|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54530
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Задача 3
В каком случае учащиеся I класса лучше запомнят 10 карти- нок: если им дать специальное задание запомнить картинки или если специального задания не давать, но предложить раскласси- фицировать эти картинки по определенному принципу? Почему»?* Вопросы 1. Какими закономерностями памяти это объясняется? 2. Какую работу можно еще провести с учащимися после выпол- нения ими данного задания в плане формирования приемов, спо- собов умственной деятельности? Задача 4** На дом было задание выучить наизусть стихотворение. Проверяя, как дети справились с большим стихотворением, учительница вызвала девять человек и осталась ими очень до- вольна. Все девять знали стихотворение назубок. На уроке присутствовала заведующая учебной частью. После звонка учительница спросила ее: «Ну, как?» Завуч улыбнулась и ответила: «Да, действительно ребята декламировали хорошо, но это все, что я могу отметить как положительное на Вашем уроке». Учительница изумилась: «Что же еще надо? Ведь я успела многих спросить, многим поставила отметки». Вопросы 1. Как вы думаете, почему не понравился завучу урок? 2. Как вы думаете, внимательны ли были дети на данном уроке? 3. Как можно было бы организовать деятельность детей с уче- том развивающих и воспитательных задач? Задача 5*** Сияющая Роза Ю. вихрем влетает в комнату: «Бабуся, бабуся, а мне поставили «тройку» и «четверку»! Смотри, бабушка, крас- ным карандашом». * Задача заимствована из работы И. М. Палей «Задачи по общей пси- хологии» (Пермь, 1966). ** Основа текста заимствована из работы М. П. Диминой «Записки учи- тельницы» (М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.—С. 32—33). *** Текст задачи заимствован из работы Л. Л. Додон «Задания по педа- гогике» (М.: Просвещение, 1968). Ill Бабушка интересуется: «Это за что же тебе, внучка?» «Ни за что», — отвечает Роза после минутного замешательства. И востор- гаясь «щедростью» учительницы, восклицает: «Сегодня она во все тетради поставила много, много!» Самый маленький человек в классе, Славик, поддразнивает соседа Юру, показывая листочек с тройками и четверками: «У меня три отметки, а у тебя всего две!» И Юра, у которого в тет- ради стояли две пятерки, действительно почувствовал себя ущем- ленным, но, не желая уступить, отвечал: «А мне тоже поставят еще и еще». Вопросы 1 Какая психологическая особенность первоклассника проявилась в приведенных примерах? 2. Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок? 3. Какие положительные и отрицательные моменты есть в этой особенности первоклассника и как надо учитывать это в процессе преподавания в младших классах? Задача б* Учительница II класса стала замечать, что Мила К. смирилась со своими тройками. Учение мало интересовало ее. Больше увле- кала общественная деятельность—Мила была отличным санита- ром. И вот однажды в ее тетрадке под работой, которую больше чем на тройку оценить было нельзя, появилась запись: «Третья строка написана прекрасно. Лучше, чем у всех. Попробуй-ка де- лать так же всю работу». Мила хвасталась, показывала тетрадь подружкам. Радостная прибегала к бабушке, заставляла маму просиживать рядом, что- бы и другие строчки вышли такими же, как третья. Вопросы 1. Почему учение мало интересовало Милу? 2. Как вы думаете, можно ли развить у девочки интерес .к учению? 3. Как это сделать? Задача 7 Сережа часто пропускал уроки. Учительница оставалась с ним после занятий. Помогло, но интереса к учению воспитать у Се- режи не удавалось. «Знаешь, Сережа,—сказала однажды учительница,—расска- жу я тебе по секрету, что будет на следующем уроке». Сережа согласился без энтузиазма, но... На следующем уроке он, торже- ствующе поглядывал по сторонам, беспрерывно тянул руку. Он понимал объяснение не хуже других. * Тексты задач 6, 7, 8, 9, 10, 11 заимствованы из работы Л. Л. Додон «Задания по педагогике» (М.: Просвещение, 1968). 112 В тот же день он снова после уроков вопросительно посмат- ппвал на учительницу: «Расскажите, что вы будете говорить завтра!» Вопросы 1. Почему Сереже не помогали дополнительные задания после уроков и почему изменилось его поведение на уроке после того, как учительница рассказала ему о том, что будут проходить завтра? 2. Почему учительница считает, что таким образом можно раз- вить у мальчика интерес к учению? 3. Будет ли Сережа по-прежнему активным на уроке, когда учи- тельница через какое-то время перестанет рассказывать ему но- вый материал предварительно? Задача 8 На уроках в I классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя не так показала» или «Вера совсем не решила» и т. п. Другие, увидя на уроке у товарища неверное решение, гром- ко восклицают: «А у него ошибка!»—или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера про- пустил». Вопросы 1. Чем можно объяснить такие поступки первоклассников? 2. Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его дей- ствия оказали влияние на развитие личности учащихся и способ- ствовали формированию коллективистических отношений к классе? Задача 9 «Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?»—спросили у первоклассника про его соседа. «Да-а... хороший!—иронически восклицает мальчик.—Только двойки получает!» «Что это у тебя щека расцарапана?»—спрашивает бабушка у внучки-первоклассницы. «Это мне Ира сделала,—тоном жалобы начала быстро объяснять девочка.— Я взяла книгу посмотреть, а она стала у меня отнимать...» И когда на основании ее расска- за бабушка сказала, что значит Ира злая, нехорошая девочка, то совершенно неожиданно для себя получила энергичный отпор. Отстранив личную обиду, «девочка горячо воскликнула: «Нет, она хорошая, у нее всегда пятерки!» Когда маленькую Маринку спросили, есть ли у нее подруги, она ответила: «Нет, они все далеко живут!» — «Ну, а в классе, есть хорошие девочки, которых ты любишь?»—«Как же,—после- довал ответ,—у нас есть отличницы!» 8 Заказ 2268 ИЗ Вопросы 1. Какая особенность взаимоотношений первоклассников прояви- лась в приведенных примерах? 2. Какие факторы установления взаимоотношений в младшем школьном возрасте должен учитывать учитель в процессе форми- рования классного коллектива? Задача 10 Мальчик принес в класс записку, объясняющую, почему он пропустил уроки. «Ты действительно болел?»—спрашивает учи- тельница. Мальчик молчит. «А это действительно мама писала?» Мальчик молчит. «Тогда кто же это писал?» — продолжает спра- шивать учительница. «Никто!»—резко ответил мальчик. Вопросы 1. Как вы думаете, почему мальчик так ответил учительнице? 2. Как бы вы поступили на ее месте? Задача It — Знаете, моему Васильку уже шесть с половиной. Осенью в школу пойдет. Прямо не знаю, как с ним быть. Он у меня даже букв не разбирает. Наверное, пора его начинать учить. — Да что вы? Зачем? А в школе что он делать будет? Заску- чает, избалуется. Учителя некоторые даже просят: ни в коем случае ничему не учите ребенка до школы, не мешайте нам. — Вот видите,—возражает первая собеседница,—учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже маль- чик шести лет. Так он уже и читает свободно, складывать и вы- читать умеет до двадцати. Вопросы 1. Кто же прав? 2. Дайте психологическое обоснование своему ответу. Темы курсовых исследований. Литература /. Особенности эмоциональных реакций младших школьников 1. Эмоциональные особенности младших школьников. 2. Виды эмоциональных реакций младших школьников. 3. Экспериментальное изучение особенностей эмоциональных ре- акций детей: а) описание методики эксперимента; б) анализ результатов исследования. 4. Значение эмоциональных переживаний для психического раз- вития младших школьников. 5. Педагогические рекомендации. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений — М : Изд-во МГУ, 1976.—С. 41—77, 78—131. 114 Додонов Б. И. Эмоциональная направленность и корреспонди- рующие свойства личности//Вопросы психологии. — 1974.—№ 6. Голованов Л. Мимика чувств//Культура чувств/Под ред. В. Н. Толстых.—М.: Искусство, 1968. — С. 185—196. Запорожец А. В., Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе, функ- ции и структуре эмоциональных процессов у ребенка//Вопросы психологии. — 1974. — № 6. Ольшанникова А. Е., Семенов В. В., Смирнов Л. М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность//Вопросы психоло- гии. — 1976.—№ 5, Психологические проблемы нравственного воспитания детей/ Под ред. Ф. И. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон.— М.: Педагогика, 1977. Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков.—М.: АПИ РСФСР, 1961. 2. Особенности знаний нравственных категорий младших школь- ников . Структура нравственных свойств личности. 2. Нравственное развитие младшего школьника. 3. Определение уровней знаний нравственных категорий младши- ми школьниками: а) описание методики эксперимента; б) анализ полученных результатов. 4. Роль знаний в развитии нравственных убеждений у младших школьников. Курган Г. И. Специфика усвоения личностью нравственных цен- ностей и процесс воспитания//Вестник МГУ.—Серия «Филосо- фия». — 1976. — № 6. — С. 44—54. Липкина А. И. Психология ребенка и формирование нравст- венных компонентов его мировоззрения//Вопросы психологии. — 1980.—№ 1. Психологические проблемы нравственного воспитания детей/ Под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон.—М.: Педагогика, 1977. Фокина И. Э. Некоторые особенности развития моральных суждений детей//Новые исследования в психологии. — 1978. — № 2.—С. 41—45. Щербаков А. И. Психологическая структура личности и зако- номерности ее формирования//Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герце- на. — 1971.—Т. 445. Якобсон С. Г., Лавренко В. П., Федорова Т. М. Исследование некоторых механизмов усвоения детьми правил поведения//Вопро- сы психологии. — 1975. —№ 1. 3. Проявление нравственных особенностей в учебной деятель- ности и поведении младших школьников 1. Мотивы учебной деятельности и поведения учащихся. 2 Изучение нравственных проявлений младших школьников в учебной деятельности и поведении: 115 а) описание методик исследования; б) анализ результатов экспериментов и наблюдений. 3. Роль развивающихся нравственных убеждений в повышении эффективности учебной деятельности. Ананьев В. Г. Психологическая структура человека как субъ- екта//Человек и общество/Под ред. Б. Г. Ананьева, В. Я. Емелья- нова, Д. А. Керимова.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас- те.—М.: Просвещение, 1968. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей//Вопросы психологии.— 1975.—№ 1. Венгер Л. А. Особенности детерминации действий в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии.—1975.—№ 1. Кабатченко И. В. Психолого-педагогический анализ нравст- венного сознания и поведения подростков//Советская педагоги- ка. — 1976.—№ 9. Чудновский В. Э. Устойчивость личности как проблема психо- логии воспитания//Вопросы психологии.— 1974,—№ 2. Щербаков А. И. Психологическая структура личности и зако- номерности ее формирования//Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герце- на.—1971. Т. 445. Якобсон С. Г., Лавренко В. П., Федорова Т. М. Исследование некоторых механизмов усвоения детьми правил поведения//Вопро- сы психологии.— 1975.—№ 1. 4. Оценка младшими школьниками нравственных явлений 1. Социально-историческая сущность нравственных явлений. 2. Особенности понимания младшими школьниками нравственных категорий. 3. Экспериментальное исследование особенностей оценки млад- шими школьниками нравственных явлений: а) описание методов исследования; б) анализ результатов экспериментов и наблюдений. 4. Значение правильной оценки нравственных явлений в учебно- воспитательной работе. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. Богословский В. В. Понимание и оценка младшими школьни- ками действий и поступков взрослых//Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена.—1971.—Т. 445. Захарова А. В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьников//Психологические проблемы учебной деятельности школьника.—М.: Просвещение, 1977.—С. 270—273. Костикова М. Н. Психологический анализ понимания скрыто- го смысла ситуации детьми//Новые исследования в психологии. — 1973.—№ 2. Курган Г. И. Специфика усвоения личностью нравственных ценностей и процесс воспитания//Вестник МГУ. — Серия «Филосо- фия». — 1976. — № 6. — С. 44—54. 116 Липккна А. И. Психология ребенка и формирование нравст- венных компонентов его мировоззрения//Вопросы психологии. — 1980.—№ 1. Субботский Е. В. О «пристрастности» детского суждения//Воп- росы психологии. — 1978. — № 2. Якобсон С. Г., Шур В. Г. Психологические механизмы усвое- ния детьми этических норм//Психологические проблемы нравст- венного воспитания детей/Под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дуб- ровиной, С. Г. Якобсон.—М.: Педагогика, 1977.—С. 59—108. 5. Особенности нравственных проявлений младшего школьни- ка в условиях различного социального контроля 1. Особенности нравственного развития младшего школьника. 2. Изучение нравственного поведения младшего школьника: а) описание методик эксперимента; б) анализ результатов исследования. 3. Значение контроля в нравственном развитии младшего школь- ника. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|