Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 264950
Автор: Шейнов В. П.
Название: Искусство управлять людьми. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке влять подростком. Более вдумчивая мать, предвидя подобные сложности (которые знакомы всем родителям, опасающимся, что ребенок может простудиться), найдет другой подход: «Ни ты, ни я не хотим, чтобы ты простудился? Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положение и сам реши, что делать». При таком подходе ребенок скорее всего скажет: «Хорошо, я надену свитер». Хорошее настроение у обоих. Что же произошло? Просто они пошли навстречу друг другу, при этом каждый чуть уступил, то есть достигнут компромисс. Трансактный анализ хорошо иллюстрирует различие между двумя подходами в традиционных спорах, как одеться ребенку. При силовом варианте мать осуществляет «пристройку сверху» Р-Д (требование подчиниться). При варианте, приведшем к компромиссу, мать осуществляет «пристройку рядом» (В-В), при этом имеет место скрытая трансакция Д- Р (предложение самому принят решение). Естественно, такой расклад позиций льстит ребенку, и он отвечает трансакцией Д-Р, позиция Р помогает ему принять требуемое решение (рис. 2.25). «Садись за уроки!» А вот другая, не менее часто встречающаяся ситуация.
Подросток (для определенности — сын) сражается с родителем (отцом) из-за домашнего задания. Он никак не хочет садиться за него. Тем более что во дворе собирается ватага для футбольного сражения. Отец же обеспокоен, р .р /Т' в-*, в / д Л д Рис. 2.25 что игра затянется и сын сядет за уроки поздно вечером, когда на качественное выполнение их рассчитывать не приходится. Ситуация довольно типичная. Одна из особенностей детской психики состоит в том, что получение сиюминутного результата для ребенка несравненно более значимо, чем отдаленного, даже существенно более важного. Поэтому дети чрезвычайно настойчивы, добиваясь удовлетворения своих желаний. На них не действуют аргументы, связанные с будущим: «Сначала сделай уроки, потом пойдешь играть!», или «Будешь так относиться к школе, не станешь тем, кем мечтаешь». Это не означает, что не надо приводить подобные аргументы. Просто нужно помнить об особенностях детей и облетать им преодоление этого барьера. Например, приучать их к режиму дня, где определенные часы всегда отводятся на школьные домашние задания. Если же подобный режим не установлен, вступать в единоборство со школьником в каждом подобном случае — непростая задача. Заставить силой сесть за уроки? Можно представить, каково ему будет при этом слышать возбужденные крики друзей-футболистов. Просто уступить его желанию поиграть — тоже нельзя. По-видимому, и здесь стоит пойти на компромисс. — Я прекрасно тебя понимаю, но, когда затемно футбол закончится, ты не сможешь хорошо сделать уроки. — Смогу! — Тебе на уроки нужно два с половиной часа. После девяти вечера ты уже ничего не соображаешь. Кроме того, надо поужинать. Значит, не позднее шести нужно сесть за уроки. Игра к этому времени наверняка не закончится. — Я приду в шесть. — Ты можешь заиграться и «прозевать» это время. — А вы меня позовете. — Это невозможно: я должен отлучиться по делам, а мама еще не вернется. — А давай я на своих часах заведу звуковой сигнал на шесть! — Хорошо. По только договоримся: если в шесть ты не будешь за уроками, впредь будешь ходить гулять только после того, как сделаешь их --Договорились! Когда подростка заставляют, это выражается трансакцией «Босс» (Р-Д). Она подчеркивает зависимое положение ребенка. Противодействие его желанию поиграть вызывает сильнейшее сопротивление. Иное дело в нашем случае. Отец осуществляет «пристройку рядом», обращаясь к рассудку подростка. Одновременно с помощью скрытой трансакции В--Д идет апелляция к желанию подростка поиграть (рис. 2.26, а). Это желание определяет весь его настрой, поэтому он сам называет меры по выполнению поставленных отцом требований. Принятие подростком окончательного решения соответствует скрытой трансакции Д--Р (рис. 2.26, б). Уступка, сделанная отцом, куда лучше, чемрегулярные конфликты по поводу выполнения домашних заданий, которые знакомы многим родителям. Способ направить ребенка к стоматологу. Девушка-подросток боится идти к стоматологу, спасаясь от зубной боли таблетками. «Доченька, у тебя неприятный запах изо рта,— говорит мать. «Это от зуба». — «Может мне завтра утром, взять тебе талончиккврачу?»— «Ну, сходи...» Наутро: «Вставай,, солнышко, а то опоздаешь к врачу. Час стояла в очереди и взяла талончик пораньше, потому что с утра зуб у тебя не так болит, как после обеда. Вставай, доченька». Мишенью воздействия на дочь явилось ее желание нравиться. Приманкой — возможность избавиться от неприятного запаха, а заодно и от боли. Еще одной приманкой послужила готовность матери достать талончик: рано или поздно дочери пришлось бы самой вставать ни свет, ни заря, чтобы получить его. Приманкой было и то, что согласие сходить к врачутребовалось «на завтра», а не «прямо сейчас». Наличие талона — побуждение к действию: если им не воспользоваться, самой потом придется его доставать. Как видим, удачно избранная мишень воздействия и ряд приманок позволили подвести дочь к нужному шагу. Трансактная схема изображена на рис. 2.27. р р в Д щ Рис. 2.21 «Почетная капитуляция». Еще Блез Паскаль, выдающийся ученый, заметил, что ничто так не уменьшает готовность к сопротивлению, как условия почетной капитуляции. Дочь и родители никак не могут прийти к согласию относительно ее свццания. Ей только 15 лет, но она очень хочет ехать на ночной сеанс кино на машине с 19-летним парнем. Родители не могут отпустить ее. — Вы не отпускаете меня даже в кино! — манипулятивно протестует девочка. Мать не соглашается: —Дело не в кино, а в том, что ты окажешься в беззащитном положении, если он захочет взять тебя силой. — Он не такой! — Тыже его практически не знаешь. Не думай, что изнасилование — это только с другими. Это может случиться и с тобой. Многие мужчины считают, что, раз девушка согласилась ночью остаться один на один, значит она уже согласна сопротивляется для виду. — Вы просто мне не доверяете! — Мы предполагаем такую ситуацию. Отец предлагает несколько вариантов: он готов на машине встретить их после кино и развезти по домам; или пусть они идут вчетвером, взяв с собой старшего брата с его подружкой. Дочь выбирает последний вариант. И хотя немного недовольна, но врагами родителей не считает. Свое Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|