Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50346

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Идущие к мозгу по зрительному нерву импульсы получают вторичную обработку в промежуточном мозге (коленчатых телах). Здесь усиливаются контрастные характеристики сигналов, фиксируется их временная последовательность. И уже отсюда нервные импульсы поступают в первичную зрительную кору, локализованную в затылочной области полушарий мозга (17–19 поля по Бродману) (рис. 21).


Рис. 20. Сетчатка глаза
Сетчатка глаза состоит из 125 млн. светочувствительных палочек (реагирующих на ахроматические воздействия) и 5 млн. колбочек (реагирующих на хроматические воздействия). В зрительном же нерве лишь 80 тыс. волокон: первичное преобразование зрительного сигнала осуществляется уже в самой сетчатке, в ганглиозных клетках, аксоны которых образуют зрительный нерв.

Далее зрительные сигналы обрабатываются во вторичной зрительной коре. У человека вторичная зрительная кора очень развита (в 20 раз больше, чем у высших обезьян), она находится в функциональных связях с другими анализаторами и с центрами речи.
Световые (электромагнитные) волны разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Цвет – это психическое явление, ощущение человека, вызываемое различной длиной электромагнитных излучений. Глаз человека чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Длина волны 700 нм дает ощущение красного; 580 – желтого; 520 – зеленого; 430 – синего; 390 – фиолетового цветов (рис. 22).
Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета (рис. 23).
К различным участкам электромагнитного спектра наш глаз имеет неодинаковую чувствительность. Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555–565 нм (светло-салатный цветовой тон). В условиях сумерек чувствительность зрительного анализатора перемещается в сторону более коротких волн – 500 нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление, Пуркине). Палочковый аппарат более чувствителен к ультрафиолетовому цвету.
Существует трехкомпонентная теория цветового зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает в результате работы лишь трех видов цветовоспринимающих рецепторов – красного, зеленого и синего. Колбочки делятся на группы этих трех цветов. В зависимости от степени возбуждения этих цветорецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три рецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.
Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это является причиной кратковременного (0,25 с) сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия раздражителя. (Поэтому мы не замечаем перерывов между кадрами фильма. Эти перерывы оказываются заполненными следами от предшествующего кадра.)
Для зрительного анализатора существенное значение имеет перепад яркостей – контраст. Зрительный анализатор способен различать контраст в определенных пределах (оптимум 1 : 30).


Электромагнитные излучения




Рис. 23. Цветовой круг.
Противоположные цвета называются дополнительными – при смешении они образуют белый цвет. Любой цвет может быть получен путем смешения пограничных с ним цветов. Смешение всех цветов образует белый цвет.

Усиление контраста возможно посредством применения различных средств. (Для выявления слабозаметного рельефа усиливается теневой контраст путем бокового освещения, использования светофильтров.)
Цвет каждого объекта характеризуется теми лучами светового спектра, которые объект отражает. (Объект красного цвета, например, поглощает все лучи светового спектра, кроме красного, которые отражаются им.) Цвет прозрачных объектов характеризуется теми лучами, которые они пропускают. Таким образом, цвет любого объекта зависит от того, какие лучи он отражает, поглощает и пропускает.
В большинстве случаев объекты отражают электромагнитные волны различной длины. Но зрительный анализатор воспринимает их не раздельно, а суммарно. Например, отражение красного и желтого цветов воспринимается как оранжевый цвет, происходит смешение цветов (рис. 23).
Семь цветов радуги – это условность. Между интенсивно выраженными цветами существует масса промежуточных нюансов. Коренные жители Севера различают до 30 оттенков БЕЛОГО снега. А прежние красильщики-кустари – до 40 оттенков черного цвета. Семь цветов, помещенных в цветовом круге, тоже условность: они были ассоциированы Ньютоном в Соответствии с семью звуками музыкальной гаммы. В действительности человеческий глаз различает тысячи цветовых нюансов.
Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета. (Этот недостаток, описанный английским физиком Д. Дальтоном, называется дальтонизмом.) Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении. (Этот недостаток называется "куриной слепотой".)
Цвет – мощный фактор организации окружающей среды. Оптимальной окраской цехов и машин достигается значительное повышение производительности труда, снижается производственный травматизм. Красный и оранжевый цвета создают впечатление теплоты и уюта, черный – тяжести и холода. Установка для подачи песка выглядит красиво, если ее элементы окрашены в голубовато-стальные тона. Оборудование, окрашенное в голубой и бежевый цвета, вызывает к себе более бережное отношение, повышается аккуратность в работе. Гамма красок и цветовых лучей влияет на работоспособность и состояние кровяного давления, на настроение и направленность внимания, на доминирующие эмоции, остроту зрения и слуха. (В порядке эксперимента аппетитно накрытый стол был освещен светофильтром, резко изменившим окраску привычной пищи: салат стал фиолетовым, а мясо серым, зеленый горошек превратился в серо-черную массу, молоко приобрело фиолетовый цвет, а яичный желток стал красно-коричневым. Гости не могли даже притронуться к столь странно выглядевшей пище. А тем, кто рискнул ее испробовать, стало плохо.)
В урну, поставленную на белый круг, мусор стали бросать более аккуратно. Коридоры, окрашенные в светло-желтые тона, стали меньше пачкаться. Показания приборов считываются лучше, если они окрашены в теплые, приятные тона. Человеческий мозг не только создает цветовую гамму из электромагнитных излучений разной длины, но и любуется своим прекрасным творением.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Зверева Екатерина Владимировна. Проект «Звуки мира»
  • Гусева Ольга Петровна. Игры на формирование фонематического восприятия
  • Гусева Ольга Петровна. ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
  • Чекашова Лариса Николаевна. «Путешествие в волшебный лес» Звуки [К], [К'].
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Микшина Наталья Владимировна. НОД по логопедии Звук и буква [Р] 'Морское путешествие'
  • А.Б. Долгицкая. Презентация 'Инновационные технологии, применяемые для оздоровления дошкольников'
  • Каримова Дэсина Рашидовна. Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на сказочное болото».
  • Цветкова Валентина Васильевна. Подготовка к обучению грамоте. «Буква «Д». Звуки «Д» и «Дь»
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Марина Михайловна Комелькова. Конспект занятия по постановке правильного произношения звука в средней группе.. Тема: Воспитание правильного произношения звука «с».
  • Тюхменёва Любовь Витальевна. Звуковая культура речи, Артикуляция звука [з]
  • Каткова Анжела Николаевна. Презентация 'Автоматизация звука Р в слогах, словах'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Костылева Татьяна Прокопьевна. Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»
  • Фурцева Татьяна Александровна. Тема: звук [А].
  • Любовь Филиппова. Конспект фронтального занятия. Тема 'Звук С'
  • Ирина Ивановна Кошкина. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Л»
  • Сивоплясова Ирина Васильевна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Постановка звука [Ш]. «Весёлая Нюша»
  • Ададурова Виктория Валерьевна. Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР «В гости буква А пришла».
  • Наталья Николаевна Омельченко. Звуки «М» «Мь». Буква «М» «Продукты питания»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по развитию речи в старшей группе «Звук и буква У»
  • Бурлакова Елена Семеновна. Статья по обучению чтению в подготовительной группе
  • Ирина Бакушкина. Картотека по автоматизации звука 'р'
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Конспект занятия учителя-логопеда Крупенченковой Т.В. Тема «Дифференциация В-Ф».
  • Чекашова Лариса Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л']. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»
  • Карлсен Марианна Аксель-Владимировна. Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе – 1 год обучения. Тема: «Зимние забавы». Звуки «В — ВЬ».
  • Лилия Ивановна Тюленева. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах
  • Балхина Светлана Юрьевна. Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»
  • Ирина Ильиных. Логоритмическое занятие. Закрепление правильного произношения звука «П».
  • Вычкина Елена Владимировна. План – конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Закрепление звука [ш] и буквы «ш»»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Соловьева Светлана Владимировна. «Индивидуальное занятие с использованием игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука [р]»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Юлия Колмыченко. Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] (с использованием элементов театрализованной деятельности)
  • Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
  • Кочкина Ольга Дмитриевна. Автоматизация звука [Л’] в связной речи с использованием мнемотаблиц.
  • Лоскутова Яна Петровна. Конспект Подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста. Тема занятия: «Звук [Ж], буква Ж»
  • Давыдова Татьяна Владимировна. Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Звук ЛЬ»
  • Долгих Светлана Борисовна. Рекомендации для родителей подготовительной группы по ознакомлению детей с гласной буквой Я
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Харитонова Татьяна Васильевна. Методическая разработка логопедического занятия «Автоматизация звука «C»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации поставленного звука
  • Анна Гурина. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР на тему: 'Звуки С и СЬ'
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Саркарова Луиза Феликсовна. Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Автоматизация изолированного звука Ш 'Шарик и его друзья'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь