|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379420
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Харкинс и Петти (Harkins and Petty, 1983) рассмотрели возможные пути предотвращения социального паразитизма. Они предлагают распределять работу таким образом, чтобы каждому члену группы доставалась какая-то ее часть, с тем чтобы повысить чувство личной ответственности и заинтересованности в группе. Латане и его коллеги обратили внимание на методы, используемые в футбольной команде университета штата Огайо. Ее тренеры фиксируют каждый проведенный матч на видеопленку и затем на основе нескольких матчей выводят средний балл для каждого игрока. Результаты еженедельно обнародуются, самых успешных игроков публично награждают во время завтрака. Особо отличившиеся игроки награждаются специальной эмблемой, прикрепляемой к их шлему. Таким образом, каждый футболист, несмотря на участие в общем деле, остается индивидуальностью. Применяя этот подход, футбольная команда штата Огайо избежала социального паразитизма и смогла добиться хороших результатов.
Какие бы препятствия ни вставали на пути группы, группе всегда по силам справиться с ними! Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал заключительных разделов главы. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений. 19. _____ Формальный лидер выбирается группой или назначается сверху. 20. _____ Имя неформального лидера указывается в документах компании. 21. _____ Лидер, как правило,' имеет высокую самооценку. 22. _____ Формальный лидер обычно является и социоэмоциональным лидером. 23. _____ Деловой лидер часто шутит, чтобы ослабить напряжение. Социальный паразитизм: тенденция индивида прилагать меньше усилии в случае, когда люди объединяются ради достижения общей цели, нежели в случае личной ответственности. 24. _____ Руководители, исповедующие теорию Икс, как правило, при держиваются авторитарного стиля руководства. 25. _____ Руководители, исповедующие теорию Икс, часто обнаружива ют, что их суждения в отношении людей были ошибочны. 26. _____ Руководители, придерживающиеся попустительского стиля руководства, отличаются деловой ориентацией. 27. _____ Авторитарные лидеры полагаются на опыт членов группы. 28. _____ Демократический стиль руководства эффективен в любых си туациях. 29. _____ Техника TQM включает в себя четырнадцать ступеней совер шенствования. 30. _____ Групповая деятельность может иметь негативные стороны. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе. ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ Ниже приведен список тем для самостоятельной работы. 1. Дайте определение группы и назовите различия между формальными и неформальными группами и групповыми нормами. 2. Объясните, почему новички обычно ведут себя тихо и незаметно. 3. Объясните разницу между кооперативной и соревновательной целями и перечислите преимущества и недостатки каждой. 4. Опишите один из методов ослабления межгрупповой враждебности. 5. Дайте определение групповой сплоченности и назовите условия, способствующие ее возникновению. 6. Объясните, почему размер группы и лимит времени являются факторами групповой продуктивности. 7. Объясните разницу между конформизмом и уступчивостью и опишите эксперимент, изучавший феномен уступчивости. 8. Назовите четыре фактора уступчивости. 9. Объясните, почему мы говорим, что эксперимент Милграма показал силу власти и ограничения свободы воли и выбора. 10. Назовите пять факторов, способствующих огрупплению мышления, и опишите одну из техник, с помощью которой можно этого избежать. . 11. Назовите две причины того, почему группа обычно принимает более рискованные решения, чем отдельные индивидуумы. 12. Назовите причины панического и мятежного поведения и опишите один из способов предупреждения паники. 13. Назовите различия между формальным и неформальным, социоэмоциональ-ным и деловым лидерами. 14. Объясните, в чем разница между теориями Икс, Игрек и Зет. 15. Опишите три стиля лидерства и объясните, как они соотносятся с положениями теорий Икс, Игрек и Зет. 16. Объясните, в каких ситуациях полезен и уместен каждый из трех стилей лидерства. 17. Опишите цели техники TQM и техники CQI. 18. Назовите два преимущества и три недостатка групповой деятельности. 19. Дайте определение феномена социального паразитизма и расскажите, как его можно избежать. Ответы Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте предшествующий текст, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова — на этот раз правильно. Ответы на упражнения 15.1. Во всех примерах представлена группа. Два и более человека взаимодействуют или считаются в своем поведении друг с другом. 15.2. Мистер Скрудж должен попросить судью сделать перерыв. Он должен пойти домой и переодеться в костюм Санта-Клауса. Группа отвергает людей, не принимающих ее нормы! 15.3. Деятельность, требующая сотрудничества учащихся двух школ, поможет снять враждебность между ними. В качестве такой деятельности можно предложить сбор пожертвований на городские нужды, озеленение парка, обустройство спортивных площадок, покраску муниципальных зданий. 15.4. В эксперименте Аша испытуемые вряд ли изменили свое поведение навсегда. Те из них, кто дал неправильные ответы, признались, что сделали это, идя на поводу у группы. Они знали, что их ответы ошибочны, но проявили уступчивость, подчиняясь групповому давлению. 15.5. а. Самооценка Вилли б. Размер группы в. Есть ли в группе хотя бы еще один человек, давший правильный ответ г. Может ли Вилли ответить письменно, но чтобы остальные не знали, какой ответ он дал 15.6. Если вы такой же, как большинство испытуемых Милграма, вы, скорее всего, выполните распоряжение полицейского. Хотя, конечно, испытаете при этом угрызения совести и стресс. 15.7. Полли нужно попытаться разрушить шаблонность группового мышления своих помощников. Для этого ей можно посоветовать провести «мозговой штурм». Члены группы смогут высказывать любые, даже самые, на первый взгляд, нелепые предложения, касающиеся совершенствования избирательной кампании Полли. В конце заседания группа, взвесив все оригинальные идеи, возможно, сумеет найти более творческое решение, нежели простое увеличение количества агитационной литературы. 15.8. а. В группе происходит распыление ответственности. Если риск, на который идет группа, не оправдает себя, никто конкретно не будет отвечать за это. б. Каждый член группы испытывает на себе групповое давление. Каждый боится показаться слишком осторожным по сравнению с остальными. 15.9. а. Формальный;социоэмоциональный б. Неформальный; деловой в. Формальный; деловой 15.10. а. Теория Икс б. Теория Икс в. Теория Зет г. Теория Игрек 15.11. а. Авторитарный. Решить, что и где посадить. Нарисовать план и приобрести семена. Дать каждому члену группы определенное задание. б. Демократический. Обсудить с группой план посадок. Позволить членам группы самим выбрать, какие овощи посадить, и выбрать свою долю работы. Тем, кто пожелает, разрешить работать вместе. в. Попустительский. Привести людей на участок и позволить им делать все так, как они захотят. 15.12. а; г; д; е; ж; з; к. Ответы на вопросы 1.б;2.в;3.г; 4.б;5.б;6.г; 7. а; 8. б; 9. б;10.а; 11.в;12.в;13.а;14.г; 15.б; 16. в; 17. б; 18. г; 19. истинно; 20. ложно; 21. истинно; 22. ложно; 23. ложно; 24. истинно; 25. ложно; 26. ложно; 27. ложно; 28. ложно; 29. истинно; 30. истинно. ГЛАВА 16 ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ Человек по своей природе — существо активное; бездействуя, он приближается к смерти. Эрих Фромм Вы пришли на вечеринку. Хозяин представляет вам гостей и немного рассказывает о каждом из них. Вы знакомитесь с Маурин — она работает медсестрой в интернате для умственно отсталых детей, с Кларком — сборщиком винограда, с Айзеком — поваром и автором двух кулинарных книг и с Джоаном — ученым в области ракетостроения. Именно на основе информации об их занятиях, вы, скорее всего, и составите себе первое впечатление о них. Очень часто людей идентифицируют с их профессией. Знакомясь с человеком, мы с большей вероятностью услышим о том, кем он работает, нежели о каких-либо других сторонах его жизни. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|