Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156259

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2.3. Осязание

Расстройства осязания затрагивают прежде всего нарушения способности к локализации очага раздражения, ощущения давления, температуры, влажности, боли, а также тактильное различение внешних признаков объекта (величина, форма, текстура). Различные нарушения тактильной чувствительности (большей частью — повышение порога чувствительности) объединяются в понятие «гипестезия». Наряду с ними существуют нарушения восприятия «схемы тела» («аутотопагнозия», однако этот термин теперь не употребляется), такие как искаженное восприятие местоположения его частей (например, ног, рук, кистей, пальцев), их взаимосвязи и др. Потеря тактильного узнавания предметов называется астереогнозом. Иллюзии затрагивают тактильную чувствительность (например, любое прикосновение вызывает боль, дизестезия, парестезия), восприятие размера, формы и положения конечностей (соматические трансформации), движения (иллюзии движения; фантомные движения), а также принадлежность какой-либо части тела (руки) собственному телу (так называемый синдром «чужой руки» (alien hand syndrome)). К осязательным галлюцинациям причисляют феномены редупликации частей тела (фантомные части тела), всего тела («второе Я», «двойник»; аутоскопия) и тела других людей.

2.4. Обоняние и вкус

К расстройствам обоняния и вкуса относятся частичная (гипосмия, притупление вкусовой чувствительности) или полная (аносмия, агевзия) потеря обонятельных и вкусовых ощущений. Повреждение состоит, как правило, в (патологическом) повышении порога восприятия и в связанном с ним понижении способности к различению качества вкуса и запаха. В настоящее время отсутствуют однозначные свидетельства существования агностических нарушений; однако потеря взаимосвязи между определенным запахом или вкусом и типичным для них объектом (например, цветок или блюдо) может указывать на существование такого нарушения. Именно в этой сфере ощущений пациенты переживают изменение или утрату аффективного компонента особенно болезненно. Хорошо знакомые, приятные запахи становятся отталкивающими (какосмия), вкус (например, любимого блюда) — отвратительным (дисгевзия). В результате возникает отвращение к определенному вкусу или запаху. Обонятельные или вкусовые иллюзии проявляются в форме растущей интенсивности ощущений (гиперосмия, или повышенная вкусовая чувствительность), но может возникнуть и иллюзорное изменение качества восприятия (парагевзия). Ощущение запаха при отсутствии пахучих веществ называется обонятельной галлюцинацией (фантазосмия).

3. Диагностика

Первым шагом при диагностике восприятия всегда должен быть целенаправленный анамнез, учитывающий особенности данной функции восприятия и ее нарушений, при этом нужно обращать внимание на то, как данные расстройства переносятся пациентами и в какой мере они могут передаваться от одного больного к другому в повседневной жизни. Это, конечно, в первую очередь относится к так называемым субъективным расстройствам восприятия (иллюзии и галлюцинации), но имеет отношение и к его аффективным компонентам. Стандартные опросники дают, например, Крамон, Май и Циглер (Cramon, Mai & Ziegler, 1993) (см. табл. 26.1.2).

Таблица 26.1.2. Обзор наиболее употребительных методов обследования нарушений восприятия (детали см. в тексте)
Область/элементарная функция Метод исследования
Зрение
Поле зрения Периметрия
Острота зрения Проверка (остроты) зрения
Различение цветов Цветовые таблицы Исихара (Ishihara—Farbtafel)
Farnworth-Munsell-100-hue-Test
Стереопсис Titmus-Test; TNO test for stereoskopiv vision
Пространственное зрение Стандартизированный анализ зрительно-пространственных функций восприятия (VS)
Узнавание объектов
Узнавание лиц Faciel-Recognition-Test; Famous-Faces-Test
Слух
Обнаружение/различение неречевых и речевых раздражителей Звуковые или речевые аудиограммы
Временной порог слияния звуковых раздражителей
Восприятие музыки Seashore-Test
Бинауральная интеграция Дихотические слуховые тесты
Распознавание значения неречевых и речевых раздражителей Узнавание, идентификация стимулыюго материала
Пространственный слух Определение местонахождения источника звука
Слуховое узнавание
Осязание
Ощущения прикосновения
Способность к локализации очага раздражения
Ощущение температуры
Восприятие произведенных движений
Тактильное узнавание
Обоняние и вкус
Обнаружение/распознавание; различение вкусов и запахов; идентификация Мюнхенский тест обоняния (Münchner Geruchstest)

В табл. 26.1.2 представлены основные методы обследования (подробное описание и оценку отдельных методов см. у Cramon, Mai & Ziegler, 1993, Heilman & Valenstein, 1993, Lezak, 1995). Для ряда элементарных функций имеются стандартизированные методы обследования, которые уже давно применяются в процессе повседневной диагностики (например, проверка поля зрения, тест на остроту зрения; аудиограммы и дихотические слуховые тесты; проверка тактильной чувствительности). Для других областей методы обследования были разработаны лишь в последнее время. Программа VS (Visual Spatial Performans) для зрительно-пространственных функций восприятия (Kerkhoff & Marquardt, 1993, Kerkhoff, Gencel & Marquardt, 1994) осуществляет измерения субъективных зрительных вертикалей и горизонталей, оценку ориентации, длины, дистанции и позиции. Мюнхенский тест обоняния (Kruggel, 1993) включает в себя определение порога обонятельной чувствительности, регистрацию различения запахов, их узнавание и оценку (приятные/неприятные) и функции по сохранению запахов в памяти. Seashore-Test проверяет способность к различению высоты и тембра звука, ритма и т. д., а также функцию сохранения звукового материала. К сожалению, для некоторых функций восприятия (зрительного и слухового узнавания) еще не существует достаточно проверенных и пригодных для клинического использования методов. Ценные сведения по этому вопросу предоставляют Крамон, Май и Цигер (Cramon, Mai & Zieger, 1993), Хейлман и Валенштайн (Heilman & Valenstein, 1993) и Поек (Poek, 1989).
Следует отметить, что взаимосвязанные когнитивные нарушения (например, внимания или памяти), а также нарушения речи или ручной моторики могут значительно повредить исследованию и отчасти повлиять на результаты тестирования. Для диагностики сложных нарушений восприятия (например, чтения, узнавания объектов) можно, в принципе, рекомендовать обследовать сначала основные элементарные функции, чтобы отделить первичные расстройства от вторичных. Такой диагностический подход наглядно представлен на примере двух форм нарушений чтения (нарушения чтения, вызванного гемианопсией, и алексии) (см. прим. 26.1.1).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Исследование Айзенком эффективности лечения невротических расстройств
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология терапии психосоматических расстройств
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Райл Э. Фокус в краткосрочной интерпретативной психотерапии: дилеммы, ловушки и препятствия как проблемы-мишени
  • Мак-Вильямс Н. Терапия с пограничными пациентами
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Альфрид Лэнгле. Психотерапия депрессивных расстройств в современном экзистенциальном анализе
  • Терапия; therapy
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Крамер Б. Помощь маленьким детям посредством коррекции родительских отношений: модель материнско-младенческой психотерапии
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Люборски Л. Руководства по психотерапии: переворот в исследовательской и терапевтической практике
  • Голдсмит Г.Н. Терапевтический сеттинг в психоанализе и психотерапии
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотерапия рака
  • Этический кодекс Общества психоаналитической психотерапии
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Гарфилд Гарфилд Сол Луис - Практика краткосрочной психотерапии
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Кернберг Отто - Тяжелые личностные расстройства
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Джудит Бек. Введение в когнитивно-поведенческую терапию
  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Четик М. Лечение ребенка с пограничным расстройством
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Эволюция психотерапии. Том 2. "Осень патриархов": Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Бундало Н. Л. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Хамитова И.Ю. Об использовании командной работы в системной семейной психотерапии
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь