|
Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71767
Автор: Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л.
Название: Клиническая психиатрия. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Патология мышления, речи и интеллекта
Мышление — способность человека абстрагироваться от конкретного, образного и оперировать абстрактными (образными или словесными) категориями, отражающими ранее воспринятую реальную действительность. Источником и основой мышления являются ощущения, восприятия, представления и вытекающие из этого запасы памяти, которые в виде образов или словесных символов предметов окружающей действительности служат составными элементами мыслительных операций. С помощью мышления человек выходит за пределы чувственного познания и приобретает способность прогнозировать свою деятельность. Мышление имеет общественно-исторический характер, непосредственно связано с речью и существует в материальной словесной форме. И. М. Сеченов (1947) мышление считал руководителем действий, так как только с осознанием цели и смысла действие становится целесообразным и целенаправленным. Однако источником человеческих действий являются осознанные потребности. Основные элементы (логические формы) мышления — это понятия, суждения и умозаключения (индуктивные и дедуктивные). В процессе мышления осуществляются анализ, синтез и обобщение познаваемого материала, а также создаются соответствующие гипотезы своего поведения и действий, правильность которых проверяется в практической деятельности. Выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретно-образное), словесно-логическое, творческое (эвристическое) мышление и интуицию. В творческих видах деятельности большое значение имеет воображение — способность к образному представлению конечного результата и созданию программы своих действий в решении проблемных ситуаций. Мышление осуществляется по законам формальной логики — тождества, исключенного третьего, достаточных оснований. Мысль является сложнейшим обобщенным отражением действительности, направляющимся определенными мотивами, и совершается в слове (Л. С. Выгодский, 1934). Как отмечал А. Р. Лурия (1975), мотив вызывает возникновение замысла (мысли), который дальше превращается во внутреннюю речь (с определенным содержанием, но свернутую и грамматически аморфную) и во внешнюю речь с присущей ей грамматической структурой. Замысел, мысль, внутренняя и внешняя (экспрессивная) речь, отражая субъективные мотивы, вытекающие из отношений с реальной действительностью, имеют сложные внутренние механизмы. Эти механизмы выполняют кодирование замыслов в словесные смысловые символы и декодирование чужой речи с ее пониманием и образованием соответствующих собственных смыслов, мыслей. В реализации мыслительной и речевой деятельности принимают участие наиболее сложные функциональные системы головного мозга. Соответственно нарушения в этих системах и механизмах мыслеобразования и реализации мысли во внутренней речи составляют основу разнообразных расстройств мышления. В детском возрасте мышление развивается от наглядно-действенного через наглядно-образное к абстрактно-логическому. Особенности условий воспитания, семейный тип мышления и различные болезни, несомненно, оказывают существенное влияние на формирование мышления ребенка. Перенесенные заболевания и другие неблагоприятные факторы, в том числе социально-психологические, могут привести к дисгармонии и задержке умственного развития. Изредка у детей наблюдается ранняя взрослость типа мышления, возникновению чего часто способствуют жизненные обстоятельства. На особенности мышления накладывает отпечаток и профессиональная подготовка. В пожилом и старческом возрасте отмечаются замедление живости мыслительных процессов, их инертность, застреваемость на несущественных деталях, снижение творческих возможностей Индивидуальная характеристика мышления, то есть качество ума, включает широту и глубину, самостоятельность, критичность и гибкость, последовательность и быстроту мыслительных операций. Качество мышления в совокупности с качеством памяти в основном определяют уровень интеллекта, то есть способность приобретения и творческого использования знаний и жизненного опыта. Нарушения мышления разнообразны и сложны. Поскольку «мысль совершается в речи», основным методом определения состояния мышления и его нарушений является оценка речевой продукции (внешней и письменной речи), а также адекватности выполнения различных заданий, поступков и поведения человека в определенных ситуациях. Классификация нарушений мышления 1. Нарушения смыслового содержания и образования понятий (псевдопонятия, «уплотнение» понятий и неологизмы). 2. Нарушения по темпу течения ассоциаций: а) ускорение мышления вплоть до скачки идей; б) замедление мышления, вплоть до его останов ки; в) застревание мыслей с их повторяемостью (итерация, вербигера- 59 58 ция, идеаторная стереотипия); г) деавтоматизация течения мыслей с непроизвольными наплывами, с чувством навязчивости, насильственности и отчуждения. 3. Нарушения мышления по связности ассоциации: а) патологическая обстоятельность (детализация); б) резонерство; в) паралогичность;г) разорванность; д) бессвязность. 4. Нарушения мышления по адекватности содержания ассоциаций реальности; а) навязчивые идеи; 6) сверхценные идеи; в) параноические и паранойяльные идеи; г) бредовые (первичные и вторичные) и пара- френные идеи. 5. Виды бреда по содержанию: а) переоценки собственной личности (величия, богатства, физического могущества и силы, любовный бред); б) самоуничижения, самообвинения и греховности; в) отношения, пре следования, инсценировки, физического и психического воздействия (гипнотического, телепатического, колдовства); г) морального и материального ущерба; д) ревности; е) ипохондрические и дисморфоманическне; ж) метаморфозы и интерметаморфозы. 6. Виды бреда по происхождению: бред первичный и вторичный, кататимный, голотимпый (эмоциогепный), катестетический (висцерогенный), индуцированный и др. 7. Виды бреда по стадии развития: бредовое настроение, бредовое восприятие, бредовое толкование, кристаллизация бреда резидуальный бред. Б. В. Зейгарник (19G2) на основании экспериментально психологических исследований выделила три вида нарушений мышления: 1) нарушение процесса обобщения (снижение уровня и искаженна процесса обобщения); 2) логического хода мышления («скачка» идей, «вязкость» мышления, непоследовательность суждений, «откликаемость» Я «соскальзывание») и 3) целенаправленности мышления (нарушение регулирующей функции мышления, критичности, «разноплановость» и «разорванность» мышления). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|