|
Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12871
Автор: Томашек Нино.
Название: Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке эксперт в своей собственной, субъективной жизненной действительности, и что он, как эксперт, в достаточной мере обладает образами, историями, сравнениями и т. д., которые может использовать консультант. Поэтому цель коуча - быть в высшей мере чувствительным к высказываниям клиента. Как это выразили Грау и Харгенс:
«Таким образом, в работе с метафорами все сводится не к тому, что консультант изобретает «подходящие» метафоры, а к тому, что он развивают высокую чувствительность к языковой игре клиента, чтобы подхватить из предложенных им метафор самые важные и вместе с клиентом развить новые». В этом смысле метафоры следует рассматривать как некие связи, как указательное слово, как тему, мысль, которая значима для клиента и привнесена им. Метафоры в консультировании представляют собой многозначные описания (проблемной) действительности, «... которые в их многозначности можно развить (конструировать) дальше, так что клиент, как и консультант, «соответствующим образом» додумывает их для своего контекста, при этом не делая это соответствие «однозначным» через язык». Так что консультант старается использовать метафоры в их многозначности, причем он ори- ентируется на реакции клиента - идет ли он и в какой степени на это «дальнейшее конструирование» метафор. Уве Грау и Юрген Харгенс приводят в качестве примера ситуацию из консультирования, когда клиент в ходе беседы сам привносит метафору о железной дороге, где поезд движется по «накатанному» железнодорожному пути. Из этого побуждения консультанты выстроили уровень метафор, на котором они задавали вопросы к метафоре клиента: «В контексте этой метафоры можно было сформулировать вопрос, например, « Что Вы можете сделать, чтобы ухудшить ситуацию» как вопрос-метафору: «Есть ли у Вас что-нибудь, что может сбить поезд со стрелок/железнодорожного пути?» Или можно было представить такой вопрос-метафору: «Могли бы Вы себе представить, что Вас, как машиниста, может привести к тому, что Вы не увидите предупреждающего знака «Осторожно, ехать медленно!»?» Вопрос «Как Вы думаете, какие усилия tie-обходимы?» можно представить как вопрос-метафору следующим образом: «С какой скоростью должен ехать Ваш поезд?»» Благодаря возможности ввести в консультирование метафору, коуч создает новый уровень общения с клиентом о проблеме или о способах его действий: уровень метафор. Па этом уровне мож- но нейтрально и, как правило, креативно «метафорически» поговорить о проблеме, которая тем самым переносится в другой контекст. При этом могут быть обнаружены новые перспективы и можно обсудить новые возможности для изменений. Критерии компетентного системно- конструктивистского коучинга Приведенный ниже перечень критериев для компетентного системно-конструктивистского подхода в консультировании - это подытоживающий список, с помощью которого я хочу в целом представить эту коучинг-модель как системно-конструктивистский процесс консультирования1: ♦ Создание атмосферы: 1 Приведенные здесь признаки компетентного системно-конструктивистского консультирования генерируют из всего вышесказанного и системных гипотез о процессе консультирования, как их высказывали Уве Грау, Курт Лу-девиг, Стив де Шейцер, Арист фон Шлиппе, Йохен Швай-тцер и др. Коуч создает дружескую атмосферу, которая позволяет клиенту, в общем, чувствовать себя хорошо. ♦ Проявление уважения: Коуч уважительно относится к тому, как клиент формировал свою жизнь в прошлом, как он делает это в настоящем и намерен делать это в будущем. ♦ Сохранение метакомплементарной позиции: Коуч исходит из автономии клиента, его права самостоятельно формировать свою жизнь. Он стимулирует это, позволяя этому стремлению проявляться даже в консультационных отношениях. ♦ Избегание предрассудков и положительное оценивание: Коуч стремится не допустить втянуть себя в предрассудки, особенно деструктивные, которые могут ему мешать. ♦ Рефлексия взаимосвязей: Коуч знает, что все со всем взаимосвязано. Он учитывает взаимосвязь между людьми, отношениями и обстоятельствами. ♦ Постановка рефлексивно-системных вопросов: С их помощью коуч может понять, как все взаимосвязано в системе. ♦ Конструирование ситуаций без проблем: Коуч выделяет ситуации в прошлом, когда проблема не возникала, и подчеркивает компетенцию клиента в создание таких ситуаций. ♦ Постановка целей: Коуч управляет ориентацией клиента на цели, которых он может добиться с помощью консультаций. ♦ Расспросы о конкретных действиях: Коуч расспрашивает о конкретных действиях и их влиянии на других людей, вовлеченных в проблемную ситуацию. ♦ Сохранение управления: Коуч ведет беседу и препятствует отклонениям от нее. В результате этого цель ощутима. ♦ Идти в ногу: Коуч поддерживает контакт с клиентом, принимая язык, темы, темп и т. д. клиента. Это облегчает управление. ♦ Использование полярности: Коуч заостряет противоречия в амбивалентной установке к изменениям. Таким образом, он проверяет серьезность намерений клиента что-то изменить и стимулирует к внедрению изменений. ♦ Использование возможностей: Коуч открывает и изобретает в беседе новые возможности, которые стимулируют намерение клиента. Он прямо или косвенно указывает клиенту на возможности достичь желаемой цели. ♦ Стимулирование потенциала к развитию: Коуч освобождает потенциал для развития и активирует ресурсы. ♦ Подходящее вмешательство: Коуч вмешивается экономно и «смущает» осторожно. ♦ Обеспечение свободы решения: Коуч сохраняет свою свободу решать и уважает и стимулирует свободу клиента решать самостоятельно. Заключение В конце этой работы я надеюсь, что смог сформировать у вас впечатление, представление о том, как может протекать системно-конструктивистский коучинг-процесс и как с помощью этого способа работы можно изменить «проблемную» действительность и решить «проблемы» посредством консультирования ориентированного на решения и будущее. Я прекрасно понимаю, что теоретическое изучение никогда не может дать объемный образ практической деятельности, но я надеюсь, что своей работой я все-таки смогу сделать хоть какой-нибудь вклад в удачную реализацию на практике. Как это выразил Мирдаль - нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Итак, мне остается только показать, в какой форме и в каких вариациях системно-конструктивистский коучинг и консультирование можно будет применить в будущем. Ведь положения системной теории и радикального конструктивизма, как основы, впредь открывают возможность работать с организациями и предприятиями «системно-конструктивистски». И для этого уже существуют подходы, которые сегодня известны нам под ключевыми понятиями «системный менеджмент», «системное организационное развитие» и «системное организационное консультирование». Тем не менее, было бы неплохо еще раз внимательно пересмотреть эту работу и постулаты «через системно-конструктивистские очки» и проверить ее на предмет того, соответствует ли она системно-теоретическому положению знаний и основам конструктивизма. Ведь поскольку «системный» кажется сегодня модным словом и, вероятно, останется таким еще некоторое время, мне кажется очень интересным отделить «зерна от плевел» среди так называемых «системно-конструктивистских» подходов. Разумной и целесообразной мне кажется также необходимость в будущем провести исследования, чтобы выяснить, как ориентированное на цели и решение организационное консультиро- вание может быть построено как системно-конструктивистское. Ведь разработанные ранее теории и результаты изучения позволяют считать этот потенциал многообещающим, так что организации вполне могут извлечь из него выгоду, причем, в достаточном объеме. Кроме того, эту коучинг-модель можно применять для внутриорганизационного развития персонала, она может дать новые импульсы для стимулирования потенциала и ресурсов руководителей и сотрудников и, предположительно, открыть новые возможности для мотивации. Так, Фердинанд Пих на вопрос «Что отличает хорошую организацию от плохой» дал очень меткий ответ: «Много хороших сотрудников с воодушевлением работающие для своей организации»1. Одним словом, мне кажется, что существует большая палитра возможностей модифицировать импульсы этой системно-конструктивистской модели консультирования и использовать их для собственной работы и деятельности. Так что мне остается только надеяться, что я не единственный, кто видит ресурсы и возможности этой коучинг-модели. 1 Фердинанд Пих был председателем правления Фольксвагенгрупп, в настоящее время - председатель наблюдательного совета. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|