|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379418
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Напротив, теория Игрек предполагает более позитивный взгляд на человеческую натуру. Ее приверженцы считают, что человек от природы деятелен и способен сам организовывать свою деятельность, что в благоприятных условиях он стремится к ответственности, к самостоятельному принятию решений, проявляя при этом присущее ему творческое воображение. Лидер, исповедующий теорию Игрек, не будет оказывать давления на людей или угрожать им наказанием, он скорее предоставит им полную свободу действий.
Развивая концепцию Макгрегора, (Эуши (Ouchi, 1981) предложил еще один вариант отношения к человеку, назвав его теорией Зет. Лидеры, придерживающиеся теории Зет, исходят из того, что людям присуща некоторая активность, но без надлежащего руководства они, скорее всего, будут работать неэффективно. Такие руководители стремятся установить доверительные и кооперативные отношения со своими работниками, стараются воспитать в подчиненных преданность организации и построить работу так, чтобы самые важные решения рядовые работники и управляющий персонал принимали совместно. Деятельность лидера может основываться только на одной из трех теорий — либо на теории Икс, либо на теории Игрек, либо на теории Зет, — они несовместимы друг с другом. Представьте себе, что вы управляете штатом секретарей на крупном предприятии и придерживаетесь теории Икс. В таком случае вы, наверное, заведете специальный журнал для регистрации времени прихода на работу и ухода с работы или установите для этого какое-нибудь автоматическое приспособление. Если же кто-нибудь из ваших подчиненных опоздает или раньше положенного уйдет с работы, вы, не задумываясь, снизите ему зарплату. Вы будете присматривать за тем, чтобы ваши подчиненные вовремя уходили на обеденный перерыв и приходили с него. Очень может статься, что вы снабдите каждого секретаря толстой папкой с образцами всевозможных документов, чтобы исключить малейшую вероятность ошибок. Вы, наверное, уже поняли, что очень скоро вам придется столкнуться с тем, что все ваши подчиненные действительно соответствуют допущениям теории Икс: чем жестче вы управляете ими, тем ленивее и безответственнее они становятся. Но верно и противоположное. Если бы этой группой секретарей управляли согласно теории Игрек, то они, скорее всего, обнаружили бы иные качества. Если бы им было позволено самим составлять документы, они обязательно проявили бы творческое воображение. Они смогли бы самостоятельно редактировать и плоды своего труда. У них появился бы интерес к работе и тяга к ней, а значит, они сами торопились бы прийти на работу вовремя и не спешили бы уйти домой. А вы, как руководитель, исповедующий теорию Игрек, убедились бы в том, что нашли верный подход к людям. Но если вы как лидер действуете в соответствии с теорией Зет, то вы предложите другой, на ваш взгляд самый эффективный, метод управления людьми. Вы выясните у каждого секретаря, какой рабочий день был бы наиболее удобен ему, и, основываясь на полученных ответах, измените часы рабочего дня, иначе распределите работу между подчиненными или введете гибкий график. Работники станут обмениваться идеями о том, как лучше составить тот или иной документ или какую из компьютерных программ следует использовать в том или ином случае. Таким образом, между сотрудниками установятся дружеские отношения. Будучи удовлетворенными тем, что руководство учитывает их нужды и интересы, они будут преданы компании и их ответственность за выполняемое ими дело возрастет. Теория Икс: теория, основным положением которой является утверждение, что человек по природе своей ленив и нуждается в контроле и управлении. Теория Игрек: теория, основным положением которой является утверждение, что человек по природе своей деятелен и способен сам организовывать свой труд. Теория Зет: теория, основным положением которой является утверждение, что человек работает с максимальной эффективностью под надлежащим руководством. Упражнение 15.10 Прочтите каждое из следующих высказываний и определите, какой из теорий — Икс, Игрек или Зет — оно соответствует. а. «Обязательно проследите за тем, чтобы строители, когда закончат работу, убрали мусор; иначе они оставят за собой полный бардак». ____________ б. «Приезжая в чужой город, всегда нужно иметь при себе карту. Иначе таксист будет часами катать вас по улицам, чтобы содрать побольше денег». ___________ в. «Перед тренировкой я обычно советуюсь со своими парнями, какие броски им стоило бы отработать сегодня, и тогда они работают, не щадя себя». ____________ г. «Пусть мальчишки сами решат, как им лучше распределиться при уборке улицы.'Взрослые только мешают детям». ___________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Стили лидерства Психологи различают три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Лидеры авторитарного типа, как правило, относятся к разряду деловых лидеров, они управляют людьми с позиций теории Икс. Лидеры, склонные к попустительству, чаще бывают социоэмоционально ориентированными и придерживаются теории Игрек. Демократические лидеры занимают место где-то между этими крайними вариантами и придерживаются теории Зет. Роль лидера в группе зависит от стиля лидерства. • Авторитарный. Этот стиль лидерства называют также «автократическим». Авторитарный лидер единолично управляет группой, принимая на себя всю полноту ответственности за нее. Он отдает распоряжения, и группа должна выполнять их. Такой лидер дистанцирован от остальных членов группы и принимает на себя роль единственного специалиста. • Демократический. Демократический лидер всегда ждет от группы ответной активности. Он определяет общую концепцию, или философию, группы и ставит перед ней конкретные цели, а группа решает, каким образом их достичь. Члены группы полагаются на знания и опыт друг друга. • Попустительский. При попустительском стиле лидер выступает скорее в роли координатора. Группа имеет полную и неограниченную свободу действий. Лидер выступает только как полномочный представитель данной группы при ее взаимодействии с другими группами, но внутри группы его полномочия и влияние незначительны. Левин с коллегами (Lewin et al., 1943) изучал эти три стиля лидерства в группах мальчиков подросткового клуба. Он сформировал три равных по количеству группы мальчиков, во главе которых были поставлены взрослые руководители. Эти руководители должны были придерживаться трех разных стилей лидерства. Авторитарный руководитель самовластно решал, чем заниматься его подопечным, и отдавал им распоряжения, никак не участвуя в их занятиях. Демократический руководитель организовывал групповые обсуждения, позволяя мальчикам самостоятельно определять политику группы и выбирать исполнителей для того или иного задания. Попустительский руководитель подключался к делам группы только по просьбе мальчиков, все остальное время они были предоставлены сами себе и могли делать все, что им придет в голову. Эксперимент Левина выявил, что группу с авторитарным стилем руководства отличает хорошая организованность и четкость при выполнении поставленных целей. Однако мальчики из этой группы выражали недовольство своим положением, были враждебно настроены по отношению друг к другу. В группе с демократическим стилем руководства мальчики любили своего лидера и старались хорошо исполнять порученные им дела. Группа с попустительским стилем руководства была практически нерезультативна. Хотя результаты эксперимента Левина как будто указывают на преимущества демократического стиля лидерства, бывают ситуации, в которых более уместен авторитарный или попустительский стиль руководства. Например, вы — командир экипажа и ваш самолет терпит аварию, или же вы руководите тушением пожара. Очевидно, что в подобной ситуации неуместно делить свои властные полномочия с подчиненными. Точно так же в некоторых областях профессиональной деятельности более приемлем попустительский стиль руководства. Например, терапевты, дантисты, педагоги, как правило, не нуждаются в руководящих указаниях. Несмотря на тот факт, что мужчины чаще женщин становятся лидерами, обширное исследование, проведенное Игли и ее коллегами (Eagly et al., 1991), показало, что женщины могут быть столь же эффективными руководителями, как и мужчины. Было обнаружено, что женщины чаще придерживаются демократического стиля руководства, а кроме того, как женщины, так и мужчины отдают некоторое предпочтение руководителям-женщинам. Несмотря на то что в целом женщины больше мужчин озабочены социоэмоциональными аспектами взаимоотношений, в традиционно женских группах (например, в группе медицинских сестер) женщины-руководители скорее отличаются деловой ориентацией. Большинство лидеров умеют проявлять гибкость во взаимоотношениях с подчиненными. Наверное, даже самый авторитарный начальник не будет возражать, если его подчиненные захотят устроить пикник; он позволит им самим выбрать день и место его проведения и не станет указывать, какую провизию следует взять с собой. Точно также лидер, придерживающийся попустительского стиля, в состоянии понять, что город может быть повергнут в хаос, если местные власти позволят людям строить дома, открывать офисы и проводить дороги, где только те ни пожелают. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|