|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57047
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Согласно данным В. И. Брутмана (1994), среди девиантных матерей часто встречаются эмоционально незрелые личности, которых отличают аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, эгоцентризм и независимость.
Поведение отцов, регулярно применяющих физические наказания детей, отличается враждебностью как одно из проявлений агрессии, что обусловливает использование физических наказаний в качестве варианта агрессивной разрядки (Е. В. Куфтяк, 2004). Частично это связано с тем, что у них отмечается низкий уровень развития эмпатии. Косвенно это может указывать на несформиро- 81 ванность способности осознавать свои эмоции, следствием чего является тенденция отреагировать эмоции в агрессивных действиях. В-третьих, и это наиболее многочисленная группа исследований, акцент делается на психических заболеваниях, возникающих (обостряющихся) в соответствии с фазами репродуктивного цикла и обусловленных эндокринными сдвигами, сопровождающими эти циклы. К этой группе относятся дородовые психозы; психотические расстройства, сопровождающие роды; послеродовые психические расстройства, в ряду которых особенную популярность в литературе приобрела послеродовая депрессия, описываемая как «послеродовая грусть». Известно, что послеродовая депрессия изменяет поведение матери и влияет на психическое развитие ребенка (L. Murray, 1997). Отмечена связь между психическим здоровьем детей матерей, перенесших послеродовую депрессию, и формированием у ребенка привязанности к матери. Последнее, в свою очередь, может иметь негативное влияние на психическое здо -ровье потомства матерей с послеродовой депрессией. В-четвертых, последний и наименее изученный аспект в исследованиях патологии родительской сферы — это материнство у пси -хически больных. В. И. Брутман описал целый ряд особенностей жизнедеятельности психически больных женщин, связанных с их материнскими функциями и переживаниями: социальные и возрастные кризисы, кризисы семьи в связи с рождением ребенка у психически больной женщины, включение ребенка в психопатологические переживания, отсутствие социальной и психологической поддержки больных женщин и детей. Такие женщины крайне редко попадают в поле зрения психологов, так как часто не могут адекватно сформулировать соответствующий запрос. Но, даже оказавшись под наблюдением, они часто бывают крайне закрытыми в своих переживаниях. Это происходит из-за особенного значения (зачастую с искажением реальности), которое больные придают своим материнским чувствам. Типология родительского отношения ДЛЯ описания системы «родитель — ребенок» используются самые разные термины: «тактика воспитания», «типы воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции», «родительские установки», «родительское отношение». В литературе описана обширная феноменология родительских отношений, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей. Многие исследователи строят собственную классификацию нарушений воспитания, в зависимости от своих научных пристрастий положив в основу те или иные критерии или понятия: эмоциональный компонент взаимодействия, способы воздействия на ребенка, формы контроля, степень удовлетворения потребностей и т. п. (табл. 3). На первый взгляд, такое обилие типологий затрудняет их сравнение, но последующее изучение показывает, что часто под разными названиями стилей воспитания скрывается описание схожих психологических отношений и состояний. Согласно концепции отношений В. Н. Мясищева, в структуре собственно родительского отношения можно выделить три компонента, с помощью которых психологические отношения описываются: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный компонент родительского отношения — совокупность переживаний, связанных с ребенком; когнитивный — представление родителя о характере, потребностях, интересах и ценностях своего ребенка; поведенческий — стиль обращения с ребенком. Каждый из этих трех элементов, в свою очередь, имеет сложную структуру. Первую модель родительского отношения создали Е. Шефер и Р. Белл (1969), обозначив ее как динамическую двухфакторную модель (рис. 1). Авторы предложили полярные характеристики этой модели: «любовь — ненависть» и «автономия — контроль». Первая характеристика является эмоциональной, вторая — поведенческой. Разная степень выраженности этих полярных характеристик родительского отношения позволяет описать разнообразие типов родительских отношений и стилей поведения. 83 В классификации В. И. Гарбузова — в непринятии ребенка в связи с нежелательностью {тип А, или непринятие, эмоциональное отвержение) или полном принятии его как единственного и долгожданного {тип В, или эгоцентрическое') — выделяется эмоциональный компонент родительского отношения. В непринятии, вызванном недооценкой психофизических данных ребенка {тип А), в навязывании ребенку представления «Я» как самодовлеющей ценности для окружающих {тип В), в приписывании болезненности и социальной малоуспешности (тип Б, или гиперсоциализирую-щее) ярко проявляется когнитивный компонент родительского отношения. Поведенческий компонент представлен требовательностью и жесткой регламентацией или же полным отсутствием контроля при непринятии {тип А). Таблица 3 Классификация стилей семейного воспитания Автор А. И. Заха- А. Я. Варга А. Е. Личко, В. И. Гар- Е. Т. Соко- Д. Баум- ров Э. Г. Эйде- бузов лова бринд миллер Доминиру- Эмоцио- Принятие — Степень Позиция Эмоцио- Степень ющий нальное отвержение протекции родителей нальные контроля — критерий влечение — дистанция удовлетво- (роль) отношения родитель- уважение, в общении рение ская любовь формы потреб- теплота контроля ностей степень требований и запретов строгость санкций t 84 Окончание табл. 3 Типы Безуслов- Принима- _ _ Авторита- семейного ная юще- тивный воспитания любовь авторитар- ное воспи- тание Отсутствие Отвергаю- Эмоцио- Тип А — Эмоцио- Индиф- любви ще-автори- нальное эмоцио- нальная ферентный тарное отвержение нальное депривация отвержение «Принци- - Гипопро- _ - Либераль- пиальная текция ный любовь» (условная) Чрезмерная Автори- Домини- Тип Б — — Автрори- родитель- тарно- рующая гиперсо- тарный ская любовь симбиоти- гиперпро- циализи- ческое текция рующее воспитание Симбио- Потворст- ТипВ- Эмоцио- _ тическое вующая эгоцентри- нальный воспитание гиперпро- ческое симбиоз текция воспитание _ Повышен- _ _ — ная моральная ответствен- ность _ _ Жестокие _ Инвалиди- — взаимо- зирующее отношения отношение Э. Г. Эйдемиллер отмечает повышенное внимание, заботу, эмоциональную направленность на ребенка в описании доминирующей и потворствующей гиперпротекции, в описании гипопротекции и эмоционального отвержения, напротив, — непринятие, следующий тип негармоничного воспитания — повышенная моральная ответ -ственностъ — характеризуется эмоциональной холодностью. Все это относится к эмоциональному компоненту родительского отношения. Поведенческий компонент родительского отношения в описании доминирующей гиперпротекции представлен доминированием, 85 потворствующая гиперпротекция характеризуется потаканием. Гипопротекция описывается как попустительство и отсутствие контроля, эмоциональное отвержение и жестокое обращение — жесткий контроль, строгие наказания (Э. Г. Эйдемиллер, 1999). А. Я. Варга понимает родительское отношение как многомерное образование и выделяет в его структуре четыре образующих: 1) интегральное принятие либо отвержение ребенка; 2) межличностная дистанция («симбиоз»); 3) формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация); 4) социальная желательность поведения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|