|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25956
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Персонализация подвела человека к той черте, после которой он уже сознавал самого себя не как обезличенного представителя социальной группы, но как личность, имеющую помимо всеобщей родовой жизни жизнь внутреннюю. Другими словами, формирование личности поспособствовало развитию внутренних форм жизни -субъективности человека, в противовес «овнешненным» формам групповой, общинной жизни. Обладание субъективностью как формой существования личности сделало человека относительно независимым от интересов общества индивидуальным саморегулирующимся субъектом. Именно здесь необходимо искать первые
97 зачатки того самосознания, которое именуется самосознанием личности, потому что здесь впервые перед сознанием человека разверзлась реальность его субъективного мира. В.В.Столин, например, считает, что отсчет собственно личностным формам самосознания надо вести с момента формирования субъективного мира человека. Здесь возникает и способность сознательного противопоставления индивида своему роду, отчуждения от общины или социальной группы. Животное никогда не отбивается от своего вида и в этом смысле не противопоставляет себя ему. Однако с сознанием человеком себя как личности и как индивидуального субъекта тоже не обошлось без социального влияния. Генетически первые формы самосознания были все-таки интро-ецированными социальными оценками. В этом аспекте социальная группа «шлифовала» самосознание и идентичность личности. Как пишет Д.А.Леонтьев, «на философском уровне основное отличие человека от животных определяется тем, что человек -существо общественное, то есть взаимодействует с миром не один на один, вооруженный лишь своим индивидуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные механизмы передачи этого опыта (общение, речь, знаковые механизмы культуры). Вместе с тем на ранних этапах становления человеческого общества социальные узы были столь прочны, что человек не обладал отдельным существованием в отрыве от социальной группы. У него не было еще ни осознания себя как отдельного человека, ни механизмов регуляции его индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов социальной регуляции. Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование - но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных. Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризирует), строя на этой основе свой внутренний мир. Обладая внутренним миром, человек становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно жить постоянно в социальном окружении; он носит свою социальность в себе» [142, с. 7-8]. Таким образом, под философским углом зрения личность -это человек, который может выступать автономным носителем социального опыта и возделывать этот опыт в обществе и вне общества. С психологической точки зрения личность - это сис- 98 тема смысловой регуляции активности человека, которая производится в процессе усвоения человеком смыслового опыта культуры; это субъект общественно выработанных форм деятельно-стно-смыслового отношения к миру. Личность с ее имманентной способностью к смысловой регуляции активности есть продукт исторического развития, который продуцируется в системе общественных отношений на определенной стадии развития общества. В целях настоящего исследования важно акцентировать, что линии становления личности, субъекта и системы смысловой регуляции активности не просто переплетены, но составляют если не тождество, то органическое единство. Нечто подобное совершается и по ходу индивидуального жизненного пути личности. Здесь господствует та же ситуация с коллективным субъектом, который первоначально «заглатывает» ребенка, обучая и воспитывая его, и уже потом выпускает как самостоятельную личность и индивидуального субъекта. Онтогенез личности как субъекта, конечно, не является рекапитуляцией филогенеза. Онтогенез личности подчиняется законам социального развития высших психических функций, в системе которых личность является наиболее совершенной и поздней функцией. Эти законы были открыты Л.С.Выготским, который подчеркивал недопустимость их механической проекции на филогенез [72]. Примечательно то, что ареной для проявления этих закономерностей является совместная деятельность [30; 133; 198; 221]. Изначально ребенок втягивается в совместную с взрослым деятельность, в процессе которой зарождается и взращивается его субъективность (личностность) и субъектность. Причем носителем идеальной личностно-смысловой формы деятельности является именно взрослый, что поначалу делает только его субъектом разделенной с ребенком деятельности. Действия ребенка управляются и направляются взрослым, он же помогает манипулировать орудиями деятельности и рассекречивает для ребенка их значение и смысл. В деятельности взрослого активность ребенка занимает место действий или операций, выполняемых на уровне поставленных взрослым целей и задач. Как правило, взрослый берет на себя все функции осознанной саморегуляции деятельности - целеполагание, планирование, программирование, прогнозирование, оценивание, принятие решений и коррекцию. Но с определенного момента взрослый посвящает ребенка в курс тех смысловых отношений, которые они совместно осуществляют, как бы передает свой личностно-смысловой опыт. 99 По ходу индивидуального развития отношения в диаде «ребенок -взрослый» расширяются до масштаба отношения «ребенок - общество». Но эти отношения не просто раздвигаются в социальном пространстве-времени, они качественно трансформируются: оборачивается расстановка сил в этих отношениях - ребенок все больше и чаще перехватывает у взрослого инициативу в побуждении, направлении и смыслообразовании деятельности, в организации контура психической регуляции деятельности. В конце концов взрослый превращается для ребенка лишь в условный элемент деятельности, присутствие которого необходимо для нюансировки или подстраховки индивидуальной активности ребенка. С определенного времени ребенок и вовсе эмансипируется от взрослого и становится полноправным субъектом своей деятельности. Этот этап совпадает с окончанием формирования человека как личности - системы смысловой регуляции активности. Фигурально говоря, ребенок присваивает деятельность при помощи смысловых структур личности, потому что в этих структурах заключена идеальная форма деятельности, ее психология. В конечном итоге человек обнаруживает себя как субъект в той мере, в которой он зрел и невредим как личность. Таким образом, субъект индивидуальной деятельности по ходу онтогенеза «выковывается» в горниле совместной деятельности. Полноценный и функционально автономный субъект вырастает тогда, когда формируются структуры личностно-смысловой регуляции активности. Разумеется, абсолютизировать роль личностной смысловой регуляции в возникновении феномена субъектности не стоит, поскольку субъекта характеризует также фонд знаний, умений, навыков выполнения деятельности. Однако преуменьшать значение личностной регуляции в развитии субъекта также нецелесообразно, ведь субъектом деятельности является личность, а не биологический или социальный индивид. Собственно личность при этом развивается по законам формирования высших психических функций в определенную историческую эпоху в конкретной социальной среде. Используя парафраз известной психологической «максимы», можно утверждать: индивидом рождаются, а субъектом становятся по мере становления личностью. Наиболее ярко субъектность проявляется в том, что личность может встать в практическое отношение к своей деятельности. «Субъектом можно назвать того, кто способен «вступить в особые отношения» с самим собой, обратиться к самому себе» [129, с. 17]. Необходимость в таком отношении возникает 100 тогда, когда деятельность не «справляется» со своей основной функцией - реализацией смысловой необходимости личности. Смысловая необходимость - это психический образ тех желательных преобразований действительности, модель которых запрограммирована в смысловых структурах личности. В настоящее время исследователи сходятся во мнении, что в смысловых структурах личности запечатляется не наличное, а желаемое и должное состояние действительности [46; 144; 157]. Смысловая необходимость проистекает из реальных жизненных отношений личности, которые объективно требуют своего поддержания, улучшения, упорядочивания. С психологической точки зрения смысловая необходимость может сопоставляться с личностными притязаниями, поскольку личность действительно притязает на определенные успехи в преобразовании действительности, претендует на определенный уровень удовлетворения своих потребностей. Как считает К.А.Абульханова-Славская, «в своих притязаниях личность выдвигает требования не только к ожидаемому успеху, но и к самой себе - уровню, качеству, способу своей активности при осуществлении деятельности» [8, с. 228]. Смысловые структуры личности включают в обобщенном виде совокупность притязаний личности: ее требования к окружающей действительности, своей деятельности и самой себе. Деятельность является как бы «орудием» смысловой необходимости личности: орудуя в мире посредством деятельности, личность наводит желаемые преобразования. Смысл жизни - это также смысловая необходимость, которая содержит образ желаемого жизненного пути. Личность должна «вылепить» этот жизненный путь из «сырого материала» собственной жизни в процессе жизнедеятельности. Деятельность также относится к смысловой необходимости и к идеальной модели действительности, как жизнедеятельность - к смысложизненной необходимости и к образу желаемого жизненного пути. Когда смысловая необходимость не претворяется в действительность, личность как субъект может заняться перестройкой и переналадкой своей деятельности - усовершенствовать, ликвидировать неполадки, изменить и натренировать операциональный состав. Подобные действия, направленные на саму деятельность, ее видоизменение и модернизацию, принято определять как «субъектные действия» [129]. Вообще субъект деятельности -это человек, осмысленно и осознанно конструирующий и реконструирующий собственную деятельность в опоре на ее внутренний 101 образ, идеальную форму жизненных отношений. Конструирование деятельности и проявляется в субъектных действиях, одним из вариантов которых является «опробование цели действием» (А.Н.Леонтьев), а также «опробование новых действий» (В.В.Давыдов). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|