|
Крайг Грэйс. Психология развития.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142801
Автор: Крайг Грэйс.
Название: Психология развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Глава 2. Теории развития человека введение
других сторон культуры теории научения, по-видимому, не могут учесть всей сложности естественной обстановки. Их прогнозы поведения лучше всего действуют в лаборатории, когда есть возможность строго контролировать все воздействующие на индивида стимулы (Miller, 1989). Ниже представлены основные аспекты поведенческих теорий. • Поведенческие теории подчеркивают, что развитие следует законам научения и определяется, в основном, событиями внешней среды. • Классическое обусловливание относится к непроизвольным реакциям, вызываемым естественно появляющимся раздражителем, который затем сочетается с другим, никак не связанным с ним раздражителем. После нескольких таких сочетаний безусловная реакция превращается в условную и наступает уже при появлении второго, или одного только условного раздражителя. • По всей вероятности, классическое обусловливание имеет место при образовании страхов, эмоциональных реакций и других подобных форм поведения. Классическое обусловливание также применялось для приведения в норму таких непроизвольных или автоматических реакций нервной системы, как артериальное давление и температура кожи. • Видный теоретик современного бихевиоризма Б. Ф. Скиннер разработал концепцию оперантного (или инструментального) обусловливания. • Согласно теории Скиннера, поведение является функцией своих последствий. Оперантное поведение управляется тем, что следует за ним. • Подкрепления — это стимулы, увеличивающие вероятность появления реакций, за которыми они следуют. • Стимулы могут быть физическими, химическими, физиологическими или социальными. Они оказывают на поведение воздействие, которое можно измерить. • Скиннер разработал целый ряд новаторских методологий и инструментов, в том числе камеру для исследования оперантного обусловливания. Он пытался применять свои принципы как в лаборатории, так и в реальной жизни. • Методики оперантного обусловливания успешно используются в воспитании детей, в педагогической и клинической практике. Некоторые психологи считают, что эмпирический подход характерен именно для американских теоретиков научения. Он отличается от всеобъемлющего подхода швейцарца Жана Пиаже, который создал сложную законченную теорию, а затем эмпирически проверял отдельные ее части. Мы рассмотрим идеи Пиаже далее, при изложении когнитивных теорий. ПОВТОРЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Сравните классическое и оперантное обусловливание. При формулировке своего ответа обязательно используйте основные термины. 2. Объясните, как создатели теории социального научения расширили диапазон теории научения и как в теории социального научения используются понятия подражания и следования поведению модели. 3. Объясните, что такое жетонная система. Как в ней используются основы теории научения? 73 Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ В отличие от первых теорий научения, в которых люди считались пассивными машинами, действующими под влиянием внешней среды, когнитивные теории представляют людей рациональными, активными, знающими и умелыми. Согласно мнению теоретиков-когнитивистов, люди не просто получают, но и обрабатывают информацию. Каждый человек является мыслителем и творцом своей реальности. Люди не просто реагируют на стимулы, они структурно организуют их и придают им определенный смысл. Для большинства психологов-когнитивистов развитие состоит из эволюционирования ментальных (психических) структур или способов обработки информации, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости индивидуума. Поэтому эти психологи изучают стадиальные, или качественные, изменения в поведении, которые происходят по мере роста и созревания индивидуума. Как правило, они исследуют качественные изменения путем наблюдения за процессом решения задач (в широком смысле слова) в переходных точках развития. В американской психологической науке сторонники когнитивной психологии появились сравнительно недавно, но европейские корни этого подхода довольно стары. Европейская рационалистическая традиция проявляет уважение к человеческому разуму и к его организующим принципам. Теоретики научения, включая Уотсона, советовали психологам игнорировать менталистские понятия, поскольку они якобы недоступны научной проверке. Психологи-когнитивисты, ничуть не пренебрегая исследованием поведения, возбудили новый интерес к изучению психики. Как вы увидите далее, когнитивные теории начинаются с работ Пиаже, но ими не заканчиваются. Они включают в себя также взгляды представителей информационного подхода, которые уподобляют умственную деятельность человека работе компьютера, а также взгляды сторонников социальной когнитивной теории, считающих, что когнитивное развитие ребенка связано с его взаимодействиями с более опытными взрослыми и сверстниками. Пиаже С точки зрения швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), интеллект, как и любая другая живая структура, не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру. Пиаже и других когнитивных психологов, в том числе Джерома Брунера и Хейнца Вернера, называют структуралистами, поскольку их интересует структура и способы обработки информации во внутреннем плане1. СТРУКТУРАЛИСТЫ - Сторонники структуралистского подхода в психологии, ставящие целью изучение ментальных структур мышления и то, каким образом интеллект перерабатывает информацию (Gardner, 1973b). 1 Родоначальником структуралистского подхода является В. Вундт (1832-1920) — основатель первой лаборатории экспериментальной психологии, центральной задачей которой он считал выявление и описание структур «мыслительной материи» или, проще говоря, элементов сознания. — Прим. науч. ред. 74 Глава 2. Теории развития человека: введение Интерес Пиаже к интеллекту первоначально носил биологический характер, а затем стал философским. Его генетическая эпистемология объединила биологию с эпистемологией (областью философии, изучающей происхождение знания), возродив, таким образом, биологическую модель в психологии. Исследования Пиаже начались с его совместной работы с Симоном и Бине в их парижской лаборатории, где ученый занимался усовершенствованием стандартизированных версий созданной ими шкалы интеллекта. Французское правительство поручило этим двум психологам создать стандартизированный тест для определения уровня интеллекта школьников. Анализируя результаты тестирования детей, Пиаже заинтересовался закономерностями, обнаруженными им в неправильных ответах. Казалось, эти закономерности дают ответ на вопрос о том, каким образом развиваются процессы мышления у детей. Он предположил, что различия между детьми и взрослыми не ограничиваются объемом знаний, но включают также различия в способе познания. Мышление детей отличается от мышления взрослых как количественно, так и качественно. Именно с этого момента Пиаже начал отходить от количественного (тестологического) подхода к изучению интеллекта. Интерес к процессам мышления. Пиаже и его коллеги почувствовали, что стандартизированные вопросы часто приводят к стереотипным и неинтересным ответам. Поэтому Пиаже предложил использовать методику клинического или зондирующего интервью, когда ребенок должен отвечать на вопросы или манипулировать стимульным материалом. Такой подход направлен скорее на выявление процессов мышления, используемых при ответе на вопрос, чем на выявление конкретных знаний, накопленных ребенком. Результаты этих интервью привели Пиаже к выводу о том, что для описания развития интегрированных процессов мышления у детей можно использовать логические модели. Для иллюстрации своей теории Пиаже придумал знаменитый эксперимент для проверки понимания детьми феноменов сохранения. Термин «сохранение» был введен Пиаже для обозначения сознавания ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменение его формы или внешнего вида. Пиаже показывал ребенку два одинаковых стакана, в каждом из которых находилось одно и то же количество жидкости. После того как ребенок соглашался, что количество жидкости в стаканах одинаково, Пиаже переливал жидкость из одного стакана в другой, более высокий и узкий. Затем он спрашивал ребенка, сколько жидкости в высоком стакане. Стало ли в нем больше или меньше жидкости, чем в первом стакане, или ее количество осталось тем же? Большинство детей в возрасте 6-7 лет или старше отвечали, что количество жидкости осталось тем же. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|