Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 190537

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

С физиологической точки зрения, возможность изменения у наших испытуемых рецепторной функции кожной поверхности может быть, по-видимому, удовлетворительно понята, если принять во внимание, что по общему правилу эффект раздражения не только определяется свойством данного воздействия, но зависит также от состояния самой рецепцирующей системы. Таким образом, мы можем, принципиально говоря, привлечь для объяснения наблюдаемых изменений факт влияния на рецепторные аппараты кожи центробежной акцессорной иннервации (Орбели).
Второе положение, которое, как нам кажется, должно быть принято во внимание,—это положение об изменяемости «уровня» процессов, идущих от периферии. Гипотетически мы можем представить себе дело так, что процесс, возникающий на периферии под влиянием воздействия видимых лучей, прежде ограниченный функцией специально трофического действия, образно говоря, возвышается, т. е. получает свое представительство в коре, что и выражается в возникновении ощущений. Иначе говоря, возможно гипотетически мыслить происходящее изменение по аналогии с процессом, приводящим к возникновению ощущений, идущих от интероцепторов, обычно ощущений не дающих.
Последний вопрос в этой связи — это вопрос об участии кожных рецепторов. Хотя гистологическое исследование открывает в коже целый ряд концевых аппаратов, среди которых выделяются тактильные, тепловые, холодовые и болевые рецепторы, однако это их разделение является в известном смысле условным, так как их функции отнюдь не являются взаимонезависимыми. Таким образом, могут быть допущены следующие три возможности: или что наблюдаемая чувствительность вообще не связана с каким-либо специализированным кожным рецептором, или, наоборот, что она связана с восстановлением утраченной в ходе развития функции одного из гистологически описанных кожных аппаратов, который прежде был специализирован именно в этом отношении; с другой стороны, можно предположить, что фоточувствительность кожи связана с неспецифическим участием целой группы рецепторов. Так, например, представляется вероятным, что локализация возникающих ощущений зависит от тактильных рецепторов (прижимание руки к вырезу стола).
Впрочем, повторяем, все эти замечания являются совершенно предварительными и имеют своей задачей лишь показать принципиальную возможность раскрытия физиологической стороны исследуемого процесса.
Наконец, две большие взаимосвязанные проблемы, вставшие перед нами с самого начала, остались почти вовсе не затронутыми в проведенных исследованиях. Одна из этих проблем — проблема чувствительности и условного рефлекса, другая — проблема той специфической ситуации, которая составляет необходимые условия возникновения ощущения.
Первоначальный подход к обоим этим проблемам и составляет задачу дальнейших — третьего и четвертого — исследований чувствительности.


6

Все наши опыты были внешне построены по схеме опытов с условными двигательными рефлексами. Мы стремились получить у испытуемого оборонительную двигательную реакцию, нормально вызываемую действием электрического удара в ответ на ранее индифферентный агент. Самые условия получения этой реакции совпадали — опять-таки со своей внешней стороны — с условиями образования условного рефлекса: то же предшествование во времени действия индифферентного агента действию безусловного раздражителя, та же повторяемость сочетаний.
Но в этих опытах было и нечто отличное от классических опытов с образованием условного рефлекса. Это отличие, заключалось в особом характере индифферентного агента.
«Условным раздражителем, — говорит И. П. Павлов, — может сделаться всякий агент природы, для которого только имеется рецепторный аппарат у данного организма...» «Здесь предел определяется совершенством, тонкостью рецепторных аппаратов» . Но как возможно судить о работе самих этих аппаратов? «Всякое колебание окружающей животное среды,— читаем мы далее,— влечет за собой если не специальные, врожденные или приобретенные реакции, то вообще ориентировочную реакцию, исследовательский рефлекс. Он, этот рефлекс, прежде всего и может служить для констатирования того, в какой степени нервная система данного животного может отличать одно от другого» .
Задача нашей работы требовала, наоборот, чтобы в результате опытов оборонительная реакция испытуемого вызывалась агентом, который до того был не способен вызывать ни специального ни ориентировочного рефлекса. Можно ли было при этих условиях ожидать, что оборонительный условный рефлекс все же возникнет? Мы этого не ждали, хотя и начали свое исследование именно с такой попытки. Напомним, что соответствующие эксперименты дали, как это было и у других исследователей, отрицательные результаты.
Смысл наших опытов заключался не в этом. Само собой разумелось, что задача получить условный рефлекс могла стоять при созданных нами условиях только как вторая, последующая задача. Прежде же нужно было превратить раздражитель, который обычно не вызывает никакой ориентировки, в раздражитель «отличаемый», т. е. могущий вызвать ориентировочный рефлекс (мы можем также сказать: превратить обычно не ощущаемое воздействие в воздействие ощущаемое).
Со своей внешней стороны условия проведенных опытов могут казаться совмещающими в себе условия обеих этих задач, которые соответственно могут выглядеть как выражающие содержание двух сторон принципиально единого процесса. С этой точки зрения то изменение, которое было нами введено в эксперимент, может казаться малосущественным; тем не менее, как показывают полученные нами фактические данные, именно это изменение условий оказалось решающим.
Мы вынуждены отложить анализ этих специальных условий опытов до обсуждения итогов последнего — четвертого — исследования. Поэтому сейчас, ограничившись констатацией их фактической роли, мы должны будем перейти к рассмотрению самого изучаемого нами процесса.
Происходит ли действительно в наших опытах образование условного рефлекса? Является ли тот предварительный процесс, который отвечает первой задаче, качественно отличным от процесса, отвечающего второй задаче?
Проведенные нами исследования специально не преследовали цели дифференцировать между собой процесс возникновения чувствительности и процесс образования условнореф-лекторных связей. Для решения этой задачи их методика оказалась недостаточно пригодной. Нужно было поставить новые опыты, введя в них специальный методический прием.
Основной недостаток с этой точки зрения нашей прежней методики состоял в том, что реакция испытуемого одинаково могла быть как простым, чисто рефлекторным ответом на данный раздражитель, так и произвольным, т. е. очень сложно обусловленным процессом. Даже отмечавшееся нами в некоторых, относительно редких, случаях достаточно ясное изменение характера реакции, происходившее в самом конце серии опытов («Я снял руку непроизвольно», «Даже не заметил, как снял»), не могло служить основанием для скольконибудь определенных выводов. Необходимо было разделить оба эти процесса и таким образом снять создавшуюся методикой наших экспериментов альтернативу.
Это можно было сделать только одним, единственно возможным способом: введя в эксперимент вторую, легко регистрируемую реакцию, которая оставалась бы для испытуемого совершенно непроизвольной и неподконтрольной. Мы разрешили эту задачу, воспользовавшись результатами исследований так называемых сенсорных условных рефлексов, возможность образования которых, как и главнейшие их закономерности, были почти одновременно показаны А. И. Богословским, А. О. Долиным и Г. X. Кекчеевым . Работами этих авторов было установлено, что чувствительность органов чувств человека может изменяться под влиянием образующихся так называемых интерсенсорных условных связей. Для образования такой связи нужно несколько раз сочетать тот или иной агент, индифферентный для исследуемой сенсорной функции, с раздражителем, непосредственно изменяющим эту функцию, т е. нужно создать такие же условия, как и для образования двигательного или секреторного условного рефлекса.
Более подробное изучение условных сенсорных рефлексов показало, что законы их образования ничем существенно не отличаются от законов образования обычных условных рефлексов. Таким образом, условные сенсорные рефлексы могут с полным основанием рассматриваться как процессы, совершенно адекватно представляющие условнорефлекторную деятельность коры вообще. Вместе с тем огромное с известной точки зрения приемущество метода условных сенсорных рефлексов по сравнению с двигательными рефлексами состоит в том, что при исследовании на человеке изменение функции органа чувств представляет собой процесс, независимый, как правило, от прямого влияния со стороны высших процессов. Очевидно также и его преимущество по сравнению с методом секреторных рефлексов, изучение которых у человека, несмотря на изобретение всевозможных капсул и проч., чрезвычайно осложнено.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Лысых Ольга Михайловна. Формирование познавательных процессов ребенка с РАС через сенсорные представления.
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Веселые шарики»
  • Елена Гордовская. Презентация 'Основные виды деятельности'
  • Шляпина С.С., Болдина Е.А.. Развиваемся, играя!
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Блинова Светлана Анатольевна. «Сказка как средство развития словесного творчества»
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Закирова Розалия Ильсуровна. Роль игры в развитии ребенка
  • Бордюгова Наталья Львовна. «Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Решедько Татьяна Николаевна. Организация детской проектной деятельности в ДОУ.
  • Алла Ушкова. Значение игр с использованием элементов ТРИЗ для развития математических способностей дошкольников
  • Борисова Татьяна Николаевна. Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр
  • Рязанцева Надежда Рубиновна. Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования»
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Любовь Кошелкина. Сенсорно-моторное полотно в коррекционной группе
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Гусарова Марина Сергеевна. Особенности игры современных дошкольников
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Спиридонова Наталья. Развивающие игрушки своими руками.
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь