Вебер Гунтхард. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 48398

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Б. X.: Я все-таки на этом остановлюсь. Главное я сказал, теперь остается полагаться на то, что из этого возникнет что-то хорошее.
Человек, который забыл о своих симптомах
Некоторое время назад один мой хороший коллега делал доклад о больных раком. Он привел следующий пример: в одну клинику в США поступил больной раком мужчина и во время операции выяснилось, что у него полно метастаз. Его зашили и отправили домой. Мужчина был уже довольно пожилой, но после этого он прожил еще десять лет и мирно умер дома. После этого его жена направила в клинику письмо, где написала, что лечение в клинике очень ему помогло, что он совершенно поправился и они еще так долго прожили счастливо. Врачи удивились и заглянули в историю болезни, где было написано, что у него в то время было огромное количество метастаз. Но его жене они тогда сказали, что он чувствует себя хорошо, что ему просто нужен некоторый уход, а так ничего особенного. Этот человек забыл о своих симптомах. И поэтому был здоров.
д) Страдать легче, чем действовать: терапевтические виньетки
Если с другим не выйдет
Алексис: Еще у меня возникают мысли о том, что моя нынешняя система так запутана.
Б. X.: Ты же сказал, что ты счастлив. Что же там запутано?
Алексис: Тогда я расскажу о хорошем. Вчера я звонил в Грецию, к телефону подошла моя жена, она говорила обо мне и сказала: «Как ты вернешься, я хочу сразу оказаться в твоей постели». И я подумал: «Бог ты мой, вот же оно!» Что значит тогда все остальное?
Б. X.: Вот именно. Так и есть.
Алексис: Ведь все идет правильно. Мы вместе, и все идет хорошо. Еще я вчера подумал: «Если с другим ничего не выйдет, скажу это» (громкий смех).
Б. X.: Говорят же, что греки — хорошие бизнесмены.
Алексис: Ладно уж, сделаю сам.
314
Алексис: Я сделал для себя упражнение на тему «Оставаться сильным или уходить в слабость». То есть, когда у меня появлялись плохие чувства или мысли, мне лучше удавалось с ними справляться. Я думаю, что я в своей жизни часто уходил в слабость и что сейчас это для меня очень хорошо. Только одно заставляет меня еще колебаться. Это связано с моей расстановкой. Я не уверен, должен ли признаться в своей любви.
Б. X.: Удивительно, но мне уже случалось встречать людей, которые, приняв неправильное решение, были счастливы.
Алексис: Значит, счастье лучше, чем правильное решение (все смеются).
Б. X: Точно!
Школа конькобежцев
Людвиг: Я как раз размышлял о том, не осёл ли я (смех). Мне по-прежнему немного стыдно за то, что я сказал вчера в
конце.
Б. X.: Все в порядке. Однажды тут был мужчина, у которого была дочь, которую он очень любил. Его дочь очень хотела научиться кататься на коньках. Он купил ей коньки и записал ее в школу, где учили кататься. После занятий дочь вернулась сияющая и сказала: «Это было чудесно, я ни разу не упала». В следующий раз она снова вернулась, вся сияя, и сказала: «Все опять было прекрасно, я ни разу не упала». Тогда отец сказал: «Я заберу тебя из этой школы, она плохая». (Людвиг смеется
все громче.)
Что-нибудь еще, Людвиг? Людвиг: Пока нет.
Второй водопроводный кран
Илзе рассказывает, что никак не могла заснуть, потому что все время думала о том, как бы она расставила членов своей семьи.
Б. X.: Это, конечно, совершенно бессмысленное занятие, потому что, когда ты будешь это делать, все равно все будет
совсем по-другому.
Илзе: Я просто не могла это остановить. Я пыталась отогнать эти мысли, но они не уходили.
Б. X.: Знаешь, как останавливать навязчивые мысли?
315
Илзе: Считать овец или что-нибудь в этом роде?
Б. X.: Нет, это делается более осознанно. Например, если человек не может заснуть, потому что из крана капает вода, ему нужно просто представить себе два крана (всеобщее веселье) или три. Это называется диффузией.
Мои «отношения»
Макс: У меня много впечатлений. Даже не знаю, о чем говорить.
Б. X: Запрос?
Макс: Да, я хотел бы при случае сделать расстановку моих отношений.
Б. X.: Знаешь, что значит здесь «отношения»?
Макс: Нет.
Б. X.: Это не прочно.
Член группы: А как?
Б. X.: Если бы это было что-то другое, ты бы назвал это по-другому. Что-нибудь еще, Макс?
Макс: Нет, достаточно.
Слишком много слов
Клаус: У меня постоянно всплывают образы моих дедушек. Отец отца считался строгим деспотом. Внешне мы с ним очень похожи, он носил бороду. Второй дед считался ветреником, соблазнителем и совершенно безответственным человеком, и я понимаю, что если я хочу снова пробудить их к жизни, то я должен правильно использовать силу. И вообще, когда я хочу позволить мужскому принципу «расправить плечи», я просто не нахожу для этого места.
Б. X. (провоцирующе): Если будешь продолжать в том же духе, это поможет!
Клаус: Эти парни нравятся мне уже как образ, но тут что-то такое мешает, что я никак не могу ухватить.
Б. X.: Тебе нужно посмотреть на этих мужчин перед лицом их жен, тогда ты узнаешь, что такое мужество.
Клаус: Когда ты говоришь «перед лицом их жен», я вижу тут некую взаимосвязь. С одной стороны, я хорошо могу понять мужа....
Б. X.: Слишком много слов. За это время ты мог бы уже все сделать.
316
Следить за источником
Алексис: Моя жена звонила мне из Салоников, она упрекала меня, что я ей не позвонил. Я сказал: «Ладно, не упрекай. Я тебя люблю и думаю о вас». Все уладилось. А когда я отошел от телефона, то снова ощутил такую же любовь, как вчера, и на глаза опять навернулись слезы. В обычной ситуации я не могу плакать и я воспринимаю это как очень большое ограничение. Я способен на это только в терапевтической среде.
Б. X.: Это то же самое, что работа и отпуск. Выходных дней бывает несколько меньше, чем рабочих. Такие аффективные проявления действенны, только когда они экономны и редки.
Алексис: Значит, это мой отпуск.
Б. X.: Вот именно.
Алексис: Тогда для меня это тоже важно. Я снова чувствую
себя оживленным и...
Б. X.: Бывают и те, кто, обнаружив в своем саду источник, садятся перед ним и следят, чтобы он не иссяк.
Защищаться излишне
Лидия: Мне кажется, что мы с моим партнером недостаточно отдаем должное семьям друг друга. Я часто занимаю оборонительную позицию, отступаю, не говорю о том, что думаю и чувствую, а потом, в другой ситуации, становлюсь агрессивной. Я подумала, что решение могло бы заключаться в том, чтобы позитивно смотреть на собственную родную семью и отдавать ей должное, тогда мне больше не нужно будет так
бороться.
Б. X.: Да, я могу себе это представить. Тогда ты обретешь внутренний покой. Ведь дело вот в чем: когда человек не прав, то ему не нужно защищаться, а если он прав, то тоже не нужно. Еще ты можешь ему сказать: если бы у нас в семье все не было так хорошо, я не могла бы тебя так любить.
Воля рока
Йозеф: На прогулке мне вспомнилось, что мое появление на свет тоже было очень драматичным: я был обвит пуповиной, а моя мать чуть не умерла от кровотечения.
Б. X.: Это важная информация. И что в таком случае делают?
317
Йозеф: Потом мать смотрела на меня как на своего спасителя, потому что я своим криком подозвал к ней медсестер. Но я же понимаю, что так не годится.
Б. X: Мне вспомнилась одна история. Понятия не имею, почему я рассказываю ее сейчас.
Надежда на Бога
Во время большого наводнения раввин молил Бога о помощи. Но вода поднималась все выше, и в конце концов ему пришлось забраться на крышу.
Когда мимо проплывала лодка и сидящие в ней люди хотели его подобрать, он отказался: «Я жду помощи от Господа», и продолжил молиться.
Затем над ним пролетел вертолет и хотел его забрать, но он ответил: «Нет, нет, я дождусь помощи от Бога». В конце концов он утонул. Представ перед Богом, он стал жаловаться: «Я так молился, а Ты мне не помог». «Да нет же, — ответил Бог, — я посылал тебе и лодку, и вертолет».
(После длительного молчания)
Я все еще думаю о твоей ситуации. Каким могло бы быть то внутреннее исполнение, которое бы действительно тебя освободило?
Йозеф: Поблагодарить.
Б. X.: Правильно, но как? Это должно быть что-то в духе: так сложилось. Ведь человек не может знать, что и как складывается.
Читал как-то один капуцин проповедь. Когда он пошел потом в сакристию, к нему подошла одна женщина и сказала: «Ты наставил меня на путь истины, меня так тронула твоя проповедь». Капуцин был любопытен. А не должен был быть. Он стал расспрашивать: «Что же вас так тронуло в моей проповеди?» Женщина ответила: «Один раз вы отвернулись и высморкались. Тогда я подумала: «Горе мне, если от меня так же отворачивается Бог». Вот разница между собственными действиями и божественной волей.
VII. ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛОМУ
Порядки любви, сопутствовавшие нам в прежних отношениях, имеют силу только в этих узких областях: одни для отношений детей с родителями и другие для отношений родителей с детьми, третьи для свободных союзах и четвертые для отношений в паре.
Если применять их шире, например, по отношению к Богу, Судьбе или Целому, они превращаются в беспорядок и абсурд. Некоторые люди относятся к Богу как дети к своим родителям и ищут некоего Бога-отца и Великую Мать. Они верят как дети, надеются как дети, доверяют как дети, любят как дети, как дети испытывают перед ними страх и, возможно, как дети, боятся знать.
Или мы относимся к таинственному Целому как к своим предкам или роду, считаем себя его кровными родственниками в сообществе святых или же чувствуем себя отверженными или избранными согласно некоему неумолимому закону, приговора которого мы не понимаем и не имеем возможности на него повлиять.
Или мы относимся к Целому как к равному нам члену некой группы. Мы становимся его сотрудниками и представителями, мы с ним торгуемся и вступаем в сделки, заключаем союз и путем договора регулируем права и обязанности, «давать» и «брать», потери и прибыль.
Или мы относимся к таинственному Целому так, словно мы состоим с ним в партнерских отношениях, где есть любимый и любимая, жених и невеста.
Или мы относимся к таинственному Целому как родители к своему ребенку. Мы говорим ему, что он сделал не так и что ему нужно было сделать лучше, мы ставим его труд под сомне-
319
ние и, если этот мир не устраивает нас такой, как он есть, то мы стремимся спасти от него и себя, и других.
Но если мы относимся к нему как к тайне этого мира, то мы оставляем позади и забываем все известные нам порядки любви, как будто мы уже в море, а все реки и все пути уже достигли цели.
Вера в Творение и вера в Откровение
Отец одного из участников семинара вышел из ордена, создал семью, и у них с женой родилось много детей. В расстановке он стоял между орденом и своей семьей.
Б. X.: Когда видишь такую расстановку, кажется, что в монастыре его отцу было бы легче. Так бывает очень часто, поэтому я об этом говорю. Если человек принадлежал или должен был принадлежать Богу или Церкви, и он покидает орден или Церковь, то зачастую он начинает во всем себя ограничивать и живет потом более ограниченной жизнью, как будто он остался членом ордена или Церкви. У католиков это проявляется еще в большей степени, чем у протестантов, поскольку там больше ограничений (например, обет безбрачия). Уйти может получиться только в том случае, если он пройдет весь путь; это означает, что он должен отойти от веры — на пути к большей вере.
Дело в том, что плоха та вера, в представлении которой человек может, должен или имеет право принадлежать Богу как-то особенно, и что этот Бог сердится, когда человек делает то, что соответствует Творению. Вера и неверие так же неразрывно связаны в душе как вина и невиновность, и точно так же как между виной и невиновностью всегда есть взаимодействие, так оно есть и между верой и неверием. Вера в Бога Откровения требует отречения от Бога Творения и вместе с тем от Творения, как мы его воспринимаем. Вера в Откровение дает нам понять, что мир во многих отношениях плох. Веря в это, я должен отрицать то, что я воспринимаю, отречься от Творения и обратиться к Богу Откровения, о котором не известно ничего, кроме того, что кто-то сказал, что Он сказал. Это все, что нам о нем известно. О нем нет никакого опыта, есть только сообщения об опыте, который, как говорят некоторые, у них
320
якобы есть. Таким образом, вера в Бога Откровения — это всегда вера в чье-то свидетельство, и свидетельство этого человека является для меня обязывающим. То есть это всегда вера в
человека.
В культурном отношении этот вид религии передается через семейные традиции. Вера в Откровение необходима, если я хочу принадлежать к определенной семье, которая разделяет эту веру. Отречение от веры — это всегда отречение от семьи. Все, кто отходят от религии, испытывают одно и то же чувство, не важно протестанты они, мусульмане или католики. Из чего можно сделать вывод, что это не может быть связано с содержанием религии. В первую очередь, это системная динамика, которая тут разворачивается. Вера в Откровение служит тому, чтобы удерживать людей в определенных группах. В вере в Творение, напротив, содержится согласие с миром, таким, как он есть, она соединяет людей. Религии создают границы. При вере в Творение границ нет. Когда человек испытывает уважение перед Творением, перед тем, что есть, он не может оставаться в одной-единственной группе. Кто обращается к тому, что является Творением, должен выйти за пределы своей семьи или группы. Это обладает совершенно иным качеством.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любящая дочь»
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Хороший пример»
  • Притча «Ленивая дочь»
  • Либермайстер Свагито Р. - Корни любви. Семейные расстановки — от зависимости к свободе. Практическое руководство
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Притча «Пожелание»
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Притча «Моей матери бог не дал дочерей»
  • Притча «Золотые руки»
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Романенко Нина Алексеевна. Волшебные сказки о цветах
  • Что мать может посоветовать дочери, начинающей жить самостоятельно.
  • Притча «Нет и нет»
  • Притча «Богач, который хотел стать бедняком»
  • Притча «Прощание»
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Притча «Два цветка»
  • Силлс Шарлотта. Трансактный анализ
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «Проклятие-благословение»
  • Притча «Оставь Бога в покое»
  • Зауэр Г. Психосоматика. Юнгианский подход
  • Рожкова Екатерина Ивановна. Газета 'Отцы и дети'
  • Притча «Только дождись момента»
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Притча «Дружба»
  • Материнский отворот дочери от парня
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Дубровская Е.В. Психолог и клиент: создание пространства. Из опыта работы в Онкоцентре
  • Притча «Принять все как от Бога»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Притча «Последствия»
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Зауэр Г. Психосоматика. Юнгианский подход
  • Притча «24 часа»
  • Притча «Ради любви»
  • Луковникова Марта Валерьевна. Отвергая отца...
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Притча «Я помолюсь только однажды»
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Мужество матери»
  • Притча «В чём смысл жизни»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь