Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Бавистер С., Викерс А. Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни.Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP | Просмотров: 18788
Автор: Бавистер С., Викерс А.
Название: Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни. Формат: HTML, DJVU Язык: Русский Скачать по прямой ссылке представлении очень сильно искажается. Иногда нам кажется, что мы понимаем чувства и мысли других людей, но на самом деле это всего лишь предположения. Говоря терминами НЛП, мы занимаемся чтением мыслей. Людям свойственно проводить причинно-следственные связи между различными опытами, не подтверждаемые доказательствами. Мы часто воспринимаем собственные суждения как непреложную истину. Одна из наиболее распространенных форм искажения — это превращение процесса, то есть глагола, в предмет, то есть в существительное. Такой процесс называется номинализацией. Существительные являются фиксированными и статичными. Но стоит нам превратить существительное обратно в глагол, как становится ясно, что возможны перемены.
Причина и следствие Нарушение: утверждение устанавливает причинную связь. Цель: прояснить причинную связь. .210 Метамодель Пример: «Он просто сводит меня с ума!» Реакция: «Как конкретно он сводит вас с ума?» Чтение мыслей Нарушение: человек утверждает, что знает, о чем думает другой человек. Цель: выявить мысли, приведшие к подоб ному утверждению. Пример: «Она считает меня ленивым». Реакция: «Как вы узнали о том, что она думает именно так?» Сложное равенство Нарушение: два различных опыта приравниваются друг к другу. Цель: установить ценность взаимосвязи. Пример: «Я провалил экзамен — я полный неудачник». Реакция: «Как провал на экзамене может сделать вас неудачником?» Упущенные доказательства Нарушение: утверждение выражает мнение, подаваемое как факт. Цель: выявить критерии, использованные для формирования суждения. Пример: «Это неправильно, что женщины, имеющие детей, работают». Реакция: «Неправильно в соответствии с чем?» «Кто так считает?» 211 Глава 15 Номинал изация Нарушение: глагол превращается в существительное. Цель: превратить утверждение в процесс. Пример: «Здесь слишком много путаницы!» Реакция: «Что именно вас путает?» ПРОВЕРКА ОБОБЩЕНИЯ Каждый из нас постоянно обобщает — это естественное для человека поведение. «Начальники никогда не говорят правды», «Я всегда помогаю другим людям», «Время — великий целитель». Подобные утверждения редко бывают истинными. Если их тщательно проанализировать, то окажется, что они вообще не имеют под собой никаких оснований, однако именно они лежат в основе важных решений и действий. Анализ подобных обобщений позволяет выявить их природу и понять, какие изменения необходимо произвести, чтобы лучше представлять ссбе окружающий мир. Некоторые обобщения делаются в молодом возрасте. Другие внушаются нам родителями и учителями, а мы воспринимаем их на веру, не удосуживаясь проверить. Многие обобщения действительно были полезны в прошлом, но в настоящем утратили свою ценность и только ограничивают развитие человека. Ребенку, может быть, и не стоит разговаривать с посторонними, но что делать взрослому человеку, попавшему на вечеринку, где он никого не знает? Многие из нас убеждены в том, что чего-то «не могут» сделать: «я не могу выступать публично» или «я не могу танцевать». .212 Метамодель Однако речь здесь идет об обобщении. Подобные убеждения значительно ограничивают возможности человека. Некоторые люди действуют под влиянием ложно понятого чувства долга. Они «должны» что-то делать, например получать определенную зарплату или подниматься по служебной лестнице. Но анализ глубинных убеждений, лежащих в основе подобных утверждений, открывает перед человеком новые возможности. Универсальные обобщения Нарушение: широкое обобщение с использованием таких слов, как «все», «всегда», «каждый», «никогда». Цель: проверить суть утверждения. Пример: «Он никогда не приходит вовремя». Реакция: «Никогда? Совсем никогда?» Модальные операторы необходимости и возможности Нарушение: утверждение, которое ограничивает поведение и в котором используются такие слова, как «могу», «не могу», «должен», «обязан». Цель: выявление мыслей, кроющихся за ут верждением. Пример: «Я должен ходить в спортивный зал три раза в неделю» (необходимость). Реакция: «Что произойдет, если вы не пойдете?» Пример: «Я не могу выступать» (возможность). Реакция: «Что вас останавливает? Что произойдет, если вы выступите?» 213 Глава 15 Пресуппозиции Нарушение: для того чтобы утверждение было истинным, необходимо выполнение определенного условия. Цель: прояснить процессы, необходимые для истинности утверждения. Пример: «Если бы они заботились обо мне, то вели бы себя по-другому». Реакция: «Как вы поняли, что они не заботятся о вас?» Соберем все вместе Начиная работать с метамоделью. бывает трудно проанализировать все двенадцать возможных нарушений. Гораздо проще для начала сосредоточиться на одном или двух. Справившись с ними, приступайте к другой паре. Хорошая практика — это радио, когда вас не отвлекают визуальные раздражители. Возьмите с собой эту книгу, если она вам поможет. Хорошим материалом для анализа являются интервью политиков. Они особенно интересны, когда интервьюируемые пытаются что-то скрыть. Услышав общие слова типа «ситуация улучшается», вы сразу же закричите: «Что именно стадо лучше и в сравнении с чем?» Со временем вы научитесь выявлять все двенадцать нарушений одновременно. Используя метамодель в повседневном общении, например во время собеседования, совещания или учебного семинара, вы не сможете проверить все нарушения. Вам придется задать десятки, может быть, даже сотни вопросов, и многие из них дадут вам совершенно бесполезную, незначительную ин .214 Метамодель формацию. Советуем вам начать с выявления искажений, затем — обобщений и лишь в последнюю очередь — удалений. Очень важно, чтобы ваши вопросы были ориентированы на результат взаимодействия. Если, к примеру, вы общаетесь с человеком, который хочет понять, каким из трех вариантов действий следует воспользоваться, задаваемые вами вопросы мета модели должны поддерживать его цель. Если вы работаете с человеком, который борется со своим гневом, ваша задача будет совершенно иной. Полезный способ предложил J1. Майкл Холл в книге «Секреты магии». Спросите человека: «Если бы я мысленно снял эти слова на видеопленку, смог ли бы я сделать из них понятный и связный фильм? Или у меня остались бы пробелы и непонятные места?» Такая модель поможет вам понять, какие вопросы следует задать, чтобы заполнить пробелы. Вот простой практический пример. Член вашей команды или коллега говорит вам: «Я не смогу закончить работу к понедельнику. Мне всегда не хватает времени. Никто не хочет мне помочь. А ведь они могли бы значительно облегчить мою жизнь. У меня масса трудностей». Какие нарушения вы выявили? Какие вопросы следует задать? Подумайте над ними. В приведенном выше утверждении есть над чем поработать. «Я не смогу» — это модальный оператор возможности, который полезно было бы проверить. Слово «всегда» во втором утверждении является универсальным обобшенисм. Третье предложение — это явное чтение мыслей. Слово «они» говорит об отсутствии указателя ссылки. Все четвертое предложение в целом является причинно- 215 Глава 15 следственным, а слово «легче» говорит о сравнительном удалении. Однако последнее предложение — сложное равенство — является доминирующим. С него и следует начать работу. Упражнение Для того чтобы немного попрактиковаться, проанализируйте приведенные ниже предложения, в каждом из которых присутствуют нарушения метамодели. Какие нарушения вы выявили и какие меры проверки следует принять в каждом случае? 1. На них нужно смотреть, а не слушать. 2. Все против меня. 3. Мы должны работать все вместе. 4. Она сводит меня с ума. 5. Вам нет до меня дела. 6. Я должен добиться успеха. 7. Она умнее. 8. Они хотят, чтобы я потерпел неудачу. 9. Время никогда не ждет. 10. Он снова опаздывает, он совершенно не испытывает уважения. Ответы 1. Отсутствие указателя ссылки — слово «них» не конкретизировано. На кого именно нужно смотреть? Здесь присутствует также модальный оператор необходимости — что произойдет, если их будут слушать и одновременно смотреть на них? Упущено также и доказательство — кто считает именно так? 2. Чтение мыслей — откуда вы знаете, что люди настроены против вас? Присутствует также универсальное обобщение — все. .216 Метамодель 3. Модальный оператор необходимости — что произойдет, если мы будем работать по отдельности? 4. Причинно-следственная связь — как именно она сводит вас с ума? 5. Чтение мыслей — откуда вы знаете, что мне нет до вас дела? 6. Модальный оператор необходимости — что произойдет, если вы не добьетесь успеха? «Успех» в данном контексте является номинализацией — что для вас важно в процессе достижения успеха? 7. Сравнительное удаление — умнее кого? 8. Чтение мыслей — как вы поняли, что они думают именно так? 9. Универсальное обобщение — время никогда не ждет? Упущенное доказательство — кто так считает? 10. Сложное равенство и номинализация слова «уважение» — как его опоздание связано с тем, что он вас не уважает? ПРОВЕРКА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|