Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57366

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Каждая образующая, в свою очередь, представляет собой сочетание (в разной пропорции) эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Исследователь описывает четыре типа родительского отношения, отличающихся друг от друга преобладанием одной или нескольких образующих: принимающе-авторитарное, отвергающее с явлениями инфантилизации, симбио-тическое и симбиотически-авторитарное (А. Я. Варга, 1986).
Родительское отношение по своей природе амбивалентно, противоречиво и включает два противоположных начала: 1) безусловное, или личностное, которое содержит такие факторы, как принятие, любовь, сопереживание и т. д.; 2) условное, или предметное, включающее объективную оценку, контроль, направленность на воспитание определенных качеств (О. Е. Смирнова, 2000). Относительная выраженность и содержание этих начал меняется с возрастом ребенка: по мере его взросления от двух до восьми лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. В безусловном, или личностном, начале выделяется эмоциональный компонент родительского отношения, в условном, или предметном, — поведенческий. Таким образом, эти два аспекта являются неотъемлемыми чертами любого родительского отношения.
Ряд исследований позволяет судить о неоднозначности когнитивного компонента родительского отношения. Выделяются его четыре варианта.
Во-первых, представление родителей о ребенке может быть адекватным. Адекватное представление о ребенке — это, как правило, наиболее полное и объективное знание психических и характерологических особенностей ребенка, его интересов, увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия развития ребенка.
86
Во-вторых, неадекватное представление, которое проявляется в навязывании ребенку представления о его беспомощности и зависимости, невозможности существования без родителей (А.Адлер), приписывании роли «маленького» или «младшенького». Такая тенденция определяется в психологии термином инфантилизация ребенка. В этом случае родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом, его интересы и увлечения кажутся родителю детскими, несерьезными.
В-третьих, искаженное представление о ребенке, вызванное недооценкой психофизических данных, приписывание ему болезненности у В. И. Гарбузова называется инвалидизацией.
В-четвертых, высокая моральная требовательность (Э. Г. Эй-демиллер), тревога о будущем ребенка, приписывание социальной неуспешности, роли «маленькогои плохого» (Е. Т. Соколова), неверие в благополучие ребенка (В. И. Гарбузов) определяются как социальная инвалидизация. Ребенок видится неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний, что приводит к отсутствию доверия и чувству досады у родителя. Термин инвалиды -зация употребляется, исходя из этимологии слова — инвалид — неполноценный, нетрудоспособный, слабый, непригодный. В данном случае ребенку приписываются чрезмерная болезненность, отставание в умственном и физическом развитии, личностная несостоятельность.
Отношение родителей к детям, общение, взаимные чувства и многое другое — все это входит в понятие родительства. Множество культурно-исторических и психологических концепций по-разному пытаются объяснить это сложное и интересное явление.
СТРЕССЫ РОДИТЕЛЬСТВА
По мнению исследователей, существуют точные показатели родительского стресса: в ходе научного национального опроса, проведенного в США, 70% опрошенных родителей ответили, что они не стали бы снова рожать детей, если бы могли начать жизнь зано-
87
во; 36% американских семей признались, что обеспокоены тем, правильно ли они ведут себя как родители.
В своем исследовании Б. Миллер и Д. Солли (В. Miller и D. Sollie, 1980) оценивали личностный и супружеский стресс во время беременности, когда ребенку был 1 месяц и 8 месяцев. Молодые мамы и папы отметили максимальный стресс сразу после того, как они стали родителями. В период беременности показатели личностного стресса у жены были ниже, чем у мужа, но в конце беременности этот показатель у супруги был выше.
Наиболее интересное различие полов в восприятии перемен чет -ко просматривается при оценке супружеского стресса. Молодые мамы отмечают более высокий стресс в браке после рождения ре -бенка, чем до родов, и еще более высокий стресс к тому времени, когда ребенку исполнилось 8 месяцев, тогда как показатели супружеского стресса отца оставались примерно на одном уровне на про -тяжении года исследований.
Кризисы развития, возникающие в связи с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, получили название нор -мативных стрессоров. Это трудности, которые испытывает большинство семей. К ним относятся трудности, встречающиеся в обыч -ных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также трудности, возникающие, когда что-то нарушает жизнь семьи (развод, тяжелая болезнь, смерть члена семьи). На начальных этапах развития семьи возникают трудности взаимного приспособления, трудности отношений сродственниками, а на последующих этапах — трудности, связанные с организацией быта и воспитанием детей.
Понимание стрессоров на различных этапах развития — это пер -вый и основополагающий шаг к изучению стратегий совладения с этими стрессорами и достижению позитивного роста и развития в роли родителя.
Приведем типичные (нормативные) трудности и стрессо -ры различных этапов жизненного цикла, связанные с родительской ролью.
1. Неготовность супружеской пары к появлению детей.
Довольно распространена мысль о том, что любовь к ребенку начинается еще до его появления на свет. Поэтому психологические издержки нежелательной беременности велики, нежеланный ребенок будет почти всегда отличаться в физическом и психическом развитии от желанного.
88
По данным А. И. Захарова, нежелательная беременность в 56% случаев выступает как причина аномальных отношений к ребенку и развития детских неврозов. Нежеланность детей — не всегда однозначное и категорическое понятие, есть и более тонкие его градации. А. И. Захаров выделяет случайного, вынужденного, «несоответствующего» по полу, преждевременного, лишнего и «промежуточного» ребенка.
Случайным, то есть не ожидаемым в данное время, оказывается ребенок у слишком молодых, не озабоченных рождением детей, родителей или, наоборот, в семьях, где есть один или два ребенка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности.
Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его еще не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности и становится обязательной, нередко вынужденной причиной брака.
Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В более чистом виде нежелательность по полу может чаще встречаться у единственных или первых (старших) детей, в то время как про вторых (младших) лучше говорить как о лишних по полу детях.
Преждевременные дети в принципе желанные, но появляются раньше времени, когда родители еще не готовы психологически. Восполнять недостающие чувства к ребенку приходится по мере его роста.
Итак, еще в пренатальный период, до рождения ребенка, родители (особенно мать) испытывают один из первых стрессоров: супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка делает его более уязвимыми в развитии, значительно усиливает проблемы его воспитания.
2. Перераспределение семейных ролей и перестройка взаимоотношений при появлении ребенка в семье. Целый ряд исследований свидетельствует не только о существен -ных изменениях в сфере ролевых семейных отношений и их воспри-



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь