|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57366
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Каждая образующая, в свою очередь, представляет собой сочетание (в разной пропорции) эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Исследователь описывает четыре типа родительского отношения, отличающихся друг от друга преобладанием одной или нескольких образующих: принимающе-авторитарное, отвергающее с явлениями инфантилизации, симбио-тическое и симбиотически-авторитарное (А. Я. Варга, 1986).
Родительское отношение по своей природе амбивалентно, противоречиво и включает два противоположных начала: 1) безусловное, или личностное, которое содержит такие факторы, как принятие, любовь, сопереживание и т. д.; 2) условное, или предметное, включающее объективную оценку, контроль, направленность на воспитание определенных качеств (О. Е. Смирнова, 2000). Относительная выраженность и содержание этих начал меняется с возрастом ребенка: по мере его взросления от двух до восьми лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. В безусловном, или личностном, начале выделяется эмоциональный компонент родительского отношения, в условном, или предметном, — поведенческий. Таким образом, эти два аспекта являются неотъемлемыми чертами любого родительского отношения. Ряд исследований позволяет судить о неоднозначности когнитивного компонента родительского отношения. Выделяются его четыре варианта. Во-первых, представление родителей о ребенке может быть адекватным. Адекватное представление о ребенке — это, как правило, наиболее полное и объективное знание психических и характерологических особенностей ребенка, его интересов, увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия развития ребенка. 86 Во-вторых, неадекватное представление, которое проявляется в навязывании ребенку представления о его беспомощности и зависимости, невозможности существования без родителей (А.Адлер), приписывании роли «маленького» или «младшенького». Такая тенденция определяется в психологии термином инфантилизация ребенка. В этом случае родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, его интересы и увлечения кажутся родителю детскими, несерьезными. В-третьих, искаженное представление о ребенке, вызванное недооценкой психофизических данных, приписывание ему болезненности у В. И. Гарбузова называется инвалидизацией. В-четвертых, высокая моральная требовательность (Э. Г. Эй-демиллер), тревога о будущем ребенка, приписывание социальной неуспешности, роли «маленькогои плохого» (Е. Т. Соколова), неверие в благополучие ребенка (В. И. Гарбузов) определяются как социальная инвалидизация. Ребенок видится неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний, что приводит к отсутствию доверия и чувству досады у родителя. Термин инвалиды -зация употребляется, исходя из этимологии слова — инвалид — неполноценный, нетрудоспособный, слабый, непригодный. В данном случае ребенку приписываются чрезмерная болезненность, отставание в умственном и физическом развитии, личностная несостоятельность. Отношение родителей к детям, общение, взаимные чувства и многое другое — все это входит в понятие родительства. Множество культурно-исторических и психологических концепций по-разному пытаются объяснить это сложное и интересное явление. СТРЕССЫ РОДИТЕЛЬСТВА По мнению исследователей, существуют точные показатели родительского стресса: в ходе научного национального опроса, проведенного в США, 70% опрошенных родителей ответили, что они не стали бы снова рожать детей, если бы могли начать жизнь зано- 87 во; 36% американских семей признались, что обеспокоены тем, правильно ли они ведут себя как родители. В своем исследовании Б. Миллер и Д. Солли (В. Miller и D. Sollie, 1980) оценивали личностный и супружеский стресс во время беременности, когда ребенку был 1 месяц и 8 месяцев. Молодые мамы и папы отметили максимальный стресс сразу после того, как они стали родителями. В период беременности показатели личностного стресса у жены были ниже, чем у мужа, но в конце беременности этот показатель у супруги был выше. Наиболее интересное различие полов в восприятии перемен чет -ко просматривается при оценке супружеского стресса. Молодые мамы отмечают более высокий стресс в браке после рождения ре -бенка, чем до родов, и еще более высокий стресс к тому времени, когда ребенку исполнилось 8 месяцев, тогда как показатели супружеского стресса отца оставались примерно на одном уровне на про -тяжении года исследований. Кризисы развития, возникающие в связи с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, получили название нор -мативных стрессоров. Это трудности, которые испытывает большинство семей. К ним относятся трудности, встречающиеся в обыч -ных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также трудности, возникающие, когда что-то нарушает жизнь семьи (развод, тяжелая болезнь, смерть члена семьи). На начальных этапах развития семьи возникают трудности взаимного приспособления, трудности отношений сродственниками, а на последующих этапах — трудности, связанные с организацией быта и воспитанием детей. Понимание стрессоров на различных этапах развития — это пер -вый и основополагающий шаг к изучению стратегий совладения с этими стрессорами и достижению позитивного роста и развития в роли родителя. Приведем типичные (нормативные) трудности и стрессо -ры различных этапов жизненного цикла, связанные с родительской ролью. 1. Неготовность супружеской пары к появлению детей. Довольно распространена мысль о том, что любовь к ребенку начинается еще до его появления на свет. Поэтому психологические издержки нежелательной беременности велики, нежеланный ребенок будет почти всегда отличаться в физическом и психическом развитии от желанного. 88 По данным А. И. Захарова, нежелательная беременность в 56% случаев выступает как причина аномальных отношений к ребенку и развития детских неврозов. Нежеланность детей — не всегда однозначное и категорическое понятие, есть и более тонкие его градации. А. И. Захаров выделяет случайного, вынужденного, «несоответствующего» по полу, преждевременного, лишнего и «промежуточного» ребенка. Случайным, то есть не ожидаемым в данное время, оказывается ребенок у слишком молодых, не озабоченных рождением детей, родителей или, наоборот, в семьях, где есть один или два ребенка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности. Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его еще не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности и становится обязательной, нередко вынужденной причиной брака. Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В более чистом виде нежелательность по полу может чаще встречаться у единственных или первых (старших) детей, в то время как про вторых (младших) лучше говорить как о лишних по полу детях. Преждевременные дети в принципе желанные, но появляются раньше времени, когда родители еще не готовы психологически. Восполнять недостающие чувства к ребенку приходится по мере его роста. Итак, еще в пренатальный период, до рождения ребенка, родители (особенно мать) испытывают один из первых стрессоров: супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка делает его более уязвимыми в развитии, значительно усиливает проблемы его воспитания. 2. Перераспределение семейных ролей и перестройка взаимоотношений при появлении ребенка в семье. Целый ряд исследований свидетельствует не только о существен -ных изменениях в сфере ролевых семейных отношений и их воспри- 8о Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|