Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. | Возрастная психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 23 страница



Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 20651

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

одной недели до трех месяцев),Такая форма обслуживания особенно притягательна для тех пожилых людей, которые временно утратили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть по-своему уютный дом. Пребывание в этих отделениях не грозит психологическим дискомфортом, довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом-интернат.
Другая форма работы - отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть невидимую беду - одиночество, освободить от замкнутости на грустных стариковских мыслях. В таких отделениях сотрудники стараются создать хотя бы подобие домашней обстановки, гостеприимной гостиной, в которой приятно общаться со знакомыми, заводить новые знакомства. Здесь же можно получить дов-рачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. В таких отделениях организуются различные виды посильного труда, где можно и подзаработать шитьем, рукоделием, ремеслом. Можно снова ощутить свою полезность. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения, в итоге и старость и одиночество уже не выглядят столь грустными, как прежде.
Социологические исследования пациентов дневного отделения, анкетирование с вопросом, что привлекает их в таком отделении. 74% ответили: желание общаться, совместно проводить время, участвовать в праздничных мероприятиях. Последнее особенно понятно - никогда одинокий человек так остро ни переживает свое одиночество, как в праздничные дни, если он в такой день находится в четырех стенах и ему некому сказать и не от кого услышать: "Поздравляю!". 26% признались, что для них главным мотивом является желание получить бесплатный обед, 29% порадовались возможности избавить себя от процесса приготовления пищи.
Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам. Эти объединения носят как правило названия с претензией на поэтичность: "Серебряная ниточка", "Фронтовичка", "Поздняя радость" и т.п. Заседания клубов привлекают значительное число пенсионеров и не только тех, кто одиноки, в них с удовольствием участвуют и семейные пары. Нередко эти пары возникают здесь же.
Результаты социологического исследования, проведенного в 1995 г. в Москве, показали, что абсолютное большинство опрошенных пенсионеров (92%) отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дома-интернаты, даже те из них, кто живет
87

в коммунальных квартирах. Возможно образ 2-го дома социального обеспечения старгородского госстраха из "Двенадцати стульев" крепко сидит в сознании старых людей. Когда вышла в свет знаменитая книга они были еще задорными комсомольцами, но им запомнились одеяла, с пугающей надписью "Ноги"; призывы: "Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу", "Мясо -вредно".
Причины, заставляющие стариков переезжать в такие учреждения, можно расклассифицировать по трем группам: социальные /отсутствие жилья или угроза его утратить, мизерная пенсия, отсутствие социальных и медицинских учреждений вблизи места проживания/; медико-социальные /необходимость постоянного медицинского ухода и наблюдения, психиатрической коррекции/; психологические /семейные конфликты, грубое отношение окружающих, одиночество/. Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах интернатах страдают психическими отклонениями; у 68% ограниченная двигательная активность; от 62% до 70% не в состоянии себя обслужить. Ежегодно умирает 25% проживающих. Невеселая статистика...
По результатам социологического исследования, проведенного в домах-интернатах для престарелых, Резников С.Г. и Рожков А.Г. отмечали, что среди поступающих в этих учреждения растет число лиц в возрасте 70-79 лет, и особенно от 80 лет и старше, тогда как пенсионеры до 70 поступают все реже, стремясь жить самостоятельно. Эти же авторы отметили интересную социально-психологическую особенность в поведении пенсионеров, проживающих в домах-интернатах: длительность одинокого проживания мужчин до поступления в интернат значительно меньше, чем у женщин - 15 и 25 лет соответственно. То есть мужчины, по мнению авторов социологического исследования, труднее переносят одиночество и охотнее переселяются в эти дома. Исследование подтверждает мысль о том, что Понятия одинокие и одинокопроживающие люди не тождественны - среди проживающих в домах-интернатах - 37 % имели детей (Coц Ис N1/91).
В современных условиях становится все более очевидным, что необходимо каким-то образом заставить недвижимость (чаще всего - квартира), имеющуюся у одиноких стариков, "работать" на пользу владельцев, одновременно оградив их от посягательств недобросовестных и криминальных элементов не только на жилье, но и на саму жизнь стариков.
В Ростовской области есть опыт решения этой проблемы

путем рентного залога жилья и поддержки жизненного уровня одиноких пенсионеров. Суть его в том, что пенсионер заключает договор с предприятием о продаже тому своей квартиры с условием пожизненного проживания в ней. Предприятие ежемесячно выплачивает пенсионеру содержание в размере двух минимальных пенсий и такую же сумму - центру социального обслуживания, гарантирующему пенсионеру ряд социальных, бытовых и медицинских услуг. Предприятие берет на себя также обязанность поддерживать хорошее техническое состояние квартиры.
У москвичей более богатый опыт такой деятельности, но, к сожалению, в том числе и криминального характера, когда к доброму делу примазываются различные авантюристы, которых сейчас стало гораздо больше, чем одиноких старушек с квартирой.
Хватает мошенников и для каждого желающего приобрести таким образом квартиру. Опекуну часто грозит опасность остаться и без денег, и без квартиры. Разного рода маклеры и риэлторские фирмы, готовы быстро и без затей обмануть и старушку -владелицу квартиры, и претендента на роль ее терпеливого попечителя.
Социологические опросы показывают, что абсолютное большинство клиентов службы социальной помощи выражает признательность, благодарность и доверие своим опекунам - социальным работникам, однако, по данным тех же опросов, они хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных к состраданию. В этом желании кроется затаенная потребность пожилых людей в большем внимании к себе, к личности, в добром, всепонимающем взгляде и заботливой умелой руке. В то же время клиенты недовольны слабой профессиональной подготовленностью социальных работников. Это и понятно, среди этих работников много случайных людей: новое дело всегда притягивает дилетантов.
Социально-демографическая группа "третьего возраста" чрезвычайно неоднородна по поло-возрастным, семейным, образовательным, культурным и другим характеристикам. В России на современном этапе социальная работа с пожилыми людьми ограничивается социальным обслуживанием, что объясняется проблемами финансирования этой работы и слабой, в среднем, профессиональной подготовкой практических социальных работников.
По-настоящему не существует серьезных социологических или психологических исследований характера отношений "социальный работник - клиент" и основанных на базе этих исследова-
89

ний практических рекомендаций. Однако, есть уникальная в своем роде повесть "Тяжелый день", опубликованная на русском языке в журнальном варианте в "Иностранной литературе" N 4/1991. Автор Дердь Конрад - венгерский писатель, много лет проработавший инспектором опекунского ведомства /венгерский вариант социальной службы/ в густонаселенном районе Будапешта и знающий социальную работу "изнутри". Повесть написана от первого лица. Психологические зарисовки, сделанные писателем, способны посрамить некоторые учебные пособия по социальной работе.
"Меня словно заставляют глотать какие-то, размером, с кулак комья грязи, которые я не в силах переварить, ни исторгнуть... За десять лет я , должно быть, не менее тридцати тысяч раз произнес: "Садитесь, пожалуйста"... Клиенты ко мне приходили по крайней необходимости, ища помощи. У большей части из них беда была тяжелой и плотной, как гранитный валун, всеохватной и неизлечимой - так, во всяком случае, казалось мне в этой комнате, где фразы вроде: "Поверьте, это такая боль", или "Не могу, не могу больше", или "Выхода нет. Погибаю",- так же естественны и повседневны, как пронзительный визг на аттракционе "американские горы". А расспросы мои напоминали скорее тот вариант хирургического вмешательства, когда врач спешит зашить только что вскрытый орган, не трогая опухоли.
...один-два профессиональных вопроса - и слова полились рекой. Вопросы должны быть подобно скальпелю в пальцах хирурга и одновременно руке матери на животике у больного ребенка".
Всякая услуга социального работника может обернуться интервенцией в личную жизнь клиента. Осуществлению услуги должен предшествовать ответ на вопрос: не принесет ли такая услуга вреда клиенту? Каким будет реальный эффект? Старики, страдающие от невыносимого гнета домочадцев, могут препятствовать вмешательству из чувства стыда или страха.
К.Дердь от имени своего героя описывает душевные переживания работника, ведет сквозь лабиринт событий, раздумий, уместившихся в один-единственный день. Горькие раздумья и все же он заканчивает и повесть, и раздумья длинным монологом, суть которого в последних фразах: "Однако тем временем я жду своих клиентов... пусть приходят те, кто не способен жить с другими людьми в согласии... пусть приходят кто хочет: один из нас будет говорить, другой - молчать; по крайней мере мы будем не одиноки".
Социальная работа требует отдачи душевных сил, житейского опыта, но еще и понимания психологических, этических, юри-
90



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Галаганов В.П. Право социального обеспечения
  • Миронова Т.К. Право социального обеспечения
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Прорешный Владимир Иванович. Роль служб экстренной психологической помощи по телефону доверия в решении проблемы социального сиротства
  • Инговатова Елена Ювенальевна. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры».
  • Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
  • День работников торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства - третье воскресенье марта
  • Бурдье Пьер. Социальное пространство и генезис классов.
  • Редактор. Здоровье мамы и малыша. Часть 1
  • Телевизор отупляет и ухудшает память
  • Жумабаева А. Рекомендации по организации деятельности консультативного пункта, для оказания психолого-педагогической помощи семьям воспитывающих детей дошкольного возраста на дому
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Авакян Лариса Васильевна. Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО
  • Валеева Наталья Владимировна. Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения.
  • Берестовая Наталия Станиславовна. 1 октября день пожилых людей «Пусть осень жизни будет золотой».
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Превентивная социально-педагогическая работа с семьей в условиях трудной жизненной ситуации
  • Вострецова Долорес Габсалямовна. Доклад «Оказание дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ в условиях ведения ФГОС ДО»
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • Калмакова Юлия Андреевна. Формирование компонентов социального и эмоционального интеллектов в среднем дошкольном возрасте методом проектов.
  • Пичкалёва Ирина Ивановна. Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возраста
  • Самикова Лилия Венировна. Конспект занятия во второй младшей группе ко Дню пожилых людей «К бабушке в гости».
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
  • Положение о работе школьного психолога
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Пикулькина А.В. Экономика муниципального сектора. Под редакцией
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. - Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других
  • Проблема современной семьи, возможности образования
  • Емельянов В.М., Коханов В.Н. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Попова Елена. Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе.
  • Суворова И.Ю. Особенности формирования Эго-идентичности при расстройстве аутистического спектра. Анализ случая
  • А.И. Юрьев. Баланс биологического и социального в политической психологии. - А. Юрьев
  • Головко Надежда Васильевна. Берегись бед, пока их нет.
  • Побороть страх и неуверенность
  • Сапрыкина Татьяна Васильевна. Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста.
  • Коняхина Татьяна Анатольевна. Отчет о проведении месячника «День пожилого человека»
  • Сидоренко Ольга Николаевна. Реализация образовательного процесса в ДОУ в период изоляции через использование образовательных дистанционных технологий (из опыта работы).
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Мамзина Ирина Юрьевна. Формирование культуры питания ребенка
  • Тудвасева Татьяна Ивановна. Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста на 2015 – 2016 уч. г «Здоровым быть — здорово!»
  • Кочадзе Ирина Владимировна. «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь