Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57047

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Согласно данным В. И. Брутмана (1994), среди девиантных матерей часто встречаются эмоционально незрелые личности, которых отличают аффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, эгоцентризм и независимость.
Поведение отцов, регулярно применяющих физические наказания детей, отличается враждебностью как одно из проявлений агрессии, что обусловливает использование физических наказаний в качестве варианта агрессивной разрядки (Е. В. Куфтяк, 2004). Частично это связано с тем, что у них отмечается низкий уровень развития эмпатии. Косвенно это может указывать на несформиро-
81
ванность способности осознавать свои эмоции, следствием чего является тенденция отреагировать эмоции в агрессивных действиях.
В-третьих, и это наиболее многочисленная группа исследований, акцент делается на психических заболеваниях, возникающих (обостряющихся) в соответствии с фазами репродуктивного цикла и обусловленных эндокринными сдвигами, сопровождающими эти циклы. К этой группе относятся дородовые психозы; психотические расстройства, сопровождающие роды; послеродовые психические расстройства, в ряду которых особенную популярность в литературе приобрела послеродовая депрессия, описываемая как «послеродовая грусть». Известно, что послеродовая депрессия изменяет поведение матери и влияет на психическое развитие ребенка (L. Murray, 1997). Отмечена связь между психическим здоровьем детей матерей, перенесших послеродовую депрессию, и формированием у ребенка привязанности к матери. Последнее, в свою очередь, может иметь негативное влияние на психическое здо -ровье потомства матерей с послеродовой депрессией.
В-четвертых, последний и наименее изученный аспект в исследованиях патологии родительской сферы — это материнство у пси -хически больных. В. И. Брутман описал целый ряд особенностей жизнедеятельности психически больных женщин, связанных с их материнскими функциями и переживаниями: социальные и возрастные кризисы, кризисы семьи в связи с рождением ребенка у психически больной женщины, включение ребенка в психопатологические переживания, отсутствие социальной и психологической поддержки больных женщин и детей.
Такие женщины крайне редко попадают в поле зрения психологов, так как часто не могут адекватно сформулировать соответствующий запрос. Но, даже оказавшись под наблюдением, они часто бывают крайне закрытыми в своих переживаниях. Это происходит из-за особенного значения (зачастую с искажением реальности), которое больные придают своим материнским чувствам.
Типология родительского отношения
ДЛЯ описания системы «родитель — ребенок» используются самые разные термины: «тактика воспитания», «типы воспитания», «стиль воспитания», «родительские позиции», «родительские установки», «родительское отношение».
В литературе описана обширная феноменология родительских отношений, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей. Многие исследователи строят собственную классификацию нарушений воспитания, в зависимости от своих научных пристрастий положив в основу те или иные критерии или понятия: эмоциональный компонент взаимодействия, способы воздействия на ребенка, формы контроля, степень удовлетворения потребностей и т. п. (табл. 3). На первый взгляд, такое обилие типологий затрудняет их сравнение, но последующее изучение показывает, что часто под разными названиями стилей воспитания скрывается описание схожих психологических отношений и состояний.
Согласно концепции отношений В. Н. Мясищева, в структуре собственно родительского отношения можно выделить три компонента, с помощью которых психологические отношения описываются: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный компонент родительского отношения — совокупность переживаний, связанных с ребенком; когнитивный — представление родителя о характере, потребностях, интересах и ценностях своего ребенка; поведенческий — стиль обращения с ребенком. Каждый из этих трех элементов, в свою очередь, имеет сложную структуру.
Первую модель родительского отношения создали Е. Шефер и Р. Белл (1969), обозначив ее как динамическую двухфакторную модель (рис. 1). Авторы предложили полярные характеристики этой модели: «любовь — ненависть» и «автономия — контроль».
Первая характеристика является эмоциональной, вторая — поведенческой. Разная степень выраженности этих полярных характеристик родительского отношения позволяет описать разнообразие типов родительских отношений и стилей поведения.
83

В классификации В. И. Гарбузова — в непринятии ребенка в связи с нежелательностью {тип А, или непринятие, эмоциональное отвержение) или полном принятии его как единственного и долгожданного {тип В, или эгоцентрическое') — выделяется эмоциональный компонент родительского отношения. В непринятии, вызванном недооценкой психофизических данных ребенка {тип А), в навязывании ребенку представления «Я» как самодовлеющей ценности для окружающих {тип В), в приписывании болезненности и социальной малоуспешности (тип Б, или гиперсоциализирую-щее) ярко проявляется когнитивный компонент родительского отношения. Поведенческий компонент представлен требовательностью и жесткой регламентацией или же полным отсутствием контроля при непринятии {тип А).
Таблица 3
Классификация стилей семейного воспитания
Автор А. И. Заха- А. Я. Варга А. Е. Личко, В. И. Гар- Е. Т. Соко- Д. Баум-
ров Э. Г. Эйде- бузов лова бринд
миллер
Доминиру- Эмоцио- Принятие — Степень Позиция Эмоцио- Степень
ющий нальное отвержение протекции родителей нальные контроля —
критерий влечение — дистанция удовлетво- (роль) отношения родитель-
уважение, в общении рение ская
любовь формы потреб- теплота
контроля ностей
степень
требований
и запретов
строгость
санкций t
84 Окончание табл. 3
Типы Безуслов- Принима- _ _ Авторита-
семейного ная юще- тивный
воспитания любовь авторитар-
ное воспи-
тание
Отсутствие Отвергаю- Эмоцио- Тип А — Эмоцио- Индиф-
любви ще-автори- нальное эмоцио- нальная ферентный
тарное отвержение нальное депривация
отвержение
«Принци- - Гипопро- _ - Либераль-
пиальная текция ный
любовь»
(условная)
Чрезмерная Автори- Домини- Тип Б — — Автрори-
родитель- тарно- рующая гиперсо- тарный
ская любовь симбиоти- гиперпро- циализи-
ческое текция рующее
воспитание
Симбио- Потворст- ТипВ- Эмоцио- _
тическое вующая эгоцентри- нальный
воспитание гиперпро- ческое симбиоз
текция воспитание
_ Повышен- _ _ —
ная
моральная
ответствен-
ность
_ _ Жестокие _ Инвалиди- —
взаимо- зирующее
отношения отношение
Э. Г. Эйдемиллер отмечает повышенное внимание, заботу, эмоциональную направленность на ребенка в описании доминирующей и потворствующей гиперпротекции, в описании гипопротекции и эмоционального отвержения, напротив, — непринятие, следующий тип негармоничного воспитания — повышенная моральная ответ -ственностъ — характеризуется эмоциональной холодностью. Все это относится к эмоциональному компоненту родительского отношения.
Поведенческий компонент родительского отношения в описании доминирующей гиперпротекции представлен доминированием,
85
потворствующая гиперпротекция характеризуется потаканием. Гипопротекция описывается как попустительство и отсутствие контроля, эмоциональное отвержение и жестокое обращение — жесткий контроль, строгие наказания (Э. Г. Эйдемиллер, 1999). А. Я. Варга понимает родительское отношение как многомерное образование и выделяет в его структуре четыре образующих:
1) интегральное принятие либо отвержение ребенка;
2) межличностная дистанция («симбиоз»);
3) формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация);
4) социальная желательность поведения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Курганова Екатерина Борисовна. Формируем положительную самооценку у ребенка
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Динара Кямилевна Пашкина. Семинар-практикум для родителей: 'Пути к бесконфликтной дисциплине'
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Воспитываем у детей чувство долга и разумные потребности.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Консультация для родителей. Логопед – это страшно?
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
  • Ольга Третьякова. Родительское собрание на тему 'Пойми меня, мама...'
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Буянова Надежда Викторовна. Развивающие игры для ребенка 2-3 лет
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Вина; guilt
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Курапова Анна Ивановна. Советы родителям по формированию здорового образа жизни у детей 5-7 лет
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Спиридонова Ольга Ивановна. Влияние компьютера на психику ребенка
  • Пашкина Динара Кямилевна. Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь