Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46110
Автор: Аллан Джон.
Название: Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Как и Чапмен, Робертсон (1982) считает, что преподавание изобразительных искусств должно происходить в более широком диапазоне знаний и впечатлений, охватывающих прошлое, настоящее и будущее. Но в отличие от Чапмен, Робертсон делает упор на ином моменте. Она рассматривает преподавание изобразительного искусства в контексте мира, в котором царит смятение и развитие человеческой души не имеет первостепенного значения. Она полагает, что искусство должно служить средством, с помощью которого индивид может найти путь к своему центру, и поэтому преподаватели изобразительного искусства обязаны облегчить этот процесс. На ее занятиях по изобразительному искусству процесс выполняет роль пути, а не конечного продукта, поскольку она помогает детям добраться до своей сущности, чтобы найти способ значимого самовыражения.
Робертсон подбирает для изображения темы, соответствующие жизненным впечатлениям и стремлениям ее учеников. Поскольку Робертсон считает, что основу любого искусства составляет чувство, она планирует физическую деятельность детей так, чтобы они более полно прочувствовали то, что они стараются выразить. Таре, в английском шахтерском городке Робертсон вместе с пятнадцатилетними мальчиками из семей рабочих осуществила план, предусматривавший использование в классе модели шахты. Шахта была выбрана в качестве предмета изображения потому, что, как выяснилось из беседы С мальчиками, они собирались после окончания школы стать шахтерами. Перед тем как приступить к рисованию и лепке по данной теме, дети попытались смоделировать те ощущения, которые испытывает человек во время пребывания в шахте. Для этой цели ученики стали ползать по темному узкому тоннелю, который они построили в классе. Ползание по тоннелю позволило детям расширить круг впечатлений и чувств, которые были использованы ими в процессе самовыражения с помощью изобразительного искусства. Чапмен и Робертсон стремятся расширить границы преподавания изобразительного искусства и помогают детям сформировать свое отношение к искусству в контексте окружающего мира. Но, как свидетельствует приведенный пример, Робертсон идет дальше в своем стремлении помочь детям использовать внутренние ресурсы и таким образом обогатить свои произведения. Идеи Робертсон побудили нас приступить к настоящему исследованию. Метод При проведении исследования детей из начальных школ попросили отреагировать с помощью изобразительных средств на четыре архетипические темы — земля, огонь, вода и солнце. Методы предварительной беседы и направленного воображения применялись, чтобы помочь детям включиться в творческий процесс. Предложенные темы дети интерпретировали с помощью изображений на бумаге, которые затем рассматривались и обсуждались всем классом. Цели исследования. Программа исследования предусматривала углубление восприятия искусства со стороны учащегося и учителя с помощью поощрения детей к участию в творческом процессе, который позволил им выразить личное отношение к основным элементам своей жизни и жизни человечества на протяжении всей истории его существования. Чтобы помочь детям сформировать свои собственные представления, не полагаясь на стереотипы и копии изобразительного искусства, была создана обстановка доверия и безопасности, в которой любое искреннее проявление находило доброжелательный отклик. Кроме того, программа предусматривала обеспечение свободы самовыражения вместо развития навыков и умений и предоставление учителю возможности глубже проникнуть в эмоционально-психологическое состояние учащихся. Контингент и методика отбора. Для участия в настоящем исследовании был отобран контингент из 95 учащихся 4 7 классов. Они числились в трех различных начальных школах, которые в дальнейшем будут именоваться как школа А, школа Б и школа В. Выбор пал на эти школы потому, что они расположены в различных районах Ванкувера (Канада) с различными типами населения. Предполагалось, что при анализе результатов этот фактор позволит сделать ряд интересных сопоставлений. В семьях детей из школы А было по одному родителю. В семьях учеников из школы Б было по два родителя. В школе В были специальные классы, в которых учились трудные дети в возрасте от 9 до 12 лет. На работу с каждым классом отводилось различное время. Один класс работал со всеми четырьмя темами, а остальные с одной или двумя. Период непрерывной работы по каждой теме составил 80 минут (т. е. два урока по изобразительному искусству), которые позволили реализовать все стадии программы. Занятия с учениками проходили в течение двухлетнего периода. Первый год был посвящен работе с учениками из 6 7 классов и из специальных корректирующих классов. Следующий год ушел на работу с остальными двумя классами. При работе с несколькими темами занятия проводились с интервалом в одну неделю. Выбор тем. Выбор подходящих тем имел решающее значение для успешной реализации программы исследований. Темы должны были соответствовать культурной среде всех детей и вызывать появление богатых ассоциаций и образов. С. Робертсон считает, что существует ряд универсальных, архетипических тем, способных вызывать глубокие ассоциации и вдохновлять художника на создание произведений, затрагивающих глубины человеческой души. Под влиянием этих идей мы выбрали четыре темы — земля, огонь, вода и солнце, — которые всегда играли значительную роль в жизни всех народов. Предполагалось, что такой выбор будет способствовать формированию образов, поскольку все дети были знакомы с упомянутыми элементами. Материалы. Для реализации программы были использованы лишь самые необходимые принадлежности художника: бумага, цветные карандаши, мелки и пастель. Краски и кисти обеспечивали большую свободу выбора и самовыражения. Все материалы, кроме кистей, были выданы детям перед официальным началом реализации программы, чтобы не прерывать поток образов. Кисти таили в себе слишком большое искушение для детей, которые любят вертеть в руках различные предметы, и поэтому их выдали детям, когда настало время приступить к работе. Реализация Стадия 1: стимулирование путем обсуждения Реализация программы исследования началась с обсужде- ния в классе, направленного на стимулирование и сосредоточение детского воображения. Детям задали ряд вопросов: «В чем заключается творчество? Как пользоваться своим воображением? Как выглядит креативно-имагативное произведение искусства?» Задача обсуждения заключалась в том, чтобы помочь детям использовать свое воображение и сосредоточиться на своих реакциях, а не на ожиданиях своих одноклассников и учителя. При дальнейшей работе с другими темами в начале занятия было достаточно лишь напомнить о необходимости пользоваться своим воображением. После обсуждения на доске писали название темы — земля, огонь, вода или солнце. Затем детей просили рассказать всему классу об ассоциациях, возникающих в их сознании. Такие сообщения составили важную часть обсуждения, и поэтому задача учителя заключалась в выявлении максимального числа ассоциаций и образов. Стадия 2: релаксация и направленное формирование образов В конце обсуждения учитель обобщил все точки зрения. Затем детей попросили закрыть глаза, опустить голову на грудь и прислушаться к словам учителя, которые он произносил, расхаживая по классу, чтобы стимулировать релаксацию и активизировать формирование образов по выбранной теме. Слова произносились медленно, спокойным голосом. Если у некоторых детей глаза оставались открытыми, учитель говорил, что иногда бывает страшно закрыть глаза, и поэтому понадобится немного времени, чтобы успокоиться и закрыть глаза. Далее учитель говорил детям, что их никто не принуждает закрывать глаза, но если они закроют глаза, то это поможет им отключиться от всех посторонних мыслей и чувств, сосредоточиться на внутреннем и позволит образам сформироваться в их сознании. При стабилизации релаксации у большинства детей учитель применил метод направленного формирования образов по каждой теме (см. ниже). После окончания направленного формирования образов учитель перешел к следующей стадии. Стадия 3: работа над рисунками Когда в сознании детей сформировались образы, дети открыли глаза и нарисовали эти образы на листах бумаги, разложенных перед ними. Детям порекомендовали воздержаться от обсуждения своих рисунков с одноклассниками и разглядывания чужих рисунков, пока не будет закончена эта часть работы. Эта рекомендация помогла учащимся с низким уровнем мотивации и уверенности в себе избежать слишком сильного влияния мнений своих одноклассников и выразить свои собственные представления. На этой стадии учитель ходит по классу и оказывает помощь учащимся в работе. Если кто-нибудь из детей не знает, как приступить к работе, его просят еще раз закрыть глаза и поразмышлять о сказанном во время занятий направленным формированием образов до тех пор, пока какой-нибудь образ не приобретет ясные очертания. Если ребенок спрашивает, хорош ли его рисунок, учитель, в свою очередь, задает ему вопрос, удовлетворен ли он (ребенок) своим рисунком, и на этом их разговор заканчивается. Если же ребенок не удовлетворен своим рисунком, тогда учитель спрашивает его, какие изменения нужно внести в рисунок, чтобы ребенок испытал удовлетворение от своей работы. Учитель делает все возможное, чтобы учащийся сосредоточился на своих проблемах и поверил в свои силы, вместо того чтобы добиваться одобрения учителя. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|