|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58384
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 5.1.1. Страх и тревога в раннем детстве
Негативные эмоциональные переживания, как правило, возникают у ребенка в связи с наличием у него: • предчувствия наказания; • страха темноты (фантазии, воображение); • страха определенных или незнакомых вещей; • страха, вызванного знакомством со сказочными персонажами (Волк, Баба-яга). Проблема переживания страха возникает вследствие противоречий между: • потребностью быть принятым, любимым (основанной на привязанности) и неуверенностью в чувствах родителей; • потребностью чувствовать себя комфортно и получать от жизни удовольствие и воспоминаниями о боли, которая имела место при наказании, или о вреде, который могут принести сказочные герои; • потребностью владеть ситуацией (знать, что можно ожидать от тех или иных вещей, предметов, людей) и незнанием, неуверенностью в ситуациях столкновения с новыми людьми или вещами. В целях совладания со страхами дети используют следующие защитные механизмы: • уход — вытеснение (физически или мысленно); • идентификация — принятие установок, ценностей значимых для ребенка людей; • проекция (« Это сделал а не я, а она!»); • замещение (хочет побить сестру, но нельзя — мучает собаку); • отрицание того, что огорчает (вытеснение — крайняя форма); • регрессия — переход к более раннему, незрелому поведению; • реактивное образование — маскировка тревоги путем прямо противоположного поведения. 99 Последствия наличия страхов, продолжительных негативных переживаний: - перерастание тревоги в личностную тревожность; - развитие невроза страха со всеми поведенческими и личностными характеристиками, присущими этому состоянию; - эмоциональное отчуждение от родителей, формирование лживости и угодливости с целью избегания наказания; + развитие эмоциональной регуляции переживания страха и совладания с ним; + формирование уверенности в себе и способности владеть ситуацией. Зарисовки из жизни Страх потери родителей Я сижу в постели в холодном боксе, ходить не разрешают. На каменном полу нет тапочек. Внезапно в окошке, закрашенном снаружи толстым слоем масляной краски цвета омлета, появляются силуэты родителей. Их невозможно ни с кем перепутать, потому что на отце шапка типа папахи, а на матери каракулевая шляпа в форме завернутой раковины. Я начинаю плакать и орать так, что звенит весь бокс. Они видят меня в отколупанную с той стороны щелочку, но как через много лет выяснится, не догадываются, что я узнаю их по силуэтам в оконном театре теней. Я рыдаю, но никто не приходит. Кажется, что я рыдаю час, вечер, все детство. Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 7. Данные исследований В исследовании А. И. Захарова был проведен опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Чаще всего у детей второго года жизни встречался страх неожиданных 100 звуков (52% мальчиков и 52% девочек). Следующим по распространенности оказался страх одиночества (44% мальчиков и 34% девочек). За ним расположились страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников (Захаров А. И., 2004, с. 52). 5.1.2. Независимость (автономия) вместо стыда и сомнения Преддошкольное детство представляет собой период, когда ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролировать свои побуждения и мотивы действий, стремясь к все большей автономии. Автономия — форма независимости, посредством которой дети развивают собственную волю, проявляя самостоятельность в ситуациях выбора, принятия решений. Потребность в проявлении независимости, автономии связана с важнейшим этапом развития самосознания, когда человек выделяет себя из мира людей, осознает свое «Я» и громко об этом заявляет. Это период наиболее ярко выраженной потребности в автономии, которую ребенок стремится удовлетворить в самых различных сторонах своей жизни. Главной тенденцией в поведении ребенка становится желание самостоятельности — «Я сам!» При наличии возможности удовлетворять эту потребность проблем развития не возникает. Они, как правило, провоцируются взрослыми, которым либо некогда, либо они не имеют терпения ждать, когда неумелый малыш что-то сделает сам. Проблемы развития начинают появляться вследствие противоречия между стремлением ребенка быть независимым, проявлять самостоятельность и теми ограничениями (запретами), которым нужно следовать, усваивая определенные требования социального окружения. Это противоречие обостряется, если родители не способны удовлетворить потребность ребенка быть независимым и са- 101 мостоятельным, не проявляют спокойствия и продуманности в организации жизни ребенка, не оказывают ему поддержку в случаях его неудач. Последствия неудовлетворенности потребности в автономии, независимости: • негативизм — упрямство; • капризы, закрепление форм поведения, при которых настаивание на своем приобретает характер манипулирования родителями; • чувство стыда и сомнений в своих возможностях при отсутствии позитивной поддержки со стороны родителей; • принятие решений в условиях выбора быстрее формирует ответственность ребенка, позитивное отношение к себе и своим успехам. Зарисовки из жизни Ребенок учится контролировать свои возможности Трехлетний малыш не укладывается спать, не раздевается, а требует, чтобы его отпустили гулять. Кричит. Родители соглашаются с ним и разрешают идти гулять, но при условии, что, поскольку он идет гулять один, должен знать адрес и уметь прочитать его на доме. Если он готов выполнить эти условия, то может идти. Мальчик не может правильно повторить адрес, а читать еще не умеет. Через некоторое время мальчик соглашается с тем, что пока ему не удастся выполнить эти условия. Успокаивается и остается дома. Самостоятельность в принятии решений Каждый раз, когда семья собирается на дачу, Дане дают его рюкзачок, с тем чтобы он сам взял те игрушки, которые ему хочется или нужны. В первый раз Даня отнесся к этому несерьезно, и в рюкзачок практически ничего не положил. 102 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|