Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 13194

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Клинический исход этого кризиса повторного сближения определяется:
1) процессом развития в направлении либидинозной константности объекта;
2) количеством и качеством последующих отклонений (стрессогенных травм);
3) возможными шоковыми травмами;
4) степенью страха кастрации;
5) судьбой эдипова комплекса;
6) кризисом развития в подростковом возрасте (Mahler 1975, 108).
22 В приводимом здесь описании восторженного состояния мы опираемся прежде всего на рассуждения Грунбергера (Grimberger 1971, 15—42), которые также излагаются в статье Р. и Ж. Баранд в этом томе В утробе матери зародыш существует в условиях, которые во многом напоминают фантазии о таком состоянии, возникающие в дальнейшей жизни. Он живет в полном гомеостазе, без потребностей, поскольку последние удовлетворяются постоянно и автоматически. Все дается ему бесплатно и безотказно, все принадлежит ему. Тем самым ему не ведомы ни желания, ни удовлетворение. Ему чужды какие-либо реальные отношения, ибо он находится в космосе, за полненном исключительно его бытием.
Эти условия существования зародыша со ответствуют нарциссическому миру переживаний, суть которого характеризует состояние восторженности. Оно оставляет глубокий след, который в дальнейшем должен быть вое создан в реальности,— рай, страну грез К нарциссическому ядру относится сознание собственного личного мира, являющегося жизненно необходимым для индивида. Речь идет не о чем ином, как о скрытой убежденности в том, что, несмотря на все ошибки и недостатки, тебя должны любить самого по себе, а не за какие-либо заслуги. Здесь же коренится и стремление к личной автономии постоянно присутствующее у индивида, равно как и притязание на магическое всемогущество, которое всегда готово заявить о себе как только это потребуется.
В нарциссическом ядре скрывается и вера в бессмертие, которая существует в каждом из нас независимо от религии и без которой - вопреки рациональной действительности - наша психическая жизнь была бы немыслима. Фрейд писал: "В бессознательном каждый из нас убежден в своем бессмертии" (X, 341) и "В этой системе (имеется в виду бессознательное) нет отрицания, нет сомнения, нет степеней безопасности" (X, 285). Описанные Фрейдом специфические свойства (X, 285 - 288) и притягательная сила бессознательного (VIII, 250-251) в целом имеют большое сходство с особенностями нарциссического мира переживаний, и нельзя не заметить, что в сущности они являются атрибутами Бога: "Человек создал Бога по своему пренатальному образу" (Grunberger 1971, 38).
23 Одна из крайних форм объектных отношений характеризуется тем, что внешний мир никогда не может быть по-настоящему принят; желанной целью остается исключительно жизнь в фантазии и наряду с ней поиск тотального абсолюта, корни которого скрываются в прошлом, в мире представлений о матери.
24 При другой форме объектных отношений невозможно вынести иррациональные и воображаемые аспекты жизни. Нельзя представить даже парциальное или латентное отклонение от мира реальности. Рационализм и активность гипертрофированы. Главной задачей становится приспособление человека к объективным потребностям и конкретизированной действительности; культура и искусства предстают пустой болтовней, а все бессознательные побуждения и стремление вернуться к истокам, идентифицироваться с матерью переживаются как опасные и подлежат массивному отрицанию. Единственной моделью для идентификации оказывается отец. Тем самым ставится под вопрос сосуществование имаго матери и отца - предпосылки нормального процесса развития.
25 Не подлежит сомнению, что агрессивные чувства и побуждения, будь то сознательные или бессознательные, в свою очередь вызывают сознательные или бессознательные чувства вины, проявляющиеся Е виде угрызений совести, "злого" внутреннего образа себя или ауто-агрессивного поведения. Кроме того, любое стремление к новому, реализация всех возможностей самораскрытия, стремление к большей свободе и автономии в своем индивидуальном выражении представляют собой нарциссические желания, противостоящие регрессивным стремлениям и потребностям в зависимости. Таким образом, они оказываются обращенными против матери и вызывают чувство вины. Как уже отмечалось (см. также Stork, 1974, 270-279), эта агрессия первоначально обращается против матери, против зависимости от нее и апеллирует к отцу, который, кроме того, помогает справляться с чувством вины.
26 Эти рассуждения опираются в основном на работы Грунбергера. Последние в свою очередь основаны на теории Фрейда и воззрениях как английской, так и парижской школы, представители которой делают акцент в исследованиях раннего детского развития не на процессах созревания и восприятия, а на динамике бессознательного, соблюдая тем самым верность основным открытиям Фрейда. Главная цель состоит не в том, чтобы описать ребенка в реальности (то есть различные доступные наблюдению факты, относящиеся к развитию), а проработать бессознательные и сознательные фантазии ребенка, способные дать информацию о детерминирующем процессе. В основе использования психоаналитического метода лежит идея о том, что все наблюдаемое является более или менее поддающимися интерпретации знаками, разгадать которые невозможно без учета скрытых за ними фантазий. Этот подход позволил подтвердить универсальность бессознательных фантазий, о которых впервые заговорила Мелани Кляйн, и сформулировать гипотезу, что бессознательные фантазии существуют также и без какого-либо опыта восприятия. Эти фантазии объясняются бессознательными диспозициями (Diatkine et al. 1972, 365) - первичными фантазиями о внутриутробной жизни, первичной сцене, кастрации.
В качестве самого раннего переживания Грунбергер выделяет состояние безмятежной гармонии. Однако, по его представлениям, это состояние с самого начала подвержено внешним и внутренним нарушениям. Это означает, что у нарциссизма нет отдельной от конфликтов влечений или параллельной им линии развития - с начальной своей фазы он в качестве автономного фактора вступает в специфические диалектические отношения с компонентами влечений. Согласно Грунбергеру (Grunberger 1971, 12), это диалектическое взаимодействие является фундаментом психического развития ребенка.
27 Наиболее известные авторы: Ж. Лакан (Lacan 1932, 1959), А. Грин (Green 1957), Ж. Лапланш (Laplanche 1961), Ж.Мендель (Mendel 1969a, 1969b), Б. Грунбергер (Grunberger 1971), Ж. Биграс (Bigras 1971), С. Лебовичи (Lebovici et al. 1970) и др.
28 В связи с этим Д. Айке (Eicke 1972) описывал агрессивное влечение как собственно стремление к независимости.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Влечение частичное
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Влечение сексуальное
  • Влечения к жизни
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Влечения к самосохранению
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Влечения Я
  • Влечение к агрессии
  • Либидо
  • Влечение к разрушению
  • Оно; id
  • Давление (влечений); pressure
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Эрос
  • Аффект
  • Влечение
  • Юнг Карл Густав. Отношения между Эго и бессознательным.
  • Шерток Л., Р. де Соссюр - Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда.
  • Источник влечения; source of the instinct
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Догенитальный; pregenital
  • Агрессивность
  • Амбивалентность
  • Объектное отношение; object-relationship или object-relatio
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Влечения к смерти
  • Бессознательное
  • Генитальная (любовь); genital love
  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Омельчанко Е.В. Проблема эгоизма в работах З.Фрейда
  • Ид; id
  • Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие.
  • Примыкание; anaclisis
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Отношение Фрейда с Пьером Жане
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Старовойтов В.В. Шандор Ференци – герой и жертва глубинного психоанализа
  • Действие специфическое; specific action
  • Вытеснение; repression
  • Принцип реальности; principle of reality
  • Активность—пассивность
  • Классическая (аналитическая) теория; classical (analytical) theory
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь