Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12871

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

эксперт в своей собственной, субъективной жизненной действительности, и что он, как эксперт, в достаточной мере обладает образами, историями, сравнениями и т. д., которые может использовать консультант. Поэтому цель коуча - быть в высшей мере чувствительным к высказываниям клиента. Как это выразили Грау и Харгенс:
«Таким образом, в работе с метафорами все сводится не к тому, что консультант изобретает «подходящие» метафоры, а к тому, что он развивают высокую чувствительность к языковой игре клиента, чтобы подхватить из предложенных им метафор
самые важные и вместе с клиентом развить новые».
В этом смысле метафоры следует рассматривать как некие связи, как указательное слово, как тему, мысль, которая значима для клиента и привнесена им. Метафоры в консультировании представляют собой многозначные описания (проблемной) действительности, «... которые в их многозначности можно развить (конструировать) дальше, так что клиент, как и консультант, «соответствующим образом» додумывает их для своего контекста, при этом не делая это соответствие «однозначным» через язык».
Так что консультант старается использовать метафоры в их многозначности, причем он ори-

ентируется на реакции клиента - идет ли он и в какой степени на это «дальнейшее конструирование» метафор.
Уве Грау и Юрген Харгенс приводят в качестве примера ситуацию из консультирования, когда клиент в ходе беседы сам привносит метафору о железной дороге, где поезд движется по «накатанному» железнодорожному пути. Из этого побуждения консультанты выстроили уровень метафор, на котором они задавали вопросы к метафоре клиента:
«В контексте этой метафоры можно было сформулировать вопрос, например, « Что Вы можете сделать, чтобы ухудшить ситуацию» как вопрос-метафору: «Есть ли у Вас что-нибудь, что может сбить
поезд со стрелок/железнодорожного пути?» Или можно было представить такой вопрос-метафору: «Могли бы Вы себе представить, что Вас, как машиниста, может привести к тому, что Вы не увидите предупреждающего знака «Осторожно, ехать медленно!»?» Вопрос «Как Вы думаете, какие усилия tie-обходимы?» можно представить как вопрос-метафору следующим образом: «С какой скоростью должен ехать Ваш поезд?»»
Благодаря возможности ввести в консультирование метафору, коуч создает новый уровень общения с клиентом о проблеме или о способах его действий: уровень метафор. Па этом уровне мож-

но нейтрально и, как правило, креативно «метафорически» поговорить о проблеме, которая тем самым переносится в другой контекст. При этом могут быть обнаружены новые перспективы и можно обсудить новые возможности для изменений.

Критерии компетентного системно-
конструктивистского коучинга
Приведенный ниже перечень критериев для компетентного системно-конструктивистского подхода в консультировании - это подытоживающий список, с помощью которого я хочу в целом представить эту коучинг-модель как системно-конструктивистский процесс консультирования1:
♦ Создание атмосферы:
1 Приведенные здесь признаки компетентного системно-конструктивистского консультирования генерируют из всего вышесказанного и системных гипотез о процессе консультирования, как их высказывали Уве Грау, Курт Лу-девиг, Стив де Шейцер, Арист фон Шлиппе, Йохен Швай-тцер и др.

Коуч создает дружескую атмосферу, которая позволяет клиенту, в общем, чувствовать себя хорошо.
♦ Проявление уважения:
Коуч уважительно относится к тому, как клиент формировал свою жизнь в прошлом, как он делает это в настоящем и намерен делать это в будущем.
♦ Сохранение метакомплементарной позиции:
Коуч исходит из автономии клиента, его права самостоятельно формировать свою жизнь. Он стимулирует это, позволяя этому стремлению проявляться даже в консультационных отношениях.
♦ Избегание предрассудков и положительное
оценивание:
Коуч стремится не допустить втянуть себя в предрассудки, особенно деструктивные, которые могут ему мешать.
♦ Рефлексия взаимосвязей:
Коуч знает, что все со всем взаимосвязано. Он учитывает взаимосвязь между людьми, отношениями и обстоятельствами.
♦ Постановка рефлексивно-системных вопросов:

С их помощью коуч может понять, как все взаимосвязано в системе.
♦ Конструирование ситуаций без проблем:
Коуч выделяет ситуации в прошлом, когда проблема не возникала, и подчеркивает компетенцию клиента в создание таких ситуаций.
♦ Постановка целей:
Коуч управляет ориентацией клиента на цели, которых он может добиться с помощью консультаций.
♦ Расспросы о конкретных действиях:
Коуч расспрашивает о конкретных действиях и их влиянии на других людей, вовлеченных в проблемную ситуацию.
♦ Сохранение управления:
Коуч ведет беседу и препятствует отклонениям от нее. В результате этого цель ощутима.
♦ Идти в ногу:
Коуч поддерживает контакт с клиентом, принимая язык, темы, темп и т. д. клиента. Это облегчает управление.
♦ Использование полярности:

Коуч заостряет противоречия в амбивалентной установке к изменениям. Таким образом, он проверяет серьезность намерений клиента что-то изменить и стимулирует к внедрению изменений.
♦ Использование возможностей:
Коуч открывает и изобретает в беседе новые возможности, которые стимулируют намерение клиента. Он прямо или косвенно указывает клиенту на возможности достичь желаемой цели.
♦ Стимулирование потенциала к развитию:
Коуч освобождает потенциал для развития и активирует ресурсы.
♦ Подходящее вмешательство:
Коуч вмешивается экономно и «смущает» осторожно.
♦ Обеспечение свободы решения:
Коуч сохраняет свою свободу решать и уважает и стимулирует свободу клиента решать самостоятельно.

Заключение
В конце этой работы я надеюсь, что смог сформировать у вас впечатление, представление о том, как может протекать системно-конструктивистский коучинг-процесс и как с помощью этого способа работы можно изменить «проблемную» действительность и решить «проблемы» посредством консультирования ориентированного на решения и будущее. Я прекрасно понимаю, что теоретическое изучение никогда не может дать объемный образ практической деятельности, но я надеюсь, что своей работой я все-таки смогу сделать хоть какой-нибудь вклад в удачную реализацию на практике. Как это выразил Мирдаль - нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Итак, мне остается только показать, в какой форме и в каких вариациях системно-конструктивистский коучинг и консультирование можно будет применить в будущем. Ведь положения системной теории и радикального конструктивизма, как основы, впредь открывают возможность работать с организациями и предприятиями «системно-конструктивистски». И для этого уже существуют подходы, которые сегодня известны нам под ключевыми понятиями «системный менеджмент», «системное организационное развитие» и «системное организационное консультирование». Тем не менее, было бы неплохо еще раз внимательно пересмотреть эту работу и постулаты «через системно-конструктивистские очки» и проверить ее на предмет того, соответствует ли она системно-теоретическому положению знаний и основам конструктивизма. Ведь поскольку «системный» кажется сегодня модным словом и, вероятно, останется таким еще некоторое время, мне кажется очень интересным отделить «зерна от плевел» среди так называемых «системно-конструктивистских» подходов.
Разумной и целесообразной мне кажется также необходимость в будущем провести исследования, чтобы выяснить, как ориентированное на цели и решение организационное консультиро-

вание может быть построено как системно-конструктивистское. Ведь разработанные ранее теории и результаты изучения позволяют считать этот потенциал многообещающим, так что организации вполне могут извлечь из него выгоду, причем, в достаточном объеме.
Кроме того, эту коучинг-модель можно применять для внутриорганизационного развития персонала, она может дать новые импульсы для стимулирования потенциала и ресурсов руководителей и сотрудников и, предположительно, открыть новые возможности для мотивации. Так, Фердинанд Пих на вопрос «Что отличает хорошую организацию от плохой» дал очень меткий ответ: «Много хороших сотрудников с воодушевлением работающие для своей организации»1.
Одним словом, мне кажется, что существует большая палитра возможностей модифицировать импульсы этой системно-конструктивистской модели консультирования и использовать их для собственной работы и деятельности. Так что мне остается только надеяться, что я не единственный, кто видит ресурсы и возможности этой коучинг-модели.
1 Фердинанд Пих был председателем правления Фольксвагенгрупп, в настоящее время - председатель наблюдательного совета.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Феденых Наталья Владимировна. Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
  • Королёва Татьяна Евгеньевна. Собственная методическая разработкаРеализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Татьяна Костина. Занятие в старшей группе 'Пейте, дети, молоко - будете здоровы'
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Новогодние шары
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Немирко Елена Анатольевна. Краткосрочный проект «За животным я понаблюдаю»
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Войнич Наталья Юрьевна. Творческо-информационный проект «Осень-чудная пора…» в средней группе
  • Смирнова Ксения Викторовна. Проект для средней группы дошкольного возраста «Ветеринарная станция «Котофей»
  • Притча «Решение проблем»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы
  • Суховарова Наталья Александровна. Творческий проект «Разноцветные носочки»
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Прохорова Олеся Викторовна. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание»
  • Ломакина З.В. Смоловская И.В. Федосова С.Ю. Использование интегративного театра в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
  • Игнатьева Т.В. Тренировочные вопросы (500 вопросов) для проверки готовности ребенка к школе. В 2-х частях
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. - Супервизия супервизора. Практика в поиске теории. Supervising and Being Supervised: A Practice in Search of a Theory
  • Ермолаева Алла Александровна. Система адаптационных мероприятий в ДОУ
  • Нельсон-Джоунс Р. - Теория и практика консультирования
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2 томах
  • Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике
  • Британ Нина Васильевна. Конспект нетрадиционного (КВН викторина) родительского собрания во второй младшей группе «Семейный КВН»
  • Главный Редактор. Сценарий 23 февраля - викторина для будущих защитников Отечества
  • Лапина Светлана Алексеевна. Карандашница-подставка
  • Трубецкова С.В. Физика. Вопросы - ответы. Задачи - решения
  • Лисина-Бабарик Наталья Леонидовна. Занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие к королеве Математике»
  • Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. Конспект ННОД Тема: «Птицы города - воробьи»
  • Гуревич А. М. - Ассессмент: принципы подготовки и проведения
  • Геллерт Манфред, Новак Клаус - Все о командообразовании: руководство для тренеров
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Под редакцией
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Притча «Человек, который жаждал знания»
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Маслова В.М. Управление персоналом
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Technique decision. Descartes Square
  • Джон Уитмор Коучинг высокой эффективности
  • Языкова Ольга Юрьевна. Мастер класс 'Пасхальные капанки'
  • Людмила Менькова. Конспект занятия по развитию связной речи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь