Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268295

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, вносится рационализация, усовершенствование в процесс деятельности, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции, разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображений. Но главное — огромный, напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде. «Талант — это терпение», «Талант — это склонность к бесконечному труду»,— говорили они. Л. Н. Толстой называл труд писателя «страшной работой».
Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадий обучения профессии. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности — труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной, организацией — ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени — как хочет, когда хочет и сколько хочет.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности — игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника — учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд — основная деятельность, но вечерами он может учиться' (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).
Учение школьника. Учение — это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности. Учебная деятельность школьника осуществляется под руководством учителя. Школьник активно усваивает знания, активно приобретает умения и навыки. Усвоение знаний — это проявление активной мыслительной работы учащегося. Усвоение Материала требует непременного умения анализировать его, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, находить сходное и различное. Усвоение знаний связано с применением знаний на практике. Знания учащегося только тогда считаются усвоенными, когда он умеет применять их на практике.
Содержание учебной деятельности определяется учебными планами и программами, разработанными для каждого года обучения с учетом возрастных особенностей психики школьника и его физических возможностей. Учебный процесс в советской школе строятся по определенным принципам.
Учение школьника, во-первых, развивающее. В результате ученик не только приобретает знания и умения, но у него развевается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется кругозор, формируется наблюдательность, совершенствуются память и внимание.
Во-вторых, учение носит воспитывающий характер: в процессе учения формируется личность, складываются такие ценные черты, как целеустремленность, настойчивость, чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи. Правильно организованный процесс учения способствует формированию убеждений, научного, коммунистического мировоззрения.
Обучение всегда должно сливаться с воспитанием в единый процесс формирования личности ребенка. Учебный процесс немыслим без единства обучения, развития и воспитания личности.
Что касается особенностей учебной деятельности (равно как и других видов деятельности) на разных возрастных этапах, то речь об этом будет идти ниже — в разделе возрастной психологии.
Трудовая деятельность школьника. Приходя в школу, дети обычно уже имеют некоторые навыки в простейших формах трудовой деятельности (самообслуживание, выполнение посильных трудовых поручений взрослых и т. д.). В школе эти навыки развиваются и совершенствуются. Кроме того, в школе осуществляется и специальное трудовое обучение. Трудовое обучение в начальных классах школы — первая ступень политехнического обучения детей. В процессе трудового обучения школьник осваивает все основные компоненты трудовой деятельности — приучается ясно осознавать цель, планировать свою работу, тщательно выполнять ее и объективно оценивать полученные результаты.
Трудовое обучение в школе психологически готовит ребенка к труду: он осознает значение труда в жизни человека, познает радость труда, у него воспитывается желание и умение трудиться, любовь и уважение к труженикам города и деревни. Трудовые навыки, приобретенные школьником на уроках труда, должны стать основой для формирования у него более сложных трудовых умений.
Трудовые процессы на первой стадии овладения ими требуют от ребенка напряжения сил, сосредоточенности. Большая сосредоточенность всегда вызывает у детей младшего школьного возраста много лишних и ненужных усилий, создает повышенную напряженность не только мышц рабочего органа, но и мышц, не принимающих участия в трудовой операции. Так, при действии рукой у ребенка замечается напряжение, а часто и движение мышц груди, спины, ног, следовательно, в напряженном рабочем состоянии находится много мышц, а это вызывает общую утомляемость. Постепенно, по мере формирования трудовых навыков, излишнее напряжение снимается, а трудовые движения становятся ловкими, целесообразными.
Большое значение имеет формирование у школьников общественной мотивации их труда. Когда ребенок трудится в коллективе и для коллектива, он постепенно осознает общественное значение своего труда, начинает ценить такой труд и в связи с этим общественные мотивы трудовой деятельности приобретают для него все большее значение. Важно также, чтобы труд школьника был хорошо организован и спланирован. Учитель показывает школьнику, как лучше организовать труд, привести в порядок рабочее место, как спланировать работу, с чего ее начинать, как контролировать правильность трудовых процессов. Хорошо и четко организованный труд вызывает у детей чувство удовольствия, удовлетворения, развивает у них такие качества личности, как организованность, внимательность, наблюдательность, сообразительность.
Поступательное движение нашего общества и государства к коммунизму определяет постоянное повышение требований к уровню учебно-воспитательной работы школы, и в частности. к постановке в школе трудового обучения и воспитания. Совершенствование системы народного образования и профессиональной подготовки, как отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду КПСС, особенно необходимо в наше время: «Это особенно важно сейчас, в условиях научно-технической революции. Она придает иной, чем прежде, характер труду, а стало быть, и подготовке человека к труду. Мы много делаем в этом отношении. Но то, что сделано и делается, еще не решает всех задач в этой области» .
В связи с этим в декабре 1977 г. Центральный Комитет КПСС в Совет Министров СССР приняли постановление «O дальнейшем совершенствования обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». В постановлении отмечается, что наряду со значительными успехами советской общеобразовательной школы в ее деятельности имеются и недостатки, основным из которых является не отвечающая Возросшим требованиям жизни нынешняя постановка трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Часть выпускников школ вступает в жизнь без должной трудовой подготовки, не имеет достаточного представления об основных массовых профессиях, что затрудняет их переход после окончания школы в народное хозяйство, особенно в сферу материального производства. В постановлении указаны меры направленные на преодоление указанных недостатков, на коренное улучшение трудового воспитания школьников, подготовки их к общественно полезному, производительному труду. Постановление предусматривает, что выпускники средних школ за время пребывания в школе должны овладеть на только глубокими знаниями основ наук, но и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией. Эти цеди должны содействовать межшкольные учебно-производственные комбинаты, сеть которых будет развертываться, школьные мастерские, ученические производственные бригады, летние лагеря труда и отдыха, станции юных техников, юных натуралистов. Должна быть организована на этой основе аффективная профессиональная ориентация школьников, которая давала бы молодым людям возможность правильно выбрать профессию в соответствии со склонностями, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Языкова Ольга Юрьевна. Социализация личности ребенка через трудовую деятельность
  • Раиса Кочкина. «Портфолио группы как эффективное средство взаимодействия с родителями и детьми»
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Кыткина Марина Николаевна. «Роль родителей в развитии игровой деятельности детей»
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы.
  • Макарова Елена Васильевна. Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по приобщению ребенка к книжной культуре
  • Духовская Татьяна Петровна. Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • С.В. Загребаева, М.Я. Попова. Проектная деятельность с детьми второй младшей группы «Мои любимые игрушки»
  • Золотухина Светлана Ивановна. Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе.
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Егорова Татьяна Хакимовна. «Событийный подход к организации и осуществлению значимых мероприятий в жизни отдельной личности и дошкольного коллектива»
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Педагогический совет «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Галина Петрова. Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетентности дошкольников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Толстикова Ксения Викторовна. «Общественно-полезный труд с детьми старшего дошкольного возраста»
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А.. ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
  • Мокеева Светлана Сергеевна. Программа дополнительного образования для детей старшей группы 'Почемучка'
  • Комарова Светлана Александровна. Статья на тему: Концертная деятельность хореографического коллектива как фактор повышения мотивации к обучению
  • Еремеева Ольга Ивановна. «Формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста»
  • Крохина Оксана Александровна. Познавательный проект «Путешествие в мир часов».
  • Тарасевич Дарья Геннадьевна, Скрипко Ольга Александровна. Средства и методы формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста
  • Память на лица. Сколько лиц мы знаем?
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Овчинникова Анна Сергеевна. Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Формирование художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность (лепка)
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь