Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.

Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67251

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ситуация как структурная единица педагогического общения

Что является структурной единицей педагогического общения? Какие существуют ситуации педагогического общения? Может ли психолог разработать действенные практические рекомендации учителям по решению педагогической ситуации и по предупреждению возникновения деструктивных конфликтов?
Рассмотрение педагогического общения можно провести через анализ ситуации, поскольку в качестве причины того или иного поведенческого акта выступает, как правило, не отдельное событие, а система событий или ситуация. При этом ситуация познается с учетом свойств и особенностей действующего и его деятельности. Дело в том, что ситуация, в которой осуществляется поведение, не сохраняется в неизменном виде. Напротив, она изменяется под влиянием поведения, благодаря чему возникают новые воздействия на субъект.
Педагогическая ситуация определяется целью, задачами, этапами урока, его содержанием, характером взаимодействия субъектов учебно-педагогической совместной деятельности.
Возникая в условиях учебно-воспитательной деятельности, каждая ситуация характеризуется следующими особенностями: 1) своей предысторией и перспективой развития. Ситуация является продуктом, возникающим в процессе взаимодействия учителя и ученика; 2) соотношением с контекстом работы данного учителя, учеников. Объясняется ситуация климатом, сложившимся в коллективе, стилем взаимоотношений учителя и учащихся.
Ситуация представляет собой определенный фрагмент практической деятельности преподавателей, некоторое реальное наблюдаемое явление или событие, совокупность обстоятельств, положение дел во всем богатстве их конкретности. В большинстве имеющихся определений под ситуацией понимается сочетание значимых компонентов системы в определенный момент ее функционирования и развития. К числу таких компонентов можно отнести способ взаимодействия участников ситуации, предметную область и условия общения, т.е. те базовые характеристики общения, которые выделены Н.П. Ерастовым [4]. Если немного модифицировать предложенные им теоретические представления, то можно с помощью рис. 1 составить следующее схематическое описание психологической структуры ситуации:



Рис. 1. Психологическая структура ситуации педагогического общения

В целом понятие «ситуация» имеет множество характеристик: это фрагмент бытия, в состав которого входит человек; система событий, являющихся причиной того или иного поведенческого акта, и др. Таким образом, ситуация - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.
Выделяя понятие «система», можно говорить о психологическом механизме порождения ситуации, действующем как единое целое. Например, социальная система, в том числе и педагогическая, проявляется во множестве ситуаций, по которым распознаются принципы ее действия. Педагогическая ситуация может быть рассмотрена как разновидность социальных ситуаций. Термин «педагогическая ситуация» указывает на предметную деятельность, в рамках которой анализируется ситуация. В учебно-воспитательном процессе она выступает и инструментом его организации, и средством диагностики эффективности взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Исходя из общего определения ситуации, педагогическую ситуацию можно понимать как совокупность условий ее протекания, предметной области ее содержания, средств общения, мотивов и целей субъектов педагогической деятельности.
В отличие от очень широких определений педагогической ситуации как ситуации обучения и воспитания учащихся теоретическую и практическую ценность имеют определения, в которых раскрывается конкретное содержание данного типа ситуаций, например такие, которые можно использовать в целях накопления и обогащения позитивного, социально полезного опыта учащихся. В учебно-воспитательном процессе они либо возникают сами, либо преднамеренно создаются педагогом («метод взрыва» А.С. Макаренко, «методика перелома отношений» А.Ю. Гордина), или такие, которые имеют признаки открытости, информационной неструктурированности, изменчивости, многомерности, сложности и динамичности происходящего и свидетельствует о том, что ситуации в педагогическом процессе - чрезвычайно сложное образование. К отмеченным признакам следует отнести еще один, который говорит о том, что «ситуация лишь тогда становится педагогической (приобретает педагогическую функцию), если она связана с формированием, развитием, воспитанием ученика». Интересна воспитательная ситуация как взаимодействие педагога и учащихся, в ходе которого поведение одних обусловливает определенные действия других. Учитель реализует педагогические функции в конкретных условиях учебно-воспитательной работы. Совокупность этих условий, сложившихся в данный момент, и образует педагогическую ситуацию, в которой проявляются отношения, характерные для взаимодействия учителя и учащихся, к целям обучения, воспитания и развития. В целом же соотношение рассмотренных разновидностей ситуаций можно представить следующим образом (см. рис. 2).





Рис. 2. Классификация ситуаций

Ход мыслительной деятельности учителя направлен, в частности, на поиск причин затруднений в его работе и способов их устранения. Таким образом, педагогическая ситуация -сложная по объективным параметрам (динамичность, полифункциональность, неожиданность и т.д.) - становится для педагога проблемной либо непроблемной по субъективному основанию. Учитель, вырабатывающий решение, действует не непосредственно на базе объективных характеристик ситуации, а на основе восприятия и понимания всей сложной педагогической ситуации.
Педагогическая проблемная ситуация - это психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности. Основными параметрами такого типа ситуации являются необъективность, неопределенность, острота. Проблемная ситуация оказывается для педагога острой в силу, во-первых, неожиданности ее возникновения; во-вторых, переживания значимости происходящего события; в-третьих, необходимости быстрого и правильного ее решения; в-четвертых, отсутствия алгоритма оптимального действия; в-пятых, затруднений в получении обратной связи.
Суть педагогической проблемной ситуации - переструктурирование объективной педагогической ситуации в проблемную (субъективную). Любая педагогическая проблемная ситуация может быть разрешена, если сделать ее более определенной, снять с нее высокую степень неопределенности; если выработано педагогическое решение о способе адекватного устранения установленного противоречия. В связи с этим необходимо прежде всего получение достаточной информации о содержании возникшего затруднения. Для того чтобы у учителя возникла проблемная ситуация, ему нужно установить, обнажить противоречия. Поиск средств «снятия» противоречия приводит в движение прежние знания педагога, активизирует его профессиональное мышление. Побуждает к деятельности лишь осознанное противоречие, заостряемое учебной средой, поведением, вопросами и репликами учеников. Анализ педагогической проблемной ситуации предшествует формулированию учителем педагогической задачи, которую требуется решить, чтобы снять возникшее противоречие. Схематично данный процесс можно представить с помощью рис. 3.



Объективная реальность

Рис. 3. Соотношение сложной педагогической ситуации и педагогической проблемной ситуации

Знание психологической природы проблемной ситуации позволяет определить причины ее возникновения, место и роль ее в осуществлении профессиональной педагогической деятельности. В работах по исследованию практического мышления учителя отмечено, что возникновение проблемной ситуации обусловлено опытом субъекта, спецификой его восприятия, мышления, понимания, особенностями личностного отношения к происходящему и т.п. На основании такого подхода становится ясно, что для педагога не всякая задача выступает как проблема, определяющая направление процесса мышления. Да и само существование задачи в педагогической деятельности специфично.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бехтерев В. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Липецкий М.Л. Внушение и мы.
  • Внушение, суггестия; Suggestion; Suggestion
  • Интересные факты о гипнозе
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Рамиль Гарифуллин. Тезисы о постмодернистской психологии. Постмодернизм в кинематографе - Р. Гарифуллин
  • Эксперимент у Бернгейма
  • Естественнонаучные истоки возникновения психоанализа
  • Киселева Ольга Михайловна. «Как хорошо уметь читать…»
  • Стояновский Д. Н.- Лечебный гипноз и его виды. Комбинированные методы лечения
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Как действует приворот
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Орехова Злата. Как паучок Тимошка папу искал. Сказка.
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Чадаева И. В. Шрамы воспитания
  • Притча «Сказка о нотах»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Романенко Надежда Ивановна. Сказка как Кенгуреныш стал самостоятельным.
  • Макаренко Эдуард. Скрытые мотивы в психологической игре.
  • Голубева Валентина Петровна. Легенда о сотворении Богом воспитательницы
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Как влюбить в себя женщину
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Редактор. Заповеди мудрого родителя
  • Белкина Елена. Консультация для родителей 'Обучение дошкольника правилам семейного этикета'
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Тип; Туре
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Приворот на женщину
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Притча «Мама»
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • А.Ю. Панасюк. Гипноз и гипнотическое воздействие
  • Как сделать отворот от мужа?
  • Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Медведкова Евгения Васильевна. Как научить ребенка читать.
  • Магия приворота в домашних условиях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь