Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19560

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности личной жизни обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора), а также выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди вторых наибольшее значение имеют такие качества, как авторитарность и эгоистичность в поведении и низкая чувствительность к кринке и оценкам со стороны социального окружения.
В первый фактор, так же как и у предыдущей группы студентов, вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: Нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность) и межличностного (авторитарность, альтруизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,82), подвижность нервных процессов (0,77), темп (0,77) и социальный темп (0,61). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, то есть структура интегральной индивидуальности у студентов со вторым типом ценностных ориентации (с ориентацией на ценности самореализации) развита и гармонична.

Таблица 6
Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов со вторым типом ценностных ориентации

Уровень интегральной индивидуальности Фактор

1 2 3 4 5
Сила процессов возбуждения 0,823063* -0,124110 0,181079 0,156664 0,008965
Сила процессов торможения 0,004102 0,198826 0,709119 - 0,026709 -0,002180
Подвижность нервных процессов 0,772719* - 0,269266 0,395841 - 0,077597 -0,076180
Эргичность 0,518082* -0,445698 0,034221 - 0,033882 -0,163162
Социальная эргичность 0,571342* - 0,096961 - 0,024985 -0,307119 0,090406
Пластичность 0,551621* - 0,078684 - 0,038202 - 0,032985 - 0,052002
Социальная пластичность 0,226994 -0,367248 -0,598164 - 0,054941 0,249970
Темп 0,775834* - 0,334049 -0,101986 -0,138373 - 0,036223
Социальный темп 0,615987* -0,333514 -0,212948 - 0,046861 -0,120193
Эмоциональность -0,556551* - 0,480269 0,290847 - 0,087978 0,138132
Социальная эмоциональность - 0,285459 -0,418944 0,311345 - 0,296306 -0,033539
Авторитарность 0,521139* - 0,202592 0,411835 0,304065 0,303182
Эгоистичность 0,434293 -0,622218* 0,129487 0,462527 0,051781
Агрессивность -0,247130 - 0,427434 - 0,348384 0,235718 0,607207
Подозрительность - 0,434736 -0,390717 0,199942 -0,078653 0,467638
Подчиняемость -0,290184 -0,460951 -0,049901 - 0,639599 -0,198221
Зависимость 0,219977 0,167701 0,282486 - 0,390955 0,324683
Дружелюбие 0,402470 0,711541* 0,013937 -0,320156 0,468009
Альтруистичность 0,551427* 0,557035* -0,301599 -0,219601 0,116538
Собственное значение фактора 4,906708 2,952920 1,811827 1,328527 1,201147
% объясняемой дисперсии 0,258248 0,155417 0,095359 0,069922 0,063218

* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).
Первый фактор составили сильные качества — сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, общительность, предметная пластичность, темп и социальный темп, авторитарность и альтруизм. Данный фактор является фактором силы, где доминируют авторитарность и альтруизм как основные черты поведения, которые не противоречат друг другу, так как авторитаризм представляет собой уверенность в себе, способность брать на себя ответственность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей, а альтруизм характеризуется стремлением заботиться о других, проявлять сострадание, сочувствовать, а также выказывать высокую ответственность по отношению к людям. Для данной группы также характерны очень высокие показатели темпа и социального темпа, что соответствует типу ценностных ориентации этой группы. Например, ценность «активная деятельная жизнь» предполагает высокий темп деятельности и общения.
Второй фактор в группе студентов с ориентацией на ценности самореализации имеет частичную насыщенность и является фактором оценки. Он представлен свойствами только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,62), дружелюбность (0,71) и альтруизм (0,55). Из всех показателей во втором факторе доминирует дружелюбность как стиль поведения — она расположена на положительном полюсе и имеет высокую факторную нагрузку. По данным факторного анализа такой стиль поведения у студентов второй группы осуществляется посредством снижения эгоистичности. Чем выше у этих студентов альтруистичность и дружелюбность, тем менее эгоистично их поведение.
Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности самореализации также обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора) и выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди которых наибольшее значение имеют авторитарность и альтруистичность в поведении. Кроме того, для данной группы студентов характерны высокие показатели темпа деятельности и общения, что в общем соответствует типу ценностных ориентации.
В результате факторизации данных в обеих группах студентов были Обнаружены как ортогональные, так и облические межфакторные связи свойств интегральной индивидуальности. Большинство связей имеет ортогональный характер (одни и те же показатели принадлежат только одному фактору). Однако были обнаружены и облические структуры связей и у студентов с ориентацией на ценности личной жизни, и у студентов с ориентацией на ценности самореализации. В первой группе в оба значимых фактора вошел показатель межличностного уровня интегральной индивидуальности — эгоистичность, а во второй — альтруистичность. Ортогональные структуры сужают и ограничивают возможности человека, а облические структуры много-многозначны и; обладают гибкостью и пластичностью приспособления к изменяющимся условиям ситуации. Таким образом, наличие облических структур в интегральной индивидуальности в студенческом возрасте подчеркивает достаточно высокую степень приспособления студентов к социальной ситуации, их адаптивность в поведении.
Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что интегральная индивидуальность студентов с разными типами ценностных ориентации отличается особенностями структуры, влияние типа ценностных ориентации на формирование структуры интегральной индивидуальности прослеживается достаточно отчетливо.
Для выяснения характера разноуровневых связей в структуре индивидуальности был проведен корреляционный анализ показателей изучаемых уровней индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации.
Корреляционный анализ данных показывает наличие различий в характере межуровневых связей, что позволяет делать выводы о влиянии типа ценностных ориентации на формирование индивидуальности в студенческом возрасте.
Результаты корреляционного анализа межуровневых связей в структуре индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации представлены в таблицах 7 и 8.

Таблица 7
Показатели корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальности студентов с первым типом ценностных ориентации

ЭР СЭр пл т ст сэ АВ эг ПО ПЧ АЛ
нв 0,69 0,44 0,69 0,43 -0,46 0,42 0,47 -0,53 0,44
нт 0,43 -0,55
пж 0,53 0,61 0,44 0,46 0,56 0,51 -0,50
ЭР 0,48
СЭр -0,41

Условные обозначения: показаны только значимые межуровневые корреляционные связи; НВ — сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила процессов нервного торможения; ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эргичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ — альтруистичность.
В целом для группы студентов с первым типом ценностных ориентации (преобладают ценности личного счастья — здоровье, любовь, семья, материально обеспеченная жизнь) характерно наличие достоверных зависимостей между всеми тремя уровнями интегральной индивидуальности (нейродинамическим, психодинамическим и социально-психологическим).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Фейдимен Дж., Фрейгер Р. АБРАХАМ МАСЛОУ И ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Пашукова Т. и др. ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьонов Г.В. Практикум по общей психологии.
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Д. Майерс Социальная психология
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Вахромов Е.Е. О смысле жизни, самоактуализации и акме.
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Леонгард К. Акцентуированные личности.
  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Дмитрий Петухов. Психодиагностический тест Круг
  • Исследование ценностных ориентаций М. Рокича
  • Главный Редактор. Зависимость детей от компьютерных игр
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью.
  • Запах страха. - Психология запахов
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Андреева Г. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь