Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 16335

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Задача героя

81

«Одухотворение» материи означает, что та энергия, которая могла бы остаться в истории или дома, трансформируется в создание новой истории или построение нового дома, которые в свое время тоже будут оставлены, - ради последующей жизни.
Мы можем видеть, что индивидуальная задача героя, задача стать тем, кто должен будет отвечать замыслу богов, совершенно не связана с желаниями Эго, а в конечном счете отвечает развитию культуры, так как решение этой задачи привносит в нее более дифференцированные ценности, более уникальный вклад в коллективное.
Эта задача прямо противоположна нарциссической программе, ибо она отвечает трансцендентным ценностям, которые воплощают боги.
В таком случае не выполнить свою индивидуальную миссию - значит не только потерпеть неудачу в своем собственном странствии, но и принести эту неудачу всей культуре. Мы очень часто проживаем нашу жизнь вспять - не только под давлением истории, но вследствие невротичного программирования таких возвращений назад в будущем. Мы слишком плохо себе представляем, что будущее ждет от нас того, чтобы мы стали теми, кем предназначено судьбой, когда у нас хватит мужества согласовать свой осознанный выбор с программой своей индивидуации.
Основным препятствием на нашем пути всегда становится страх. В одном из своих самых важных высказываний Юнг говорит прямо, не жалея читателя:
Дух зла - это страх, запретное желание, враг, который противодействует жизни в ее борьбе за вечную продолжительность и сопротивляется любому великому деянию, который вселяет в наше тело яд слабости и старости посредством коварного укуса змея. Это -дух регрессии, который угрожает нам материнской тюрьмой вместе с растворением и угасанием в бессознательном. Страх для героя -это вызов и задача, потому что освободить от страха может только смелость. И если не отважиться на риск, то смысл жизни как-то нарушится, и все будущее становится приговоренным к безнадежному устареванию, к серому монотонному свету неуловимых блуждающих огней.123
123 Symbols of Transformation, par. 551.

82

Глава 5

В таком случае можно видеть, что задача героя - это сама жизнь, сопряженная с риском, жизнь как глагол124, жизнь как протекающий процесс (life live-ing). Но змей преследует ее в каждом саду, ежедневно, нашептывая нам то, что мы больше всего хотим услышать: что путь наш легкий, что все можно отложить на завтра, что за нас это сделает кто-то еще, что все это в какой-то мере иллюзия, что в конце концов ничего не получится. Однако время от времени мы сходим со своего пути, чтобы дать возможность жизни осуществиться через нас. Таким образом, задача героя - это не столько личные успехи, хотя и они тоже, сколько жизнь, посвященная богам.
Расположившись на Дунае походным лагерем и защищая свои войска от набегов варварских племен, Марк Аврелий писал для себя эти строки:
Поутру, когда медлишь вставать, пусть под рукой будет, что просыпаюсь на человеческое дело. И еще я ворчу, когда иду делать то, ради чего рожден и зачем приведен на свет? Или таково мое устроение, чтобы я под одеялом грелся? Не любишь ты себя, иначе любил бы и свою природу, и волю ее. Вот ведь кто любит свое ремесло - сохнут за своим делом, неумытые, непоевшие. Ты, значит, меньше почитаешь собственную свою природу... а для тебя общественное деяние мелковато и недостойно таких же усилий?125
Этот античный император знал, что его задача состоит в том, чтобы каждое утро вставать вместе с восходом солнца и вступать в борьбу со страхом и оцепенением. То, как он умел писать о своей опасной и зачастую очень суровой жизни - с хладнокровием и решимостью, - это образец задачи героя - задачи, которая бросает вызов любому из нас с началом каждого, самого обыкновенного будничного дня.
124В данном случае я имею в виду, что жизнь - это не объект, она не статична, а представляет собой динамический процесс. Употребление вместо существительного «протяженной» глагольной формы «континуус» live-mg выступает в качестве метафоры динамического жизненного процесса.
125 Meditations, vol. V, p. 77. (Размышления. Кн. 5: 1. Пер. А.К. Гаврилова.)

Глава 6
Нисхождение-восхождение -смерть-возрождение
Если бы я стал себя воссоздавать, то отправился бы в самую темную, самую густую и непроходимую лесную чащу и нашел бы там самую гиблую для человека трясину. Я вошел бы в это болото, как в сакральное место, в sanctum sanctorum 126. Там содержится вся сила и самая сущность Природы.
Генри Дэвид Торо127. «Прогулка»
НИСХОЖДЕНИЕ (Katabasis128)
В древних повествованиях встречается множество сошествий, нисхождений в подземный мир: Орфея, Одиссея, Иисуса, Энея и Данте и многих, многих других. Что их там ожидало? Разумеется - мрак, часто - чудовища, иногда - сокровища, но в любом случае нечто полезное. Вспомним о совете, который Юнг дает своей пациентке в ее сне (об этом говорится в предыдущей главе), когда она попадает в глубокую яму: «Не "из", а "через"». Действительно, Данте не выходил оттуда: он направился «через» и оказался на другом краю, откуда он попал в Чистилище, а затем - и в Рай.
Какая же тьма находится там, внизу; в чем заключается эта мрачная метафора? Несомненно, она может поглотить Эго, и потому она вызывает у нас такой страх. Но тьма - это вместе с тем
126 Sanctum sanctorum (лат.) - святая святых. - Примеч. пер.
127 Генри Дэвид Торо (1817-1862) - американский писатель, мыслитель,
натуралист, общественный деятель, аболиционист. - Примеч. пер.
128 Katabasis, katabasia (др.-греч.) - схождение вниз, спуск, сошествие, дви
жение из глубины страны к побережьям (от katd - вниз и baino - ходить, идти). -
Примеч. ред.

84

Глава 6

camera obscura129, место рождения новых образов. Эти образы могут содержать в себе будущее, даже если в данный момент оно остается отдаленным от Эго. Эго может утонуть, как это бывает при психозе. Когда Джеймс и Нора Джойс130 пришли к Юнгу на консультацию, беспокоясь о своей дочери, больной шизофренией, тот сказал: «Ваша дочь тонет в том самом море, в котором вы научились плавать».
Если распространить эту метафору, точно так же может настичь и темнота, захватить Эго и овладеть им, как иногда случается, когда мы становимся заложниками самых мрачных своих настроений. Темнота, существующая внизу, - это и темнота материнской утробы, из которой рождается новая жизнь, и темнота могилы. Страх, который мы испытываем перед такими мрачными пространствами, проецируется на пауков, змей, мышей, крыс, летучих мышей и других представителей царства тьмы. Вместе с тем жизнь начинается в темноте - в теплой, влажной, нежной плодоносной обители для маленьких существ, которые со временем подрастают. В рыхлой мякоти материнской утробы, наполненной слизью и питательными соками, формируется будущее, которое затем прорывается наружу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Алчность упрямства»
  • Притча «Бессмыслица»
  • Притча «Ценный подарок»
  • Притча «Самое главное»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Притча «Другой»
  • Притча «Люби правильно»
  • Притча «Мир и одиночество»
  • Притча «Сеун [Сйоун] и его мать»
  • Притча «Простой выбор»
  • Притча «Любовь дочери»
  • Притча «Жизнь - в полосочку»
  • Притча «Последняя воля и завещание»
  • Притча «Он и Она»
  • Рожкова Екатерина Ивановна. Газета 'Отцы и дети'
  • Притча «Птица Счастья»
  • Притча «Любовь и сострадание»
  • Притча «Поль Сезанн»
  • Притча «Источник с живой водой»
  • Притча «Радуга»
  • Притча «Характер»
  • Притча «Ради ребенка»
  • Притча «Свадебная традиция»
  • Притча «Чёрное и Белое»
  • Притча «Он был хорошим парнем»
  • Притча «Жизнь одного Ангела»
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Притча «Шапка на голове»
  • Притча «Завоевание мира»
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Снежинка - волшебная сказка
  • Притча «Сокровище»
  • Притча «Путь сбережения жизни»
  • Притча «Священник в раю»
  • Притча «Черенок от заступа»
  • Притча «Человек и его цели»
  • Притча «Школа жизни»
  • Притча «Блудный сын»
  • Притча «Поклон священника»
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Притча «Божественная скрипка»
  • Сексуальная игра жены Потифара.
  • Притча «Небо нас искало»
  • Притча «Выпрями его»
  • Притча «Три сына»
  • Полина Гавердовская. Предательство: как жить дальше?
  • Притча «Опасный враг»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Притча «Сказки для сына (про то, когда больно)»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь