Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20715

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Проблема аутоэротизма
Чтобы закончить, вернемся к вопросу об аутоэротизме. Это единственный вопрос, в отношении которого Лакан выражает свое несогласие с Фрейдом, что очень забавно, так как тем самым предполагается, что все остальное, все построения, которые восходят у него, - как я, с некоторой натяжкой, предположил, - к лекции XXIII, духу Фрейда вполне соответствуют. Переход от доисторического к структурному - это в духе Фрейда. Движение от решающей роли психической реальности к полному ее господству - тоже в духе Фрейда. Разногласие возникает в вопросе об аутоэротизме. Фрейд ссылается на него, когда указывает, что либидо ищет и находит свои объекты в теле самого субъекта. Далее он вновь говорит, что сексуальные влечения удовлетворяются аутоэроти-ческим образом с помощью собственного тела. При этом он предлагает следующую историю орального влечения: «Первым объектом оральных составляющих сексуального влечения является материнская грудь. В действии сосания эротические составляющие становятся автономными, объект оставляется и заменяется частью собственного тела. Оральное влечение становится аутоэротическим, как являются таковыми с самого начала анальные и другие эрогенные влечения (...). Дальнейшее развитие имеет две цели: во-первых, отказ от аутоэротизма, и, во-вторых, объединение различных объектов частных влечений с заменой их единым объектом».
Затем является мать - в роли первого объекта любви. Я уже отмечал, что переход от связанного с влечениями либидо к любви происходит у Фрейда в этом тексте сразу, одним махом.
Есть, однако, и у самого Фрейда все детали, позволяющие заключить, что объединение так и не достигнуто, что частичное сохраняется. Сам Фрейд замечает и подчеркивает в сексуальности ее принципиально перверсную сторону. Исходя из этого, Лакан в Семинаре XX утверждает, что само по себе наслаждение не сексуально, если подразумевать под «сексуальным» отношения с другим полом. Можно было бы предположить в связи с этим, что Лакан имеет здесь в виду желание ауто-эротическое, но сам Лакан предпочитает термин «аутистическое», поскольку оно не отсылает нас к противоположному полу. «Наслаждение телом Другого (= тела Другого) не является знаком любви», - гласит первая фраза Семинара XX. Что это значит, если не то, что наслаждение телом Другого всегда является извращенным, частичным? В конечном счете, наслаждаются всегда кусочками. Наслаждение телом Другого не делает Другого доступным, только любовь способна дать к нему доступ.
Это полная противоположность тому, что говорит Фрейд: у Лакана между наслаждением и любовью стоит преграда, и ни о какой преемственности речи нет.
Почему же Лакан отвергает понятие «аутоэротическое»? Опираясь на Фрейда же: потому что либидо сосредоточивается на объекте утраченном. Каждый раз, когда наслаждение налицо, оно налицо в позиции, которую мы назвали «экстимной», то есть в качестве объекта а. В любом наслаждении обязательно есть что-то от «unheimlich». Эта принципиально свойственная наслаждению «Unheimlichkeit» хорошо заметна в случае маленького Ганса, на который ссылается, вслед за Лаканом, Ви-сенте Паломера. На первый взгляд, мастурбационная связь с гениталь-ным объектом представляется типичной моделью аутоэротизма. На самом деле это не так. Наоборот, пенис как носитель наслаждения есть нечто чуждое, «внетелесное».
Термин «экстимность» обращает наше внимание на оба аспекта наслаждения. Его появление всегда травматично. Именно это в какой-то мере проливает свет на тайну постоянства травмы, отмеченную мною в тексте Фрейда.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Бегство в болезнь
  • Отвержение; repudiation или foreclosure
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Лакан Жак. Семинары. Книга 3 Психозы Главы 1, 4, 5, 6. Семинар, прочитанный в 1955-56 гг.
  • Анализ дидактический
  • Влечения к жизни
  • Образование симптома; symptom-formation
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Миллер Жак-Ален. Читать симптом.
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Расщепление Я; splitting of the ego
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Бисексуальность
  • Acting out
  • Влечения к самосохранению
  • Образование венского психоаналитического общества
  • Притча «Потому что человек стыдится есть даровой хлеб, дана нам купля-продажа…»
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Отказ (от реальности); disavowal (или denial)
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Возврат вытесненного
  • Притча «Лекции о сексе»
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Фрейд Зигмунд - Введение в психоанализ. Лекции.
  • Конверсия; conversion
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Вытеснение; repression
  • Отрицание, отказ; negation
  • Изменение я; alteration of the ego
  • Табачников С.Л., Фукс Д.Б. Математический дивертисмент. 30 лекций по классической математике
  • Реакция терапевтическая отрицательная; negative therapeutic reaction
  • Этиология невроза; Aetiology of neurosis; Aliologie der Neurose
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Анаклитический
  • (Само) отождествление; identification
  • Случай соматизации идейных убеждений
  • Извращение; perversion
  • Герберт Стэнли Редгроув. Пол в алхимической доктрине
  • Сергей Юрченко. Психомифология и невроз как кризис парадигмы
  • Исцеление; Healing; Heilung
  • Эрос
  • Миллер Жюдит. Москва: с тремя нитями, сетка.
  • Влечение к овладению
  • Цензура; censorship
  • Армадель
  • Мамардашвили М. ЛЕКЦИИ ПО АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Влечение к агрессии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь