и музыкой, не знает иностранных языков.
Наиболее сложной является ситуация, когда мама не работает и свое социальное честолюбие может воплотить только через ребенка. Соответственно ребенок просто обязан иметь успех, чтобы выполнить ожидания матери. Получается, что он вынужден жить желаниями родителей, а не своими желаниями.
Аналогичной по сути, хотя и внешне отличной, является ситуация в семьях, где родители достигли высокого социального успеха. Здесь ребенок не просто обязан быть успешным, но не имеет права быть другим. Поэтому одним из наиболее выраженных страхов таких детей является страх не соответствовать ожиданиям родителей.
В беседе с родителями, ориентированными на обязательный успех, приходится проявлять изобретательность, объясняя, к примеру, что для успеха в будущем нужны не только школьные знания, но и личностные качества: целеустремленность, уверенность в себе. Затем переходить к рассмотрению неуверенности и повышенной тревожности ребенка, необходимости их преодоления как ступени к будущему успеху.
Подводя итог обсуждению индивидуальной работы с детьми ассимилятивно-аккомодативного уровня, можно сделать вывод, что и коррекционная работа с самим ребенком, и консультирование родителей направлены, прежде всего, на инициирование у ребенка собственной активности в поиске способов и возможностей разрешения трудной ситуации.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова организационная структура психологической поддержки дошкольников и младших школьников?
2. Какие основные направления можно выделить в групповой психопрофилактической работе?
3. Какие основные методические средства используются в групповой работе?
4. Что такое терапевтические метафоры?
5. Где и как используются рефлексивные технологии?
6. На каких принципах основывается индивидуальная коррекционная работа с детьми?
7. Как можно увидеть динамику коррекционной работы?
8. Как отечественные и зарубежные психологи описывают специфику детских страхов?
9. Как организовать групповую помощь детям со страхами?
10. В чем специфика консультирования родителей, ориентированная на сохранение психологического здоровья детей?
11. Вопросы для самоанализа
1. Как вы полагаете, какими качествами должен обладать специалист, работающий с детьми?
2. Умеете ли вы играть с удовольствием?
3. Можете ли вы перед зеркалом выполнить предложенные в пособии роле вые упражнения?
4. Насколько легко вам при людях похвалить самого себя? Другого чело века?
5. Как вы полагаете, присутствует ли у вас потребность в саморазвитии? В каком направлении вы хотели бы развиваться?
6. Как вы осуществляете рефлексию собственных действий: эпизодически, ежедневно вечером, ведете дневник или по-другому?
7. Если бы вы работали с группой детей, как бы вы решали проблему дисциплины на занятии?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Ренева Дарья Сергеевна. Консультации для родителей «Кризис трех лет»
  • Отвечалина Ольга Борисовна. Роль родителя в половозрастной идентификации ребенка дошкольного возраста
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Сорокин Сергей. Консультация для родителей «Детская ложь»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Отношение к психологу
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Градусова Марина Александровна. Консультация для родителей «Волшебные слова»
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Сергунина Е.А.. Консультация для родителей 'Совместная творческая деятельность родителей с детьми'
  • Мовчан Анна Игоревна. Психологические особенности гиперактивных детей
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Васильева Александра. Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
  • Использование компьютера в обучении ребенка с аутизмом
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком»
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Редактор. Выпускной в детском саду - сценарий
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе»
  • Гугина Ольга Васильевна. Заметки воспитателя группы раннего возраста, или как построить работу с родителями
  • Улдукис Ирина Васильевна и Улдукайте Янина Станиславовна. Образовательно-игровой цикл с участием родителей и детей.
  • Пилипенко Ольга Петровна. Консультация для родителей «Математика для дошкольников»
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Буткова Е. Н., Горюнова Н. Ю.. Дидактическое пособие «Витаминки любви».
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Консультация для родителей на тему: 'Кризис трех лет'
  • Шипачева Елена. Шпаргалка для родителей
  • Слова, которых нет.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Климова Светлана Семёновна. Как воспитать маленького интеллектуала.
  • Коррекционно-развивающая работа – «приоткрыть завесу» неизвестного в себе
  • Типичные ситуации и способы разрешения конфликтов у дошкольников
  • Исаева Валентина Васильевна. Консультация для родителей «Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь