Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20923

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. "Разбейтесь на две группы. Первая группа выбирает атмосферу и погружается в нее. Не надо обсуждать, кто как будет действовать, просто почувствуйте себя в выбранной атмосфере. Начинайте движения, созвучные атмосфере Другая группа пытается "увидеть" созданную атмосферу".
(Участники могут принимать и статичные позы. Каждый работает самостоятельно, может использовать любые звуки, шорохи, все, кроме слов. Главное, чтобы все, что делается, было для участии-
Хрестоматия по тсаесно-ориентированной терапии 139
ков (для каждого отдельно) созвучно общей атмосфере).
3. Участники разбиваются на три группы.
1 этап упражнения. Первая и вторая группы (по
секрету от третьей) выбирают две противоположные, враждебные между собой атмосферы и погружаются в них.
2 этап упражнения. Участники обеих групп (враз-
бивку, по одному) входят в комнату, где находится третья группа, садятся, ходят, делают что-то созвучное их атмосферам. Участники третьей группы стараются "проникнуть" в атмосферы, которые приносят с собой входящие. Каждый участник третьей группы выбирает для себя одну из этих атмосфер, присоединяется к тем, чья атмосфера выбрана.
3 этап упражнения. Две вновь образовавшиеся
группы (вместе с примкнувшими участниками третьей группы) постепенно отделяются друг от друга, несколько секунд наблюдают за "носителями" враждебной атмосферы, затем начинают безмолвную борьбу силами своих атмосфер (известно, что две противоположные атмосферы не уживаются друг с другом).
Действие с определенной окраской
Если попросить 10 человек выполнить одно и то же простое действие (например: поднять и опустить руку), мы увидим, что у многих это получилось похоже, но ни у кого не одинаково. Если попросить этих же людей совершить то же действие, придав ему определенный душевный отте-
140
Свободное тело
нок, определенную окраску (например: осторожность), разница существенно увеличится. Кто-то, поднимая с осторожностью руку, почувствует легкое беспокойство, кто-то любопытство, кто-то настороженность, кто-то нежность.
Мы намеренно привлекаем внимание участников к окраске действий, так как именно на нее интуитивно реагируют люди при взаимодействии (и именно о ней не пишут в книгах по язвку телодвижений).
Техники:
Хорошими техниками для работы с окраской действий и слов являются техники, описанные в "Хрестоматии по гелесно-ориентированное психотерапии":
/. Предмет по кругу.
2. Фраза по кругу.
3. Эмоция по кругу.
Участники по очереди "передают" друг другу при помощи прикосновения эмоцию. Существует несколько вариантов упражнения.
Вариант 1. Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, передает ее. Второй принимает. Происходит обмен впечатлениями. После этого второй участник "настраивается" на "передачу" своей эмоции и передает ее третьему. И т.д.
Вариант 2. Этот вариант напоминает детскую игру "Испорченный телефон". Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, все
Хрестоматия по те^лесно-ориентированной терапии 141
остальные — на "прием". Первый участник передает свою эмоцию второму, второй передаст то, что он "принял", третьему и т.д. Обсуждение происходит, когда эмоция обошла весь круг.
Необходимо отметить, что опыт, полученный в упражнении, существенно различается, когда:
— участники сидят в кругу с открытыми глазами;
— участники сидят в кругу с закрытыми глазами;
— участники лежат "звездой" (головы во внутреннем круге);
— участники лежат "звездой" (головы во внешнем круге).
Психологический жест
Что происходит в нас, когда мы впадаем в отчаяние, рвем отношения, ускользаем от ответственности, схватываем мысль, переживаем инсайт, уходим в себя, пьянеем от счастья?
Глаголы в этих словосочетаниях описывают не физические действия, а незримые движения нашей души. Душевные или психологические жесты (ПЖ) являются источником жестов физических. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет опять-таки наше тело. Усиливая те или ииые физические жесты и ощущения (особенно те, которые неконгруэнтны произносимым словам, выполняемым действиям, занимаемым позам и т.д.), мы можем добраться до чувств, которые стоят (прячутся) за ними.
142 Свободное тело
Техники:
/. Представление.
Участники становятся в круг.
"Пусть каждый по очереди представится, назовет себя (полным именем или уменьшительным, или вымышленным, или произнесет только фамилию — как угодно) и сделает какое-либо движение, созвучное вашему состоянию и самочувствию в данный момент. Все остальные внимательно наблюдают. Затем этот же участник (уже вместе со всеми) повторяет сделанное".
После того, как все участники представятся подобным образом, начинается групповое обсуждение виденного и слышанного.
2. Прислушивание к своим ощущениям в различных
пж.
1. "Встаньте, Руки опущены вниз, близко к телу,
напряжены. Голову опустите. Прямые ноги плотно прижаты друг к другу. Каковы ваши ощущения? Образы? Воспоминания? Резко расслабьте руки, бросьте их вниз. Что для вас значит этот жест? Каким движением хочется его продолжить или заменить? Сделайте это. Что произошло?"
2. "Сейчас вам будут показаны образцы различных
ПЖ. Вам предлагается придавать своему телу положения, указанные на образцах и обращать внимание на все возникающие у вас при этом ощущения". При подготовке образцов использовались рисунки художника Н.В.Ремизова, при-
Хрестоматия по те^гесно-ориентированной терапии 143
веденные в книге М.Чехова (см. список использованной литературы).
3. ПЖ "Закрытие".
"Вам дается ПЖ — "закрытие". Фраза: "Я хочу остаться один".
Сделайте частный жест, соответствующий "закрытию" для вас во фразе "Я хочу остаться один". Какая окраска возникла (Покой? Настойчивость? Подавленность? Безразличие? Что-то еще?) Я буду давать команды для изменений позы, а вы, выполняя их, прислушиваетесь к ощущениям в теле.
— Слегка наклоните голову вперед;
— Слегка согните колено правой ноги;
— Скрестите руки;
— Поднимите скрещенные руки к подбородку;
— Поднимите голову, подбородок вперед, чуть вверх;
— Ладони рук поверните от себя;
— Чуть наклоните голову в сторону, чуть припод-
няв плечо с этой стороны;
Прислушивайтесь ко всем незначительным изменениям, происходящим в вас! Сделайте любое, созвучное вам движение, соответствующее закрытию для вас. Закройтесь. Побудьте наедине с собой".
4. ПЖ "Раскрытие ".
"Слушая музыку и прислушиваясь к себе, раскройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находит-
144 Свободное тело
ся центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги".



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Упражнение «Танец».
  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • «Пойми меня»
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Редактор. Методика организации оздоровительного бега по системе Ю.Ф.Змановского
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Игра «Социометрия».
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь