|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379416
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Тесты достижений: тесты, разработанные для измерения уровня достижений человека в той или иной сфере деятельности.
Тесты специальных способностей: тесты, разработанные для прогнозирования успешности/неуспешности человека в конкретном виде деятельности. Если при помощи тестов вы можете измерить свои общие и специальные способности, то, используя специальные личностные опросники, вы можете проверить свои ценности и интересы. Эти опросники разработаны специально для того, чтобы помочь человеку разобраться во всем многообразии его интересов, выявить те сферы человеческой деятельности, которые вызывают у него особый интерес или особую неприязнь. Самыми распространенными из них являются «Опросник интересов Стронга—Кэмпбелла» (Strong— Campbell Interest Inventory) для выпускников средних школ и взрослых, «Опросник предпочтений Кьюдера» (Kuder Preference Records) для взрослых и учащихся средних и старших классов и «Опросник профессиональных интересов» (Vocational Interest Survey) для учащихся старших классов. Есть также «Самоопросник» (The Self Directed Search), который позволит вам оценить свои интересы самостоятельно, не прибегая к помощи консультанта, и который вы можете найти в Consulting Psychologists Press.* Его создатели выделяют пять категорий занятий: реалистические, исследовательские, художественные, социальные и организационные. Вы оцениваете выраженность ваших интересов в каждой из этих категорий, а затем находите ту область деятельности, которая в наибольшей степени им соответствует. Все эти опросники могут оказать определенную помощь в профессиональном консультировании, но несмотря на это, они широко критикуются психологами. Многие психологи считают их недостаточно надежными, утверждая, что они отражают интересы человека, сложившиеся к моменту тестирования, тогда как по мере обучения и приобретения нового опыта его интересы могут измениться. Мэттсон (Matteson, 1975) указывает и на другой недостаток этих опросников. Чтобы ответить на все содержащиеся в них вопросы, человеку приходится призывать на помощь свое воображение: у него зачастую нет реального опыта тех или иных занятий, и поэтому он может только предполагать, интересны они ему или нет. * В России наиболее популярен тестДДО (дифференциально-диагностический опросник наклонностей личности). (Прим. науч. ред.) Если вы правильно определите свои интересы, то с большей вероятностью выберете ту работу, которая будет приносить вам удовлетворение. Но помните — сам по себе интерес к той или иной деятельности еще не доказывает ваших способностей или пригодности к ней. Вы можете проявлять интерес к дизайну интерьеров, но если лишены художественных способностей, не умеете «почувствовать цвет», вы недалеко продвинетесь на этом поприще. Оценка половых и культурных факторов Несмотря на то что многие женщины и раньше работали вне дома, нельзя не согласиться, что в последнее время таких женщин становится все больше и больше. По данным Мэттью и Родина (Matthew, Rodin, 1989), число женщин, занятых на производстве, возросло с 33 % в 1950 году до 56 % в 1987 году. Женщины все чаще заводят свое дело и становятся высококлассными специалистами. Если в 1975 году среди врачей было только 13 % женщин, то в 1988 их доля возросла до 20 % (Rix, 1990). Но все-таки и сегодня значительная часть женщин работает на низкооплачиваемых работах. Так, в сфере обслуживания женщин занято в два раза больше, чем мужчин, а в сфере мелких служащих на одного мужчину приходится шесть женщин (Unger, Crawford, 1992). Женщины медленнее продвигаются по службе по сравнению с мужчинами. Среди управляющих высшего звена тысячи крупнейших корпораций США женщин насчитывается только 3 %, при том, что среди секретарей и среднего медицинского персонала их доля составляет 99 % и 97 % соответственно (Castro, 1990; Williams, 1989). Опросник интересов: тесты, разработанные для определения личностных ценностей и предпочтений. Многие женщины работают на низкооплачиваемых должностях только потому, что вынуждены совмещать работу с семейными обязанностями. Особую проблему для женщины представляет необходимость выехать в служебную командировку. Результаты исследования Кроули (Crowley, 1973) доказывают, что женщины не меньше мужчин заинтересованы в своей работе, однако, как показывает ряд других исследований, внешние обстоятельства зачастую ограничивают карьеру женщин. Кроули (Crowley) отмечает, что женщины, так же как мужчины, заинтересованы в продвижении по службе и повышении своего образовательного уровня. В докладе, сделанном на заседании Ассоциации американских психологов, Пайнз и Кэфри (Pines, Kafry, 1977) осветили специфические женские проблемы, связанные с необходимостью совмещения супружеских, родительских и служебных функций. Конечно, мужчины тоже принимают на себя определенную долю семейных и родительских обязанностей, но Стэффорд и Хэкман (Stafford, 1977; Heckman, 1977) отмечают, что в большинстве семей ответственность за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей целиком возложена на женщину. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что женщины, которым удается сделать карьеру и добиться руководящей должности, как правило, остаются одинокими (Mueller, Campbell, 1977). Выбирая себе профессиональную деятельность, женщина должна учитывать, как это скажется на ее матримониальных устремлениях. Некоторые из женщин предпочитают сначала вырастить детей и только затем пойти работать. Другие решают сначала добиться успехов в карьере, третьи выбирают такую работу, которая не помешает их семейной жизни. Приложение 16.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ОБРАЗОВАНИЕ — КЛЮЧ К БУДУЩЕМУ Когда-то окрепшая на дешевом рабском труде Америка сегодня вновь обнаруживает, что ее экономическая судьба тесно переплетена с умелостью и трудолюбием афроамериканцев. Источником беспокойства может стать доклад Департамента труда США «Рынок труда 2000» (Work Force 2000), прогнозирующий, что корпоративная Америка и ее рынок труда уже в ближайшем будущем претерпит самые стремительные изменения за всю историю индустриальной Америки. Эти данные особенно тревожны в связи с тем, что, согласно прогнозу демографической статистики рабочей силы, американская нация не готова достойно встретить XXI век. Так, например, к 2000 году большинство рабочих мест на неквалифицированной работе займут представители национальных меньшинств, причем главным образом женщины. Однако инвестиции в образование, направленные на эти ключевые для XXI века группы населения, явно недостаточны для того, чтобы в массовом порядке подготовить умелую и квалифицированную рабочую силу. Но нельзя не заметить и обнадеживающих моментов. Все большее количество компаний начинают развивать партнерские отношения с местными школами, стремясь содействовать учебному процессу и выбору карьеры учащимися. Организуя и претворяя в жизнь различные воспитательные программы, руководство компаний и администрация школ надеются остановить поток наркомании, ранних беременностей, низкой самооценки и насилия, которые мешают учебному процессу. Источник: Conigland, К. (1992, October/Novemer). Education: the key to our future. Upscale, 38-40. И белые и чернокожие женщины сталкиваются с одинаковыми проблемами, но последние все же чаще работают в сфере обслуживания или идут в прислуги. Только в последние десятилетия наметилась устойчивая тенденция перехода чернокожих женщин из сферы услуг на конторские должности. Если в 1965 году только 24 % чернокожих женщин работали мелкими служащими, то в 1975 году их доля возросла до 46% (Betz, Fitzgerald, 1987). Ожидается, что к 2003 году еще более повысится доля занятых на производстве женщин и мужчин афроамериканского, испанского и азиатского происхождения, хотя преобладать по-прежнему будут белые мужчины, занимая примерно 32 % рабочих мест (Lindsey, 1992). Ясно, что изменение процентного соотношения потребует более тщательной дифференциации способностей среди работников всех уровней. Как следует из статьи, представленной в Приложении 16.1, повышение качества образования служит залогом большей справедливости при распределении работы. Если в Северной Америке врачами и дантистами работают главным образом мужчины, то в России большую часть врачей составляют женщины, а в Дании они преобладают среди дантистов. Именно культура определяет, в какой мере женщина может заниматься собственной карьерой. Зачастую женщины, вынужденные работать на низкооплачиваемых должностях, не получают никакого морального вознаграждения за свой труд и испытывают гораздо большее удовлетворение, когда проводят время с детьми и мужем. В результате они практически не заинтересованы в своей работе и всю свою энергию направляют на семью. Упражнение 16.1 Прочтите приведенные ниже описания и скажите, что должен сделать каждый из персонажей, прежде чем выбрать себе карьеру. а. Бойд, восемнадцатилетний выпускник школы, хочет стать дантистом. Он закончил школу на «отлично» и набрал высокий балл по тесту специальных способностей. Результаты заполненного им опросника интересов показывают, что он имеет склонность к медицинской деятельности и работе с людьми. Он дисциплинирован, организован, самостоятелен. __________ б. Мать Хильды служит в полиции и хочет, чтобы дочь пошла по ее стопам. Она советует дочери поступить на службу, утверждая, что Хильда сможет пройти обучение и получить прекрасную подготовку в процессе работы. Хильда готова последовать совету матери. __________________ в. Гранту нравится работать дома. Он собирается получить профессию столяра, чтобы впоследствии открыть мастерскую в своем гараже. _______ г. Дванда, перейдя в старший класс, решает бросить школу. Она пока не знает, чем хочет заняться, но уверена, что чернокожей женщине никогда не получить приличную работу.__________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Анализ рынка труда Выбирая карьеру, необходимо оценить возможность будущего трудоустройства. Далеко не каждый может стать Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций. Точно так же честолюбивая мечта о троне английской королевы так и останется мечтой, ибо вакансий на эту должность не предполагается. Даже те специальности, которые в настоящее время пользуются хорошим спросом, в будущем, по мере развития технологий, могут оказаться ненужными. Есть, разумеется, и стабильные сферы деятельности, такие, например, как косметические услуги, похоронные услуги, наука, религия, службы обеспечения законности и правопорядка и многие другие. Однако будущее таких видов деятельности, как профессия портового грузчика, железнодорожного кассира, кондуктора или бухгалтера, представляется весьма шатким. Технологический прогресс и его эффекты Технологический прогресс ведет не только к отмиранию некоторых профессий, он в корне изменяет характер труда. По мере механизации труда промышленное производство становится все более специализированным. Почти во всех сферах деятельности от работников требуется постоянное совершенствование профессиональных навыков. Так, например, еще двадцать пять лет назад программисты должны были манипулировать переключателями на тяжелых контрольных пультах, которые затем монтировались в первые компьютеры. Теперь эта часть их работы, несомненно, упростилась, но те программисты, которые не прошли переобучение и не повысили свой квалификационный уровень, оказались без работы. В материале, приведенном в Приложении 16.2, перечисляются некоторые изменения, которых можно ждать в будущем. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|