|
Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85890
Автор: Васильев Николай Николаевич.
Название: Тренинг преодоления конфликтов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Графа опасения может включать озабоченность, опасения, тревоги. Очень важно, что клиент получает возможность выразить (высказать) свои иррациональные страхи. Здесь не нужно обсуждать их реалистичность, следует просто занести их в соответствующую графу.
Необходимо помнить, что прямой вопрос «Чего вы боитесь?» может уязвлять гордость клиента и спровоцировать ответ: «Ничего я не боюсь!» Можно спросить его: «Вы предвидите, что если не будет принято ваше предложение, в будущем может произойти что-то, чего вы бы не хотели. Что может случиться?» Предметом опасений часто бывают: — физическая безопасность; — финансовые потери; низкая зарплата; переплата за покупку; — отвержение, потеря любви, членства в группе; одиночество; — потеря контроля (власти); нежелание попадать под влияние, в зависимость от кого-либо; — потеря уважения; провал, критика, осуждение; унижение; боязнь оплошать; — утрата возможности реализовать себя; неинтересная работа. Категория опасений может использоваться для выявления мотиваций, не упомянутых при перечислении интересов. Для многих легче сказать, чего они опасаются, а не чего хотят. Например, легче сказать, что опасаешься неуважения, чем признаться, что нуждаешься в уважении. Для того чтобы извлечь максимум пользы из составления карты, обратите внимание на следующие рекомендации. > Ищите новую информацию и новое понимание, что-то незамеченное или недопонятое вами ранее. Карта помогает вам увидеть ситуацию глазами другого человека. Тема II. Анализ конфликта 103 > Ищите общую «точку опоры»: общие потребности или интересы. > Ищите общую точку зрения и поддерживайте общие ценности или идеи, разделяемые всеми участниками. > Совмещайте различные ценности и перспективы. Какие ценности и идеи могут стать частью общих взглядов, поскольку они важны для одной из сторон? В идеале общие взгляды должны быть достаточно широкими для охвата ими индивидуальных ценностей всех сторон. Например, для родителя важно, чтобы ребенок выполнял домашние задания, в то время как для ребенка важно иметь время для игр. Общие ценности должны включать в себя как то, так и другое. > Ищите скрытые устремления, такие, как индивидуальные блага, получаемые одной стороной при определенных вариантах решений. Очень часто это может быть всего лишь стремление спасти свою репутацию или престиж. Выведите эти скрытые устремления как дополнительные нужды и опасения на карте. > Ищите наиболее трудные участки, требующие неотложного внимания. > Ищите наметки. Чего вы не знали раньше, что требует более подробного рассмотрения теперь? > Ищите и стимулируйте предпосылки выигрыша для всех. Опознайте элементы, важные для одной из сторон, особенно если ваша уступка в этом плане не связана с большими жертвами. > Ищите основу для взаимного выигрыша всех сторон. > Предлагайте решения, включающие элементы выигрыша для всех. После выявления достаточно полного перечня потребностей и опасений клиента необходимо перейти к заполнению соответствующих рубрик на «поле» его оппонента. Это часто вызывает трудности, поскольку многие люди не задумываются о том, что у других могут быть свои интересы. Именно поэтому выявление интересов другого особенно важно. Задайте вопрос: «Что его заставляет настаивать на своем? Что бы испытывали вы, будь бы на его месте?» 104 Тренинг преодоления конфликтов Необходимо помнить, что клиент под влиянием иллюзии «плохого человека» часто склонен приписывать оппоненту низменные, социально неодобряемые мотивы, объясняющие его действия его моральными дефектами. Необходимо обсудить, какие общечеловеческие потребности присущи оппоненту, какие его потребности могут быть фрустрированы в случае осуществления требований клиента. Для того чтобы лучше понять мотивы поведения оппонента, следует также обсудить возможные опасения оппонента. После того, как будет заполнено поле «интересы оппонента», необходимо уточнить, что из описанного клиент знает наверняка (например, со слов оппонента), а о чем лишь догадывается. Нужно четко разводить домыслы и факты по поводу мотивации поступков оппонента. ПРАКТИКУМ Цель работы Изучение методического приема «Карта конфликта » для выявления интересов конфликтующих сторон. Ход работы 1. Вспомните две конфликтные ситуации, в которых вы участвовали. 2. Начертите в центре листа квадрат и опишите предмет, из- за которого разгорелся конфликт. 3. Опишите, какие требования предъявляли друг к другу стороны в начале конфликтного взаимодействия. 4. Опишите потребности и опасения каждой стороны. Стремитесь, чтобы было перечислено не менее пяти-шести пунктов: чем больше интересов, затронутых конфликтом, вы сможете выявить, тем больше предложений по урегулированию конфликта удастся сделать позже. 5. Дальше работа осуществляется в диадах. Объединитесь в пару с другим участником семинара. Найдите удобное место и сядь Тема II. Анализ конфликта 105 те друг напротив друга. Вы по очереди будете играть роли психолога и клиента, который консультируется по поводу возникшего конфликта. 6. Осуществляя роль консультанта, вы помогаете клиенту проанализировать конфликт. Ваша задача — внимательным выслушиванием, вопросами и замечаниями оказать помощь в составлении карты его конфликта. Необходимо категорически воздерживаться от оценок поведения участников конфликта, выдерживать максимально нейтральную позицию. 7. После смены ролей расскажите вашему консультанту о вашем собственном конфликте. Обсуждение и выводы 1. Обменяйтесь впечатлениями о проделанной работе. Опишите опыт, который вы приобрели, выполняя это упражнение. 2. Какую роль в понимании конфликта сыграл анализ интересов сторон? 3. Какой опыт вы приобрели, осуществляя роль психолога- консультанта? 4. Что вы можете сказать о достоинствах изучаемого метода, об области его применения и его ограничениях? Литература ДенаД. Преодоление разногласий. СПб., 1994. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992. Скотт Дж. Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или Переговоры без поражения. М., 1990. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|