|
Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 32181
Автор: Талайко С.В.
Название: Психология личности. Курс лекций. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке К продуктивным проявлениям личности как субъекта деятельности также относятся те преобразования, те "личностные вклады" (В.А. Петровский), которые личность своими действиями вносит в смысловую сферу других людей и культуру. Продуктом первых проявлений личности как субъекта деятельности является прежде всего преобразование себя, а второго - преобразование других.
К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности относятся характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или мотивы деятельности. Мотивы задают стратегию жизни личности, а характер - тактику поведения личности, действующей ради достижения своих мотивов. Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности. При анализе развития индивидуальности личности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях (например, стресс, фрустрация, конфликт, кризис), и изменения ее психологического возраста в ходе жизненного пути. При решении вопроса о движущих силах развития происходит переход от рассмотрения личности как объекта общественного развития к изучению мотивации развития и различных проявлений активности личности. Принцип стремления к равновесию как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности роднит между собой различные направления, к которым относятся ортодоксальный и современный психоанализ, необихевиоризм и когнитивная психология (А. Адлер, К. Левин, Л. Фестингер). Лишь другим лицом принципа стремления к равновесию, а не его антиподом, является принцип стремления к напряжению как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в теориях, так или иначе связанных с персонологическим подходом к личности (А. Маслоу, Г. Олпорт). В советской психологии учение о движущих силах развития личности строится на следующих положениях: 1) о роли борьбы противоположностей как движущей силы развития личности (Л.И. Анцыферова, Б.В. Зейгарник); 2) о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Введение Д.Н. Узнадзе представления о функциональной тенденции как источнике саморазвития может служить теоретической основой для конкретных разработок проблемы движущих сил развития личности ребенка, проведенных Л.И. Божович и М.И. Лисиной. Психологический возраст личности. Представления о специфике "психологического возраста", идущие от Л.С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б.Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что "психологический возраст" и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности. Наряду с поиском конкретно-исторических характеристик зрелости личности появляются исследования, в которых ставится вопрос о собственно психологических критериях зрелости личности. П.Я. Гальперин отмечает, что личностью может считаться лишь общественно ответственный субъект, т. е. в качестве критерия зрелости выделяется ответственность личности за свои поступки. В процессе жизненного пути развитие ответственности формируется в направлении от "объективной ответственности" к "субъективной ответственности". Б.С. Братусь считает, что одним из критериев зрелости личности является искусство разводить идеальные и реальные цели или осуществление личностью свободного личностного выбора. Три грани социализации личности. В основе преобразования социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности лежит механизм интериоризации - экстериоризации, функционирующей в процессе совместной деятельности. В понятии "интериоризация" необходимо выделить три различные грани. Первая грань - это "индивидуализация". Раскрытие этой грани позволило Л.С. Выготскому отразить основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности. Например, процесс превращения внешней социальной речи, речи-для-других", во внутреннюю речь - "речь-для-себя". Вторая грань понятия "интериоризация", отражающая переход от "МЫ" к "Я", лучше всего передается посредством термина "интимизация". При изучении этой грани разрабатываются проблемы самосознания личности (И.С. Кон, В.В. Столин и др.). Для иллюстрации этого аспекта интериоризации можно привести пример С.Л. Рубинштейна, который в простом факте названия двухлетними детьми себя в третьем лице (Петя, ваня, т. е. так, как зовут их другие люди), затем лишь в первом лице ("Я") видит начало осознания детьми своего "Я". Третья, наиболее изученная, грань понятия "интериоризация" - это интериоризация как производство внутреннего плана сознания (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина). А.Г. Асмолов приводит пример на основе изменений во внешней речи при переходе ее во внутреннюю. Во внутренней речи человек на осознаваемом и неосознаваемом уровне знает мотивы собеседника, так как в качестве собеседника выступает сам, его "Я". Отсюда и предельная индивидуализированность внутренней речи. Во внутренней речи нет необходимости договаривать слова до конца, так как известно по самому намерению, что должно быть произнесено. Б.Г. Ананьев. "Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет" (Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - С. 104 -105). Генетическая психология личности - одно из примечательных явлений современного исследования так называемой социализации личности, становления ее отношений, установок и свойств в ходе общественного воспитания и обучения, в зависимости от смены общественных ролей и общностей. По мнению Б.Г. Ананьева можно вычленить три основных генетических подхода к человеческому развитию. Первым из них является онтогенетика человека, исследующая метрические и топологические свойства времени индивидуальной жизни человеческого организма, процесс ее становления в определенной последовательности смены состояний или фаз развития (возрастов). Вторым, более поздним по времени и лишь оформляющимся в наше времени является генетический подход к эволюции личности как общественного индивида. Этот подход можно условно обозначить как генетическую персоналистику, представляющую собой теорию и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях. Биографический метод является одним из исторических в исследовании, применяемый в области психологии личности. Третий генетический подход ориентирован на изучение истории развития деятельности той или иной конкретной личности, продуктов этой деятельности, то есть созидаемых личностью материальных и духовных ценностей. Б.Г. Ананьев попытался определить критерии зрелости человека. Зрелость человека как индивида - соматическая и половая - определяется по биологическим критериям. Однако если у всех животных физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма - его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Ананьев определяет умственную, гражданскую трудовую зрелость. Наступление зрелости человека как индивида ("физическая" зрелость), личности ("гражданская"), субъекта познания ("умственная" зрелость) и труда ("трудоспособность") во времени не совпадает и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. Гетерохронность различных форм индивидуального развития человека (онтогенетической, личностно-биографической, субъектно-практической) является одним из показателей внутренней противоречивости этого развития и его полифакторной обусловленности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|