Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Под редакцией Копытина А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 49365
Автор: Под редакцией Копытина А.И.
Название: Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Арт-терапевт следующим образом проинтерпретировала созданную в конце этой сессии мандалу (рис. 17): «Данная мандала отражает состояние напряжения и растерянности. Здесь проявляется негативное отношение клиентки к своей груди, которая у женщин часто становится объектом отреагирования отрицательных переживаний. В этой мандале грудь — это темно-зеленая фигура (темно-зеленый — цвет лесной ведьмы); возможно, она связана с отрицательными воспоминаниями клиентки о материнской груди. Верхний элемент — это другая грудь, нарисованная черным цветом. Она являет собой противоположность груди кормящей, что еще больше усиливает впечатление о негативном отношении клиентки к этой части своего тела. Это позволяет задуматься о том, что некоторые женщины испытывают потребность в том, чтобы пройти операцию на молочных железах. Возможно, клиентка интроецировала образ «плохой» груди, что заставляет ее ненавидеть свою собственную грудь и свою женственность. Двойственное отношение к мужчинам проявляется в черной раскраске правой части мандалы. Черный квадрат внизу ассоциируется с разрушением и указывает на нежелание клиентки принять женскую роль, которая воспринимается ею как ворота смерти. Ее мать, независимо от того, живая она или мертвая, до сих пор присутствует рядом с
- 83 - ней в виде спутника, вращающегося вокруг мандалы. Она также присутствует внутри мандалы. Клиентка сдерживает сильные чувства. Положительным признаком являются красные линии в центре мандалы; это указывает на то, что она активно пытается преодолеть препятствия на пути проявления этих чувств. Ей действительно необходимо занять более активную позицию. Ее жизнь всецело находится в ее собственных руках, и она имеет достаточно сил, чтобы решить свои проблемы. Однако она должна сама начать процесс изменений и не пытаться вернуться в прежнее состояние. Хуже всего, если она попытается адаптироваться к внешним обстоятельствам. Все, кто ее окружает, хотят, чтобы она к ним адаптировалась, однако клиентка чувствует, что исцеление возможно лишь если она будет опираться на активную, мужскую часть своей личности». В ходе 18-й НВМ-сессии — одной из завершающих — Черил находилась в радостном настроении. Эта сессия была посвящена подведению итогов предыдущих сессий. В частности, мы говорили о том, что ей следует быть верной самой себе, открыто выражать свои чувства, а не пытаться удовлетворить потребности и ожидания других. Она неохотно говорила о скором завершении психотерапии, очевидно не желая обращаться к решению наиболее острых для себя проблем. Она говорила о том, что в ней до сих пор имеется много «темных пятен», однако, по ее словам, они стали доступнее для осознания. Арт-терапевт дала следующую интерпретацию созданной в конце этой сессии мандалы (рис. 18): «Эта мандала является примером «оквадрачивания круга» и указывает на то, что изменения осуществимы (квадрат) и связаны с выбором из огромного количества различных возможностей (круг). Они требуют от клиентки большой смелости; альтернативой являлись бы мечты об изменениях и жизнь в мире фантазий. Я полагаю, что черные змеи сомнений были добавлены в последний момент. Когда клиентка пытается предпринять активные действия во имя изменений, эти змеи пытаются ее ужалить. Обращает на себя внимание параноидный глаз одной из таких змей слева — это не что иное, как отголосок опасений, которые были внедрены в бессознательное клиентки ее матерью и теперь заставляют ее испытывать чувство вины всякий раз, когда она пытается что-либо предпринять. Клиентка, наконец, пришла к новому пониманию себя и своей роли, и восклицание «Ой!» является ее реакцией на неожиданное появление змей. Я бы также обратила внимание на изображение вод жизни, которое отражает ее новое понимание реальности». - 84 - Рис. 18. Черил: рисунок № 4 Результаты психотерапии были впечатляющими, и на момент написания данной статьи стабильное состояние клиентки сохранялось уже более двух лет. Есть основания считать, что рисование мандал напрямую и опосредованно влияло на достижение этих результатов. По мере совершенствования техники интерпретации мандал этот метод, скорее всего, будет использоваться все чаще, в качестве составной части различных моделей психотерапии. Использование мандал в терапии в сочетании с психоделическими препаратами* В Мэрилендском психиатрическом центре мандалы также использовались в ходе лечения пациента, страдающего алкоголизмом. В терапии были применены психоделические препараты в сочетании с конвенциональной психотерапией. Лечение проводилось врачом Франческо Ди Лео, а Джоанна Келлогг, так же как и в предыдущем примере, интерпретировала мандалы, получая минимальную информацию о клиенте. ________________ * Франческо Ди Лео и Джоанна Келлогг. - 85 - Клиентом был 36-летний рабочий по имени Джон, создавший за период лечения семь мандал. Они имели более схематичный характер, чем рисунки Черил. Три мандалы приводятся и обсуждаются в этой статье с тем, чтобы показать, что даже на основе столь скудной графической продукции арт-терапевт может сделать весьма точные психологические заключения. В период, о котором идет речь, Джон был повторно госпитализирован и проходил лечение в отделении, специализирующемся на аддиктивных расстройствах. В прошлом он многие годы злоупотреблял алкоголем. Незадолго до помещения в это отделение он развелся с женой после 15 лет семейной жизни. Он винил себя и свое пристрастие к алкоголю в том, что потерял все, что обрел за свою жизнь: жену, детей, дом и работу. В течение длительного времени он не считал пьянство своей проблемой, однако признавал, что всю свою жизнь он считал себя хуже других, а потому, будучи трезвым, отличался пассивностью и слабохарактерностью. Лишь в состоянии опьянения он мог выражать свой гнев, проявляя насилие в отношении жены и испытывая затем чувство вины и раскаяния. Он вспоминал, что повторное замужество его матери, когда ему было 11 лет, вызвало в нем чувства отверженности и предательства, очень напоминавшие те чувства, которые он переживал в настоящий момент в связи с разрывом отношений с женой. Для того чтобы сравнить мнение арт-терапевта со своим мнением и заключениями других специалистов, еще до начала лечения врач попросил Джона нарисовать мандалу (рис. 19). Этот рисунок был проинтерпретирован следующим образом: «Данный рисунок является классическим примером эмбриональной регрессии, характерной для алкоголизма. Ее центром является лабиринт, изогнутый влево (в сторону бессознательного), что подтверждает феномен регрессии. При этом используется темно-синий цвет, указывающий на негативный опыт общения с матерью и в то же время наличие симбиотической зависимости от нее, несмотря на исходящую от нее угрозу. Композиция в целом характеризуется бесформенностью, что говорит о беспомощности и незащищенности автора рисунка. Синие линии окружены розовыми, что указывает на трудности в выражении гнева. Все линии извилистые, что характерно для пассивно-агрессивного стиля реагирования». - 86 - Рис. 19. Джон: рисунок № 1 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|