|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379433
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Джон Уотсон
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему с разными людьми ведете себя по-разному? Вероятно, вы попадали в ситуации, когда все время хотелось шутить и все вокруг казалось смешным. А в других ситуациях вы проявляли себя исключительно как серьезный человек. Иногда вы бываете застенчивы и не уверены в себе, а иногда откровенны и дружелюбны. Почему ваше поведение все время меняется? Многие психологи считают, что это — результаты научения. Когда на вечеринке все весело смеются над вашими забавными историями и шутками, то вы, конечно же, не прочь продолжать в том же духе. Однако если вы попытаетесь так же шутить, например, во время урока в школе, учитель вряд ли оценит это положительно. Он одобряет только серьезные и трезвые ответы. Возможно, вам приходилось бывать в обществе людей, которых вы считали гораздо умнее себя. Наверное, вы чувствовали себя при них немного неловко, боялись «сморозить» какую-нибудь глупость и выглядеть при этом круглым дураком. Тогда вы казались застенчивым и нерешительным человеком. Но в обществе близких друзей, которые к вам прекрасно относятся, подобные страхи и опасения у вас не возникают. И вы спокойно говорите все, что придет в голову. Научение постоянно влияет на ваше поведение. Научение, как правило, ассоциируется у людей с занятиями в школе. На самом же деле процесс научения происходит всегда и везде. Почти все, что вы делаете, вас чему-нибудь учит. Когда вы едите ложечкой мороженое, выбираете себе удочку, вяжете платок, играете в покер или веселитесь на рок-концерте, вы все равно учитесь. В этой главе вы подробнее познакомитесь с процессом научения и выясните, как он связан с повседневной деятельностью. Вы поймете некоторые причины изменений своего поведения и научитесь влиять как на него, так и на поведение других людей. В главе будут описаны две основные формы научения — классическое обусловливание и инструментальное, или оперантное, обусловливание — и приведены примеры их применения в самых разнообразных ситуациях. Кроме того, вы подумаете над этическими проблемами, возникающими при использовании обусловливания. ЧТО ТАКОЕ НАУЧЕНИЕ? Поскольку почти все, что мы делаем, включает в себя научение, то возникает вопрос: как различить, какие действия совершаются в результате научения, а какие — без научения? Мы каким-то образом научились почти всему, что делаем, за исключением нескольких основных рефлексов и некоторых случайных поступков. Научение — это внутренний процесс. Он невидим и неосязаем. Более того, он не поддается точной количественной оценке. Обычно психологи оценивают результаты научения по изменениям в поведении. Если у человека проявляются те или иные относительно стойкие модели поведения, считается, что произошло научение. Предположим, что в прошлом году некий мальчик впервые начал учиться плавать. Он бестолково колотил по воде руками и ногами и почти тонул. В этом году, встретив мальчика на пляже, вы видите, что он может проплыть хорошим кролем уже метров шесть. Вполне справедливо в этом случае будет предположить, что мальчик научился плавать. Хоть вы и не видели самого процесса научения, у вас есть все основания полагать, что он имел место, поскольку это проявляется в действиях мальчика. Вероятно, он упражнялся все то время, что вы его не видели, и во время этих занятий и упражнений и произошло научение. И теперь мальчик может плыть. Его новый навык является устойчивым, или постоянным. Теперь представьте себе, что вы пришли в кегельбан с женщиной, которая до сих пор никогда не играла в кегли и считает, что у нее нет спортивных талантов. Вам с трудом удается вложить в ее руку шар. Вдруг она случайно роняет шар, тот катится по желобу и попадает в цель. Было ли это попадание результатом научения? Ведь ясно, что она пока еще мало чему научилась в этом виде спорта — разве что вытаскивать пальцы из дырочек в шаре. Необходимы более стойкие изменения в ее поведении, чтобы сделать вывод о том, что научение произошло. Если бы она могла попасть в цель несколько раз подряд, тогда можно было бы заключить, что она научилась играть в кегли. Случайное первое попадание не дает достаточных оснований для вынесения суждений о научении. Для того чтобы определить, происходило или нет научение, необходимо выявить два главных показателя: 1) относительно стойкие изменения в поведении; 2) какие-либо занятия или упражнения, в результате которых возникли эти изменения. Научение может происходить в процессе простого наблюдения за другими людьми или чтения, а также в результате тренировки. В рассмотренном выше примере женщина попробовала играть в кегли, но весьма сомнительно, чтобы только одна эта попытка привела к стойким изменениям в ее поведении. Научение: изменения в поведении, возникшие в процессе жизнедеятельности или в результате тренировки. Научение далеко не обязательно является положительным явлением. Ведь люди научаются также воровству, жульничеству, мошенничеству и лжи, неряшливости и варварскому отношению к природе. И в каждом из этих случаев выполняются оба необходимых условия научения. Воспроизведение действия как критерий научения Результатом научения, как правило, является обретение устойчивых моделей поведения. Но на поведение человека влияет и множество всевозможных других факторов. Например, вы очень основательно подготовились к экзаменам, но можете сдать экзамен плохо из-за бессонной ночи, болезненного состояния или просто плохого настроения. А что, если во время экзамена на вас нападет икота или же ваш сосед будет непрерывно чихать? В подобных случаях низкая оценка совсем не обязательно означает, что вы ничему не научились. Конечно же, воспроизведение действия не может не являться критерием научения, поскольку сам по себе процесс учебы еще не является однозначным свидетельством научения чему-либо. Но при этом всегда важно помнить, что на поведение влияют также такие факторы, как мотивации, отвлекающие моменты и состояние здоровья. Упражнение 3.1 Автомеханик средних лет по вечерам посещает бухгалтерские курсы и собирается поменять профессию. Хотя он всегда считался хорошим механиком, в последнее время он стал очень рассеянным на работе. Он все время обдумывает и планирует иную карьеру. Давая наставления новому рабочему, он порой даже не может вспомнить названия самых простых деталей мотора. Попробуйте объяснить, почему все это совсем не свидетельствует о его некомпетентности в области ремонта автомобилей. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ Психологи, занимающиеся изучением поведения, вынуждены сводить оценку результатов научения к оценке изменения поведения, поскольку именно изменение поведения поддается наблюдению и измерению. Психологи-бихевиористы выделяют два механизма изменения поведения, считая, что почти всякое научение происходит с помощью обусловливания — классического или оперантного (инструментального). Сначала мы рассмотрим классическое обусловливание,* то есть использование в целях научения ассоциаций и взаимосвязей между явлениями. Главную роль в классическом обусловливании играют рефлексы и эмоциональные реакции. * Это обусловливание называется классическим лишь потому, что было описано намного ранее операн-тного обусловливания. Вообще «обусловливание» означает выработку условного рефлекса. Впервые его описал великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Он заметил, что у собаки выделяется слюна не только тогда, когда сторож приносит ей еду, но и когда она просто слышит звук его шагов. Действие такого условного рефлекса можно наблюдать и на самом обыкновенном примере. Некоторые ученики, услышав звонок, начинают собирать свои школьные принадлежности, хотя учитель не всегда заканчивает урок со звонком. Это пример классического обусловливания. У школьников выработался условный рефлекс на звонок. (Прим. науч. ред.) «Рефлексы... поразительные!» Рис. 3.1. Возможно, это все же несколько преувеличенный пример обычного коленного рефлекса. Рефлексы Существует много типов реакций, которые возникают в ответ на определенные раздражители у всех людей без исключения. Например, когда вам предлагают кусочек маринованного огурца, у вас начинает выделяться слюна. Аналогичным образом, если бы эта книга внезапно обожгла вам пальцы, вы отдернули бы руку. Такие реакции, возникающие у всех людей и не требующие предварительного научения, называются рефлексами. Вам, вероятно, известны некоторые самые простые рефлексы. Если вы ударите какого-нибудь человека по центру коленной чашечки, возникнет коленный рефлекс (осторожней, вас могут пнуть!). А если во время прогулки по морскому берегу вам в глаза попадет песок, поднятый порывом ветра, у вас рефлекторно задергаются веки. Вдохнув щепотку перца, вы начнете чихать. Если вам пощекотать пятки, вы подожмете пальцы ног и т. д. В медицинских учебниках описано множество подобных рефлексов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|