|
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172839
Автор: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Название: Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «Самоактуализированный индивидуум... объединил частности в общее, поднялся на уровень наджитейской целостности... Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно и эгоистичен, и альтруистичен... Долг не отменяет для него удовольствия, работа не мешает игре — напротив, обязанность становится удовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельно исполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье... Психическая жизнь этих людей целостная и единая, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивные процессы существуют в неразрывном... единстве с их влечениями и эмоциями». Совершенно очевидно, что речь здесь идет о сущностной целостности, о целостности человека с сущностной формой жизни.
«Поведение самоактуализированного человека высоконравственно. Это люди с твердыми моральными устоями... как правило, причины их поступков кроются в самой деятельности и в переживаниях, связанных с этой деятельностью. Они умеют получать удовольствие от самого процесса, умеют чувствовать самоценность деятельности». Здесь отмечена связь сущностных сторон жизни с духовно-нравственными ценностями. «Самоактуализированные люди обладают удивительной способностью радоваться жизни. Они не перестают удивляться, поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и разнообразными проявлениями жизни... Для такого человека закат солнца, пусть даже он видит его в сотый раз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел его впервые... Даже повседневность становится для него источником радости». Радость бытия — производное эмоциональное состояние от сущностных мотивационных отношений (предметных чувств), в которых человек становится самим собой и в согласии с миром. В сущностной форме жизни, представляющей собой единую целостную сущностную связь с миром, радость бытия проявляется наиболее часто. «Самоактуализированным людям чужда всякая поза... они терпеть не могут позеров. Ханжество, лицемерие, неискренность, фальшь, притворство, желание произвести впечатление — все эти качества совершенно не свойственны им. Они не хотят казаться лучше, чем они есть...» Человек с сущностным жизненным миром самодостаточен, он не нуждается во внешних эффектах. Его общая сущностная мотивация делает эгоистические мотивы не только незначимыми, но и противоречащими его сути. «...У самоактуализированного человека... необходимость выбора не вызывает амбивалентного отношения, сомнений или колебаний; в чем бы ни состоял выбор, он делает его легко и свободно. Стоит лишь раз окунуться в атмосферу... приятия жизни, испить любви к ней во всех ее проявлениях и тут же очень многие из ныне существующих проблем покажутся вам несущественными, неважными. Неверно было бы заявить, что они находят свое решение, скорее они отступают, уходят в небытие в тот момент, когда человек понимает, что это надуманные проблемы... То, что среднестатистический индивидуум воспринимает как мучительный конфликт, то, что обрекает его на муки ценностного выбора — для самоактуализированного человека даже не вопрос». Здесь очень четко выражена незначимость сложности внутреннего мира, характерная для сущностной формы жизни. Внутренний аспект жизненного мира становится как бы простым. «Каждого из этих людей можно назвать индивидуалистом, но каждый из них в то же время является глубоко социальной личностью, личностью, идентифицирующей себя со всем человечеством... Эти люди сумели приблизиться и к своей человеческой, общевидовой природе и к своей уникальной, индивидуальной природе». «Самоактуализированного человека отличает глубочайшее чувство идентификации с человечеством, симпатия и любовь к людям... Можно сказать, что самоактуализированный человек ощущает себя членом большой семьи, воспринимает людей как своих братьев... Он остро чувствует свою принадлежность к человеческому роду, свое родство с миром». В «как бы простом» и «как бы легком» жизненном мире сущностное единение с миром включает в себя идентификацию со всеми людьми Земли. Ее хорошо выразил в «Планете людей» А. де Сент-Экзюпери. Как и всякая идентификация, она не растворяет индивидуальность, а, наоборот, раскрывает и развивает ее. Таким образом, высший, собственно человеческий, по А. Маслоу, уровень мотивации соответствует сущностному жизненному миру. В то же время как принятая Маслоу последовательность предшествующих ступеней мотивации, так и положенная в ее основу концепция удовлетворения не могут быть приняты полностью. Согласно Маслоу, мотивы, связанные с духовно-нравственными ценностями и отличающиеся неэгоистической направленностью, могут появиться лишь в самой верхней части иерархической пирамиды, при условии удовлетворения потребностей всех нижележащих ступеней. На практике же сущностные мотивы в той или иной степени проявляются почти у всех людей, но при доминировании несущностных побуждений они не определяют общее содержание жизни. В связи с этим представляется невозможным дать ту или иную иерархическую структуру мотивации, которая была бы применима для всех людей. Иерархия мотивов человека определяется типом его жизненного мира, и лишь динамика развития последнего может привести к принципиальным мотивационным перестройкам. Соответственно рассмотренным в § 3 настоящей главы типам жизненного мира можно выделить 4 различных вида направленности личности, для каждого из которых характерна своя иерархическая структура уровней мотивации: а — гедонистическая направленность личности б — эгоистическая направленность личности в — духовно-нравственная направленность личности г — сущностная направленность личности Рис. 1.10. Направленность личности и доминирующие мотивы 1. Гедонистическая направленность личности, отвечающая простому и легкому или простому и трудному жизненному миру. Мотивационная сфера неиерархизирована: в ее основе лишь потребности, связанные с гедонистической установкой (рис. 1.10 а). 2. Эгоистическая направленность личности, соответствующая сложному и трудному жизненному миру (рис. 1.10 б). Доминирует тот или иной эгоистический мотив: карьера, престиж, слава, власть, материальные блага и т.п. 3. Духовно-нравственная направленность личности, отвечающая сложному и «как бы легкому» жизненному миру (рис. 1.10 в). Доминирует тот или иной сущностный мотив. 4. Сущностная направленность личности, соответствующая «как бы простому» и «как бы легкому» (сущностному) жизненному миру (рис. 1.10 г). Доминирует генерализованный мотив сущностного единения с миром. Конкретные варианты мотивации для различных видов направленности личности и определяемые ими линии онтогенеза представлены в табл. 1.3. Таблица 1.3 Типы жизненного мира, направленность личности и основные линии онтогенеза Тип жизненного мира Централь-ный жизнен-ный принцип Направ- ность лично-сти Наличие согласия с миром Доминиру-ющий мотив, определяющий ведущую дея-тельность Структура ведущей деятельности Мотивы, определяющие нарушение согласия с миром* Вид согла-сия с миром Факто-ры, нару- шающиесогласие с миром 1 2 3 4 5 6 8 9 Простой и легкий (атавистический) Принцип удо-вольст- вия Гедонистическая Материально-телесное (певич- ное) — Мотив получения удовольствий и развлечении Деятельность не имеет места в связи с непосредственной обеспеченностью паразитического существования — Простой и трудный (атавистический) Принцип реально-сти как отложен-ный принцип удовольс-твия Гедонистическая Трудность достижения удовольствий и развле-чений Мотив получения удовольствий и развлечений 1 . Действия, направленные на обеспечение паразитического существования, в том числе криминальные 2. Трудовые профессиональ-ные действия с целью получе-ния заработка Мотив получения удовольствия и развлечений (в условиях трудности внешнего мира) Сложный и трудный Принцип реальности Эгоистическая — Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|