|
Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28257
Автор: Коллектив авторов.
Название: Практическая психология: Учебник. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Аристотель говорил, что знания «о душе» являются необходимым условием понимания природы. Понимание же природы — это то, чем человек отличается от животных, тот «орган», который позволил ему выжить в жестких условиях естественного отбора. Еще задолго до Аристотеля, в период архаики, греки создали миф о Прометее. Нам известен революционный образ Прометея — носителя огня. Но не только этим прогневал он своего двоюродного брата Зевса, а и тем, что наделил людей разумом. Боги велели Прометею и его брату Эпиметею, что переводится как «крепкий задним умом», распределить между людьми и животными разнообразные способности и средства к существованию. Прометей где-то задержался, а его глупый брат распределил все между животными: способности высоко летать, быстро бегать, плавать, видеть в темноте, различать малейший шорох или запах. Отдал животным шерсть, перья, когти, зубы и т. д., а людям ничего не оставил. И Прометей, чтобы как-то исправить положение, научил людей читать, считать, делать одежду, строить дома и корабли, приносить богам жертвоприношения, но так, чтобы лучшую часть жертвенного животного оставлять себе. А для того, чтобы люди никогда не останавливались в своей деятельности и познании, он дал им несбыточные надежды и мечты.
Так что еще древние понимали, что психика и познание — это наши высшие способности. Что же представляют собой познавательные процессы? Это — различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему. Ощущения Восприятие Память Представления Внимание Воображение Мышление Ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированное и неопредмеченное впечатление от окружающего. Возможно и другое определение: ощущение — это отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Он обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность. По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Для нас более известна экстероцепция — это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор, у которого специфичен не только «вход» (глаз, ухо, нос, кожа и язык), но и соответствующее мозговое звено (зрительная кора, слуховая, обонятельный мозг и т. д.). Интероцептивный образ — это то внутреннее, «смутное» чувство, которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов. Нам обычно трудно выразить их словами и точно локализовать. Но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Тревожность, страх — отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями: «сосет под ложечкой», сжимается сердце, бросает то в жар, то в холод, «мурашки» по коже и др. Радость — положительная эмоция, которая сопровождается ощущением невесомости, легкости. Контроль за эмоциями — это во многом контроль за интероцепциями. Проприоцепция, или кинестетические ощущения — неосознаваемые ощущения в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция отвечает не только за все наши движения, но и за последующее психическое развитие. Не случайно для новорожденных «тестами на интеллект» являются показатели физического развития. Массаж и упражнения (тактильно-мышечная тренировка) младенцев, лишенных зрения, в некоторых случаях приводят к его восстановлению. «Кожный голод» в раннем детстве, отсутствие прикосновений, ласк приводят к формированию агрессивности ребенка и вносят свой вклад в развитие шизофрении. Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз — рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания — восприятия. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Из всех видов ощущений только зрение и осязание позволяют создать такой образ действительности, в котором отражаются целостные характеристики предметов и явлений. Образ восприятия изоморфен, т.е. соответствует реальному объекту. И в этом изоморфизме присутствует не только внешняя метрика объекта — его месторасположение, как это бывает в сенсорном образе, но и внутренняя метрика — его форма и видимое содержание, что и создает целостность. Из всех видов модальностей (зрение, слух, обоняние и др.) зрение стало для человека ведущей. Для животных роль ведущей модальности чаще всего выполняют слух и обоняние. Благодаря звукам или запахам животные представляют, кто к ним приближается. Собаки по запаху определяют даже намерения человека: плохие или хорошие. Ведь наши эмоции сопровождаются выбросом определенных гормонов и, значит, соответствующим запахом кожных выделений. Люди их не чувствуют (за исключением некоторых ситуаций), а собаки различают. Известно, что животные чаще бросаются на тех, кто их боится, но не потому, что любят нападать на слабых, а потому, что страх у человека нередко переходит в агрессию, и животное предпочитает нападать первым. Возможности обоняния и вкуса у человека невелики. Если обычному человеку закрыть глаза и нос и дать попробовать из одинаковых сосудов холодный кофе и красное вино, то он не отличит одно от другого (разница проявится позже), так же как не отличит яблоко от сырой картошки. С обонянием у человека все намного сложнее и проще, так как обонятельный центр в головном мозгу примыкает к подкорковым структурам памяти и эмоций. И иллюзия «дежа вю»* — того, что с нами это уже было, очень часто возникает на специфичные для каждого из нас запахи. * От франц. deja vu — уже было. В зрительном образе отражено все: форма предмета, качество его поверхности, запах, вкус и даже звучание — т. е. все качества реальности. Другой возможностью адекватного и целостного отражения мира является осязание. Слепоглухонемые познают мир с помощью осязания. И в этом им помогает не только азбука Брейля, ведь для того, чтобы читать, нужно представлять, что означает каждое слово. При этом восприятие не сводимо к простой сумме разнообразных элементарных ощущений — целое всегда больше составляющих его частей. Прошлый опыт, эмоции, личностные особенности вносят свой вклад в восприятие. Форма в восприятии относительно независима от содержания. Одну и ту же мелодию можно сыграть на разных музыкальных инструментах, пропеть в разных регистрах, т. е. звуки будут различными, высота и тембр будут меняться, но если отношение между звуками сохраняется, и мелодия инвариантна оригиналу, то мы всегда сможем ее узнать. Представление о целостности структуры образа восприятия (перцептивного образа) разработано гештальт-психологией. Какими же свойствами обладают эти перцептивные гештальты: 1. Восприятие всегда относится к конкретному предмету и конкретному моменту времени. И первое свойство восприятия — константность, которая выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия. Например: а. Если воспринимаемый предмет удалить на некоторое расстояние, то его отображение на сетчатке уменьшится, а образ сохранит прежнюю величину, и сидящие в аудитории на последних рядах не будут казаться меньше по росту тех студентов, которые сидят на первых. Мы только можем сделать вывод, что они меньше интересуются психологией. б. Форма отображения предмета на сетчатке будет меняться при каждом изменении угла зрения, но восприниматься она будет как постоянная: тарелка соседа такая же круглая, как и ваша. в. Цвет предмета сохраняет свой тон при различном внешнем освещении: снег кажется нам белым и в солнечный день, и в безлунную ночь. Роль константности образа восприятия очень велика, иначе при каждом нашем движении или изменении ощущений менялись бы и свойства предметов. В основе же возникновения константности лежит двигательный опыт. Если бы человек сам не передвигался, не ощупывал формы при разных углах зрения, то представление о постоянстве мира у него не сформировалось бы. У Чарушина есть рассказ про щенка, который, увидев вдалеке корову, показавшуюся ростом с котенка, бросился на нее с лаем. По мере приближения корова становилась больше, а лай тише. Константность возможна только тогда, когда мы воспринимаем всю совокупность условий. И условия наблюдения становятся частью воспринимаемой ситуации. Но существуют такие изображения, когда, как нам кажется, константность нарушена. Это — зрительные иллюзии. Но эти иллюзии имеют место на изображениях, а не в реальных условиях восприятия, и именно ограниченность условий наблюдения делает возможным иллюзии изображения. Например, в иллюзии «железнодорожных путей» предмет, нарисованный у сходящихся линий, кажется существенно больше того, который нарисован у далеко отставленных линий, в силу того, что в реальной жизни существует перспектива. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|