Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру. Составитель Г. Вебер | Системный подход в психологии | Глубинная психология: учения и методики » 24 страница



Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру. Составитель Г. Вебер

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 29618

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

До сих пор я лишь в редких случаях видела, чтобы эта сказка относилась к биографии самого клиента. Мне вспоминаются два примера: один раз умерший отец стоял между матерью и дочерью, второй раз речь шла о клиентке и ее сестре, которые соперничали за внимание отца.
7. Сказка «Счастливый Ганс»
Тема: мужчина теряет (проигрывает) свое состояние или имущество. В большинстве случаев относится к действиям и судьбе деда.
Пример
Бернхард, 47 лет, успешный коммерсант, женат. Его проблема — сильные колебания настроения. Он уже дважды создавал фирму и затем снова ее разорял, и сейчас он находился на пороге больших убытков в своей уже третьей фирме.
Его дед по материнской линии с неимоверными усилиями восстановил наследство своего отца. Это было очень уважаемое в маленьком городке пред-
155
приятие, так как его сотрудникам здесь предоставлялись самые лучшие социальные условия. Затем дед взял на себя поручительство за друга и из-за этого потерял большую часть своего состояния. Ему пришлось уволить рабочих, а через два года после этого удара судьбы он повесился.
Так как в моем распоряжении здесь всего несколько страниц, этими примерами я и ограничусь. Моей задачей было показать, как через сказки можно подобраться к сути проблемы. Критерием, определяющим значимость сказки, как уже было сказано, является «затро-нутость» этой историей — тогда, в детстве, и до сих пор. Если внимательно наблюдать за человеком в тот момент, когда он рассказывает свою историю, можно понять, важна она или нет, то есть ведет она к «ядру» проблемы или нет. В любом случае уже по постановке вопроса можно определить, годится ли она на роль указателя. Как и в семейной расстановке, здесь важны только факты и события. Терапевт просит клиента рассказать только сам сюжет истории без мелочей и деталей, и тогда в матрице сюжета он часто обнаруживает скрытый жизненный план. Сведения, полученные при работе со сценарием, могут быть с успехом использованы в последующей семейной расстановке. Найти решение здесь позволяет ориентированность на процесс, чуткость и резонанс души терапевта с душой клиента. Тогда в семейной расстановке с помощью сжатых целительных фраз и действий можно найти решение, например, для непосредственно пережитого или освободиться от перенятого, стоя напротив того самого человека. Эти фразы и действия возникают из сосредоточенно-спокойного восприятия целого. То же самое относится к расстановкам с использованием семейной доски, стульев и других предметов.
Хорошими средствами в подобных случаях являются также системно-модифицированные техники из нейролингвистического программирования (НЛП), такие, как изменение истории, работа сновидения и реимпринтинг.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ В РАЗЛИЧНЫХ СЕТТИНГАХ
СИСТЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ
РАБОТА В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Семейная расстановка с помощью фигур в индивидуальной терапии
Якоб Шнайдер
То основополагающее значение, которое приобрели в психосоциальной сфере семейные и системные расстановки в группах и связанная с ними системная работа и феноменологическая психотерапия, привело к проникновению этих методов в различные формы индивидуальной терапии.
Очень многие консультанты и терапевты работают в контекстах, не позволяющих им проводить расстановки в группах, а кто-то, может быть, просто не решается работать с группами. И все же инструментарий расстановок в группах и пронизывающий их дух нравится им настолько, что они ищут путей интеграции метода семейной расстановки в свою индивидуальную работу с клиентами или парами (или даже с семьями и небольшими супервизорскими группами). Простую и прямую возможность этого дает расстановка с использованием фигур или предметов, поставленных или положенных на стол или на пол, которые репрезентируют членов семьи или значимых для расставленной системы лиц.
Фигуры
Далее я буду исходить из своего личного опыта расстановок с фигурами. Вскоре после моего знакомства с семейной расстановкой Берта Хеллингера и первых попыток работать этим методом в группах я обратился к игрушечным фигуркам «Playmobil» моего сына и стал каждый раз брать их с собой туда, где у меня не было возможности опереться в работе на группу: в консультацию по вопросам семьи и брака, в психосоматическую клинику, в маленькие супервизорские группы и на собственную практику.
159
Мне «нужно было» как-то это делать. Уже после первой встречи с семейной расстановкой в группах я знал, что это «мой» метод и «мой» вид терапевтической работы, неважно, в группах или с отдельными клиентами. То, что для расстановок с фигурами я стал использовать игрушки, произошло без особых размышлений. Просто они оказались под рукой, их легко переносить, они мало отличаются друг от друга — это были обыкновенные фигурки мужчин и женщин в нескольких цветовых комбинациях.
Слава богу, что я не стал тогда никого спрашивать. Так мне удалось без долгих раздумий и возражений со стороны просто набирать опыт работы с фигурами. Насколько мне известно, сегодня этих простых фигурок уже не купить. В принципе не имеет особого значения, какие фигуры выбрать. (В продаже есть так называемая «семейная доска» с деревянными фигурами.)
Но два критерия выбора фигур я все же назову:
• Фигуры должны быть такими, чтобы терапевту было легко с ними работать. При этом не надо смотреть на то, принимает или не принимает их клиент. Если метод и вспомогательные средства подходят терапевту, то и клиент с ними соглашается — почти всегда.
• У фигур должно быть как можно меньше «характера», то есть они должны как можно меньше определять зрительное восприятие и как можно меньше отвлекать на то, что неважно и несущественно. Они важны не сами по себе, а Как пространственная проекция взаимоотношений членов расставленной системы. (О пространственной проекции я еще буду говорить ниже.)
Работать с фигурами легче, если они позволяют провести минимум простых различий: мужчина и женщина, направление взгляда и, может быть, еще цвет или что-то другое, что дает возможность как-то различать персонажи. Меньшие размеры фигур для обозначения детей уже могут отвлекать, поскольку при определенных обстоятельствах могут внушать в расстановке ориентацию на детский возраст, что нарушает принцип «отсутствия времени» в этой работе.
Предварительный опыт работы с расстановками в группе
И ещё одно мне хотелось бы заметить, прежде чем перейти к подробному рассмотрению расстановок с фигурами. Сам я работаю в
160
первую очередь с группами. Моя работа с фигурами в индивидуальном сеттинге целиком строится на примере работы с группами. Я не могу представить себе расстановку с фигурами без опыта расстановок в группе. Поэтому я считаю, что для хороших расстановок с фигурами нужен опыт расстановок в группах, и лучше всего, если он будет включать расстановку собственной семьи, наблюдение системных расстановок в группах или по видеозаписям, но не обязательно собственную работу с расстановками в группах. Я знаю терапевтов и консультантов, работающих с фигурами, которые никогда сами расстановок в группах не проводили. Но я не знаю никого, кто работал бы с фигурами, никогда не видев ни одной расстановки в группе.
Дальше я хотел бы рассказать о том, в каких случаях уместно проведение расстановки с фигурами, как я поступаю на индивидуальных сессиях, если мне нужна расстановка с фигурами, какие инструкции я даю клиенту, а также о том, как я провожу такие расстановки. Затем я остановлюсь на рисках и шансах расстановки с фигурами и в заключение скажу кое-что о расстановках с фигурами и «работе души», а также о том значении, которое имеет при этом методика действий.
Терапевтическое «место» расстановок с фигурами
Процессы решения, о которых идет речь в консультировании и терапии, можно различать следующим образом: во-первых, существуют проблемы, разрешаемые путем изменения поведения, путем научения, с помощью креативности и духовного начала и в некоторой степени — с помощью своего рода умственной активности, освобождающей от блокирующего мышления и действий.
Затем существует область травмы, душевных ран, которые в большинстве своем связаны с прерванным движением любви к матери, к отцу, к другим значимым лицам и к жизни вообще и которые были получены чаще всего в раннем детстве. Здесь решения достигаются с помощью обратных, заживляющих рану процессов между ребенком и значимым для него человеком.
И, наконец, существует обширная область переплетения и высвобождения в отношениях. Проблемы здесь являются результатом глубокой вплетенности в роковые сообщества, прежде всего сообщества семьи и рода, и их последствий, а решения возникают благодаря постижению «порядков любви».
Метод расстановки занимается душевными процессами переплетения и высвобождения. Решения здесь появляются при взгляде на
11-3705
161
всю систему отношений в целом: каждый имеет равное с другими право на принадлежность и может занимать принадлежащее ему место, каждый сам несет свою судьбу, отказывается от вмешательства в судьбу другого и позволяет остаться позади тому, что позади. Речь здесь идет о жизни и смерти, о счастье и несчастье, здоровье и болезни, о складывающихся и не складывающихся отношениях, о принадлежности и ис-ключенности, о соотношении «давать» и «брать», об уравновешивании и вине, о личном предназначении и замещении.
Таким образом, нами названы, по существу, критерии, определяющие, когда целесообразно проведение семейной расстановки: всегда, когда что-то должно прийти в порядок, успокоиться, завершиться в «групповой душе», когда решению препятствуют переплетения, когда семью обременяют тяжелые судьбы.
Расстановка с фигурами
на консультационной или терапевтической сессии
Многие терапевты и консультанты будут интегрировать семейную расстановку с фигурами в свой метод работы и свое базовое понимание терапии. С проблемами переплетения и высвобождения сам я работаю в основном в течение только одной сессии, и вся работа концентрируется на расстановке с фигурами. Но, разумеется, здесь существует большая свобода действий.
Для проведения расстановки с фигурами важны следующие элементы: как и в случае расстановки в группе, в основе расстановки на индивидуальной сессии должны лежать серьезный запрос и сила клиента. В своей возможности помочь терапевт зависит от этой стремящейся к решению энергии и «душевного веса» вопроса клиента. Поэтому вопрос о проблеме и о том, «какой хороший результат должна иметь беседа», является той исходной точкой, ясность и сила которой предрешают «успех» семейной расстановки. Уже в самом начале терапевт и клиент должны знать, на что они направляют свою энергию. Оба они должны ощущать что-то из «групповой души», несущей основы их усилий в поиске хорошего решения.
Однако в начале индивидуальной сессии подлинный запрос клиента и его сила, направленная на решение, часто бывают еще скрыты. Здесь требуется «подведение» к расстановке и лежащим в ее основе душевным процессам. Оно должно быть кратким, должно сразу же уводить от второстепенного и отвлекающего, направлять внимание и энергию на основополагающие семейные процессы и формировать доверие для совместной работы. Обычно я коротко указываю
162
на свой метод работы, говорю о переплетениях в семейных системах и кризисах в отношениях и о тех вещах, на которые я буду обращать внимание. Если у меня уже есть предположение, куда «пойдет дорога», я могу сразу рассказать одну или несколько подходящих к случаю историй. Если же я пока не чувствую направления работы, иногда помогает открытая или раскрывающая «смесь» коротких примеров и наблюдение за реакцией на них клиента.
Основу разрешающих шагов расстановки образуют значимые для этого сведения: важнейшие события в истории нынешней семьи и/ или родительской семьи и судьбы в семье и роде. Эта информация, а также то, как клиент ее сообщает, часто уже ведет к глубокому соприкосновению с системой отношений и первому проблеску действующих в ней любви, переплетения и достоинства. Или терапевт сразу чувствует, в каких сведениях есть сила, а в каких нет, упоминает ли клиент о чем-то действительно важном или у него нет решающей информации.
Процесс информирования — это процесс диалогический. Он требует от клиента и терапевта контакта с «душой группы». Он живет главным. Он с самого начала служит решению. И удается он только на основе уважения и согласия перед лицом событий и судеб, о которых идет речь.
В центре системно-ориентированной работы находится сама расстановка с фигурами, обнаружение системной динамики или, лучше сказать, «открытие себя» этой динамике, изменение «мест» фигур в направлении «образа-решения» и произнесение фраз, отражающих переплетение, и фраз, из него высвобождающих.
Руководство перед расстановкой с фигурами
Если человек уже участвовал в семейных расстановках, видел их в группах или знает о них по книгам или видеозаписям Берта Хел-лингера, то ему вряд ли нужен какой-либо инструктаж, его можно сразу же попросить расставить членов семьи с помощью фигур. Однако и в этом случае, как и в работе с теми, кто с семейной расстановкой не знаком, я обычно ссылаюсь на расстановки в группе и вкратце рассказываю, как протекает этот процесс. По крайней мере, мне легче, если я работаю с фигурами так же, как в расстановке с заместителями.
Связав, таким образом, расстановку с фигурами и расстановки в группе, я вместе с клиентом определяю, кто из членов системы важен (или важен сначала) для расстановки, и выкладываю нужные фигу-
163
ры на столик. Затем я прошу его молча, ничего не объясняя, поставить фигуры друг по отношению к другу так, чтобы это отвечало его внутреннему образу, без времени, без оснований, в соответствии с его ощущениями. Обычно никаких проблем с расстановкой у клиентов не возникает.
Если трудности все-таки появляются, то они почти ничем не отличаются от тех, которых возникают в группе. Возможно, это не подходящий момент для расстановки, или у клиента нет внутренней готовности, доверия к методу или к терапевту, или здесь нужна расстановка другой системы отношений, например, не нынешней, а родительской, или наоборот.
Тут, правда, проявляется большой недостаток индивидуальной терапии по сравнению с работой в группе. В группе я имею возможность работать сначала с теми, кто к этому готов. Замкнутые, сомневающиеся и нерешительные люди, наблюдая происходящие у других процессы и участвуя в расстановках чужих систем, могут входить в эту работу постепенно и оставлять больше времени для своего внутреннего процесса. Если клиенту трудно расставить фигуры по отношению друг к другу, иногда я делаю это за него, ориентируясь на собственные чувства на основании полученной информации, а потом прошу клиента поправить мою расстановку. Иногда, если складывается впечатление, что расстановка сделана «из головы», или каким-то образом не согласуется с полученными сведениями, или если клиент поставил все фигуры в одну линию лицом к себе, нужно просить клиента проверить ее еще раз.
Последнее случается постоянно, но это легко поправить, указав человеку на то, что в виде фигуры он тоже присутствует в расстановке, которая должна передавать отношения каждого члена семьи к каждому.
Работа с расстановкой
Расстановка с фигурами служит тому, чтобы вышло на свет переплетение клиента внутри его семейной системы, чтобы для него стало очевидно само переплетение и то, как его развязать, чтобы он мог занять верное место в системе отношений и оттуда принимать, любить и уважать отца и мать, чтобы он мог с любовью отпустить того, кого должен отпустить, и принять в систему и в свое сердце тех, кто был исключен.
Итак, с помощью расстановки с фигурами должна стать явной динамика переплетения и высвобождения. Однако в такой работе нет за-
164
местителей с их чувствами и сообщениями. Фигуры ничего не чувствуют и не говорят. Теперь задача терапевта или консультанта заключается в том, чтобы через взаимное расположение фигур «вчувствоваться» в систему и выразить чувства, отражающие семейную динамику.
Можно, конечно, попросить клиента сделать это самостоятельно. Иногда это тоже вызывает свои «ага!»-эффекты. Но, по моему опыту, в том, что касается существенных моментов семейной динамики, клиент слеп. Правда, он обладает неосознанным знанием, иначе не мог бы делать расстановку так, как он ее делает, а терапевт не мог бы вчувствоваться. Но это знание клиент привносит скрытым образом, и задача терапевта, оставаясь посторонним, открыться групповой душе клиента настолько, чтобы это скрытое показало ему себя и могло быть озвучено.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Либермайстер Свагито Р. - Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Притча «Как мудро выбрать себе жену»
  • Ульсамер Бертольд. Работа с травмой и семейные расстановки - несовместимы или дополняют друг друга. О системных расстановках и работе с травмой.
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Закономерности психических систем
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • К чему снится умерший отец
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Пухова Т.И. «Когда муж не хочет работать» - размышляя о случае из практики
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Луковникова Марта Валерьевна. Отвергая отца...
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»
  • Дубровская Е.В. Психолог и клиент: создание пространства. Из опыта работы в Онкоцентре
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Притча «Единственное спасение»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • К чему снится сестра
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Притча «Три золотые фигуры»
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Иконникова Д.Д. Дистанция: трудно установить, трудно удержать. Особенности терапевтического взаимодействия в Онкоцентре
  • Котельникова Анна. Как начинать работу с картами
  • К чему снится начальник
  • Притча «Сын в отца»
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Притча «Если бы...»
  • Главный Редактор. Мамин Помощник
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Если стопы направлены к предмету или к человеку, или отворачиваются от них
  • Панов М.К. Фокусированные генограммы в практике психотерапевта
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Психологические советы от Михаила Лобковского



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь