Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 13116
Автор: Шторк Й.
Название: Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Клинический исход этого кризиса повторного сближения определяется:
1) процессом развития в направлении либидинозной константности объекта; 2) количеством и качеством последующих отклонений (стрессогенных травм); 3) возможными шоковыми травмами; 4) степенью страха кастрации; 5) судьбой эдипова комплекса; 6) кризисом развития в подростковом возрасте (Mahler 1975, 108). 22 В приводимом здесь описании восторженного состояния мы опираемся прежде всего на рассуждения Грунбергера (Grimberger 1971, 15—42), которые также излагаются в статье Р. и Ж. Баранд в этом томе В утробе матери зародыш существует в условиях, которые во многом напоминают фантазии о таком состоянии, возникающие в дальнейшей жизни. Он живет в полном гомеостазе, без потребностей, поскольку последние удовлетворяются постоянно и автоматически. Все дается ему бесплатно и безотказно, все принадлежит ему. Тем самым ему не ведомы ни желания, ни удовлетворение. Ему чужды какие-либо реальные отношения, ибо он находится в космосе, за полненном исключительно его бытием. Эти условия существования зародыша со ответствуют нарциссическому миру переживаний, суть которого характеризует состояние восторженности. Оно оставляет глубокий след, который в дальнейшем должен быть вое создан в реальности,— рай, страну грез К нарциссическому ядру относится сознание собственного личного мира, являющегося жизненно необходимым для индивида. Речь идет не о чем ином, как о скрытой убежденности в том, что, несмотря на все ошибки и недостатки, тебя должны любить самого по себе, а не за какие-либо заслуги. Здесь же коренится и стремление к личной автономии постоянно присутствующее у индивида, равно как и притязание на магическое всемогущество, которое всегда готово заявить о себе как только это потребуется. В нарциссическом ядре скрывается и вера в бессмертие, которая существует в каждом из нас независимо от религии и без которой - вопреки рациональной действительности - наша психическая жизнь была бы немыслима. Фрейд писал: "В бессознательном каждый из нас убежден в своем бессмертии" (X, 341) и "В этой системе (имеется в виду бессознательное) нет отрицания, нет сомнения, нет степеней безопасности" (X, 285). Описанные Фрейдом специфические свойства (X, 285 - 288) и притягательная сила бессознательного (VIII, 250-251) в целом имеют большое сходство с особенностями нарциссического мира переживаний, и нельзя не заметить, что в сущности они являются атрибутами Бога: "Человек создал Бога по своему пренатальному образу" (Grunberger 1971, 38). 23 Одна из крайних форм объектных отношений характеризуется тем, что внешний мир никогда не может быть по-настоящему принят; желанной целью остается исключительно жизнь в фантазии и наряду с ней поиск тотального абсолюта, корни которого скрываются в прошлом, в мире представлений о матери. 24 При другой форме объектных отношений невозможно вынести иррациональные и воображаемые аспекты жизни. Нельзя представить даже парциальное или латентное отклонение от мира реальности. Рационализм и активность гипертрофированы. Главной задачей становится приспособление человека к объективным потребностям и конкретизированной действительности; культура и искусства предстают пустой болтовней, а все бессознательные побуждения и стремление вернуться к истокам, идентифицироваться с матерью переживаются как опасные и подлежат массивному отрицанию. Единственной моделью для идентификации оказывается отец. Тем самым ставится под вопрос сосуществование имаго матери и отца - предпосылки нормального процесса развития. 25 Не подлежит сомнению, что агрессивные чувства и побуждения, будь то сознательные или бессознательные, в свою очередь вызывают сознательные или бессознательные чувства вины, проявляющиеся Е виде угрызений совести, "злого" внутреннего образа себя или ауто-агрессивного поведения. Кроме того, любое стремление к новому, реализация всех возможностей самораскрытия, стремление к большей свободе и автономии в своем индивидуальном выражении представляют собой нарциссические желания, противостоящие регрессивным стремлениям и потребностям в зависимости. Таким образом, они оказываются обращенными против матери и вызывают чувство вины. Как уже отмечалось (см. также Stork, 1974, 270-279), эта агрессия первоначально обращается против матери, против зависимости от нее и апеллирует к отцу, который, кроме того, помогает справляться с чувством вины. 26 Эти рассуждения опираются в основном на работы Грунбергера. Последние в свою очередь основаны на теории Фрейда и воззрениях как английской, так и парижской школы, представители которой делают акцент в исследованиях раннего детского развития не на процессах созревания и восприятия, а на динамике бессознательного, соблюдая тем самым верность основным открытиям Фрейда. Главная цель состоит не в том, чтобы описать ребенка в реальности (то есть различные доступные наблюдению факты, относящиеся к развитию), а проработать бессознательные и сознательные фантазии ребенка, способные дать информацию о детерминирующем процессе. В основе использования психоаналитического метода лежит идея о том, что все наблюдаемое является более или менее поддающимися интерпретации знаками, разгадать которые невозможно без учета скрытых за ними фантазий. Этот подход позволил подтвердить универсальность бессознательных фантазий, о которых впервые заговорила Мелани Кляйн, и сформулировать гипотезу, что бессознательные фантазии существуют также и без какого-либо опыта восприятия. Эти фантазии объясняются бессознательными диспозициями (Diatkine et al. 1972, 365) - первичными фантазиями о внутриутробной жизни, первичной сцене, кастрации. В качестве самого раннего переживания Грунбергер выделяет состояние безмятежной гармонии. Однако, по его представлениям, это состояние с самого начала подвержено внешним и внутренним нарушениям. Это означает, что у нарциссизма нет отдельной от конфликтов влечений или параллельной им линии развития - с начальной своей фазы он в качестве автономного фактора вступает в специфические диалектические отношения с компонентами влечений. Согласно Грунбергеру (Grunberger 1971, 12), это диалектическое взаимодействие является фундаментом психического развития ребенка. 27 Наиболее известные авторы: Ж. Лакан (Lacan 1932, 1959), А. Грин (Green 1957), Ж. Лапланш (Laplanche 1961), Ж.Мендель (Mendel 1969a, 1969b), Б. Грунбергер (Grunberger 1971), Ж. Биграс (Bigras 1971), С. Лебовичи (Lebovici et al. 1970) и др. 28 В связи с этим Д. Айке (Eicke 1972) описывал агрессивное влечение как собственно стремление к независимости. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|