Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379418

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Напротив, теория Игрек предполагает более позитивный взгляд на человеческую натуру. Ее приверженцы считают, что человек от природы деятелен и способен сам организовывать свою деятельность, что в благоприятных условиях он стремится к ответственности, к самостоятельному принятию решений, проявляя при этом присущее ему творческое воображение. Лидер, исповедующий теорию Игрек, не будет оказывать давления на людей или угрожать им наказанием, он скорее предоставит им полную свободу действий.
Развивая концепцию Макгрегора, (Эуши (Ouchi, 1981) предложил еще один вариант отношения к человеку, назвав его теорией Зет. Лидеры, придерживающиеся теории Зет, исходят из того, что людям присуща некоторая активность, но без надлежащего руководства они, скорее всего, будут работать неэффективно. Такие руководители стремятся установить доверительные и кооперативные отношения со своими работниками, стараются воспитать в подчиненных преданность организации и построить работу так, чтобы самые важные решения рядовые работники и управляющий персонал принимали совместно.
Деятельность лидера может основываться только на одной из трех теорий — либо на теории Икс, либо на теории Игрек, либо на теории Зет, — они несовместимы друг с другом. Представьте себе, что вы управляете штатом секретарей на крупном предприятии и придерживаетесь теории Икс. В таком случае вы, наверное, заведете специальный журнал для регистрации времени прихода на работу и ухода с работы или установите для этого какое-нибудь автоматическое приспособление. Если же кто-нибудь из ваших подчиненных опоздает или раньше положенного уйдет с работы, вы, не задумываясь, снизите ему зарплату. Вы будете присматривать за тем, чтобы ваши подчиненные вовремя уходили на обеденный перерыв и приходили с него. Очень может статься, что вы снабдите каждого секретаря толстой папкой с образцами всевозможных документов, чтобы исключить малейшую вероятность ошибок. Вы, наверное, уже поняли, что очень скоро вам придется столкнуться с тем, что все ваши подчиненные действительно соответствуют допущениям теории Икс: чем жестче вы управляете ими, тем ленивее и безответственнее они становятся.
Но верно и противоположное. Если бы этой группой секретарей управляли согласно теории Игрек, то они, скорее всего, обнаружили бы иные качества. Если бы им было позволено самим составлять документы, они обязательно проявили бы творческое воображение. Они смогли бы самостоятельно редактировать и плоды своего труда. У них появился бы интерес к работе и тяга к ней, а значит, они сами торопились бы прийти на работу вовремя и не спешили бы уйти домой. А вы, как руководитель, исповедующий теорию Игрек, убедились бы в том, что нашли верный подход к людям.
Но если вы как лидер действуете в соответствии с теорией Зет, то вы предложите другой, на ваш взгляд самый эффективный, метод управления людьми. Вы выясните у каждого секретаря, какой рабочий день был бы наиболее удобен ему, и, основываясь на полученных ответах, измените часы рабочего дня, иначе распределите работу между подчиненными или введете гибкий график. Работники станут обмениваться идеями о том, как лучше составить тот или иной документ или какую из компьютерных программ следует использовать в том или ином случае. Таким образом, между сотрудниками установятся дружеские отношения. Будучи удовлетворенными тем, что руководство учитывает их нужды и интересы, они будут преданы компании и их ответственность за выполняемое ими дело возрастет.
Теория Икс: теория, основным положением которой является утверждение, что человек по природе своей ленив и нуждается в контроле и управлении.
Теория Игрек: теория, основным положением которой является утверждение, что человек по природе своей деятелен и способен сам организовывать свой труд.
Теория Зет: теория, основным положением которой является утверждение, что человек работает с максимальной эффективностью под надлежащим руководством.
Упражнение 15.10
Прочтите каждое из следующих высказываний и определите, какой из теорий — Икс, Игрек или Зет — оно соответствует.
а. «Обязательно проследите за тем, чтобы строители, когда закончат работу, убрали мусор; иначе они оставят за собой полный бардак». ____________
б. «Приезжая в чужой город, всегда нужно иметь при себе карту. Иначе таксист будет часами катать вас по улицам, чтобы содрать побольше денег». ___________
в. «Перед тренировкой я обычно советуюсь со своими парнями, какие броски им стоило бы отработать сегодня, и тогда они работают, не щадя себя». ____________
г. «Пусть мальчишки сами решат, как им лучше распределиться при уборке улицы.'Взрослые только мешают детям». ___________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Стили лидерства
Психологи различают три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Лидеры авторитарного типа, как правило, относятся к разряду деловых лидеров, они управляют людьми с позиций теории Икс. Лидеры, склонные к попустительству, чаще бывают социоэмоционально ориентированными и придерживаются теории Игрек. Демократические лидеры занимают место где-то между этими крайними вариантами и придерживаются теории Зет. Роль лидера в группе зависит от стиля лидерства.
• Авторитарный. Этот стиль лидерства называют также «автократическим». Авторитарный лидер единолично управляет группой, принимая на себя всю полноту ответственности за нее. Он отдает распоряжения, и группа должна выполнять их. Такой лидер дистанцирован от остальных членов группы и принимает на себя роль единственного специалиста.
• Демократический. Демократический лидер всегда ждет от группы ответной активности. Он определяет общую концепцию, или философию, группы и ставит перед ней конкретные цели, а группа решает, каким образом их достичь. Члены группы полагаются на знания и опыт друг друга.
• Попустительский. При попустительском стиле лидер выступает скорее в роли координатора. Группа имеет полную и неограниченную свободу действий. Лидер выступает только как полномочный представитель данной группы при ее взаимодействии с другими группами, но внутри группы его полномочия и влияние незначительны.
Левин с коллегами (Lewin et al., 1943) изучал эти три стиля лидерства в группах мальчиков подросткового клуба. Он сформировал три равных по количеству группы мальчиков, во главе которых были поставлены взрослые руководители. Эти руководители должны были придерживаться трех разных стилей лидерства. Авторитарный руководитель самовластно решал, чем заниматься его подопечным, и отдавал им распоряжения, никак не участвуя в их занятиях. Демократический руководитель организовывал групповые обсуждения, позволяя мальчикам самостоятельно определять политику группы и выбирать исполнителей для того или иного задания. Попустительский руководитель подключался к делам группы только по просьбе мальчиков, все остальное время они были предоставлены сами себе и могли делать все, что им придет в голову. Эксперимент Левина выявил, что группу с авторитарным стилем руководства отличает хорошая организованность и четкость при выполнении поставленных целей. Однако мальчики из этой группы выражали недовольство своим положением, были враждебно настроены по отношению друг к другу. В группе с демократическим стилем руководства мальчики любили своего лидера и старались хорошо исполнять порученные им дела. Группа с попустительским стилем руководства была практически нерезультативна.
Хотя результаты эксперимента Левина как будто указывают на преимущества демократического стиля лидерства, бывают ситуации, в которых более уместен авторитарный или попустительский стиль руководства. Например, вы — командир экипажа и ваш самолет терпит аварию, или же вы руководите тушением пожара. Очевидно, что в подобной ситуации неуместно делить свои властные полномочия с подчиненными. Точно так же в некоторых областях профессиональной деятельности более приемлем попустительский стиль руководства. Например, терапевты, дантисты, педагоги, как правило, не нуждаются в руководящих указаниях.
Несмотря на тот факт, что мужчины чаще женщин становятся лидерами, обширное исследование, проведенное Игли и ее коллегами (Eagly et al., 1991), показало, что женщины могут быть столь же эффективными руководителями, как и мужчины. Было обнаружено, что женщины чаще придерживаются демократического стиля руководства, а кроме того, как женщины, так и мужчины отдают некоторое предпочтение руководителям-женщинам. Несмотря на то что в целом женщины больше мужчин озабочены социоэмоциональными аспектами взаимоотношений, в традиционно женских группах (например, в группе медицинских сестер) женщины-руководители скорее отличаются деловой ориентацией.
Большинство лидеров умеют проявлять гибкость во взаимоотношениях с подчиненными. Наверное, даже самый авторитарный начальник не будет возражать, если его подчиненные захотят устроить пикник; он позволит им самим выбрать день и место его проведения и не станет указывать, какую провизию следует взять с собой. Точно также лидер, придерживающийся попустительского стиля, в состоянии понять, что город может быть повергнут в хаос, если местные власти позволят людям строить дома, открывать офисы и проводить дороги, где только те ни пожелают.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Important questions that can be asked in a given period of work of the psychologist with the client.
  • Technique counseling in a systems approach
  • Training: "Team unity"
  • Свобода выбора истощает психику
  • Андрей Ловаков. Как мужчины и женщины демонстрируют любовь в браке
  • Seminar of November 19, 1974
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • How does the nature of our birth order
  • Technique decision. Descartes Square
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Art therapy training and self-reflection
  • Smalzer William, Murphy Raymond. Basic Grammar in Use. Workbook
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Эго-психология; ego psychology
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Azar Betty, Hagen Stacy Basic English Grammar
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Мир шопоголика вращается вокруг покупок и трат
  • Drawing "Man in the rain."
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Зимбардо Филип, Андерсен Сьюзен. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.
  • К. Количество; q. quantity
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Paul Verbnyak. How to disclose their potential and achieve more in life
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Бурцева Светлана Николаевна. Essay. My grandfather is a real hero.
  • Психологические типы; Psychological Types; Psy-chologische Typen
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Виктор Суворов Ледокол
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии
  • McCarthy M., Felicity O. English Idioms in Use. Advanced
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Священный брак; Sacred marriage; heilig Ehe
  • Lacan Jacques. Seminar XXII, R.S.I.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь