|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379431
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Каким образом можно предотвратить панику? Пожалуй, самой простой и распространенной является техника, применяемая во всех авиакомпаниях. Она заключается в том, что людей заранее готовят к аварийным ситуациям. Если вы когда-нибудь летали самолетом, то знаете, в какой части самолета расположены аварийные выходы и где лежат спасательные жилеты и кислородные маски. В начале полета стюардессы тратят несколько минут на то, чтобы объяснить пассажирам правила поведения в аварийной ситуации. И эта техника достаточно эффективна. При возникновении аварийной ситуации в воздухе люди ведут себя благоразумно и организованно, и можно с удовлетворением констатировать, что паническое поведение здесь становится редкостью.
Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 8. Какой из факторов является ограничивающим при групповом решении проблемы? а. Группа ошибается чаще, чем отдельный индивидуум. б. Группе требуется больше времени, чем отдельному индивидууму. в. В группе реже случаются озарения, чем при индивидуальной работе. г. Группа не может суммировать информацию. 9. Группы какого размера наиболее продуктивны? а. Группы из трех человек б. Группы из пяти человек в. Группы из десяти человек г. Группы из четырнадцати человек 10. Какое из следующих понятий иллюстрирует пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»? а. Уступчивость б. Конформизм в. Повиновение г. Паника 11. Чем отличается конформизм от уступчивости? а. Конформизм не подразумевает подчинения авторитетному лицу. б. Конформизм подразумевает подчинение авторитетному лицу. в. Конформизм подразумевает принятие групповых норм. г. Конформизм не подразумевает принятия групповых норм. 12. Что продемонстрировал эксперимент Аша? а. Мнение группы влияет на восприятие человека. б. Групповое восприятие является суммой особенностей восприятия ее членов. в. Человек соглашается с группой, даже когда он уверен в том, что группа ошибается. г. Человек соглашается с группой в надежде на вознаграждение. 13. Кто из следующих персонажей при групповом давлении скорее проявит конформизм или уступчивость? а. Джон, у которого низкая самооценка. б. Лон, у которого высокая самооценка. в. Рон, который знает, что его друзья всегда поддержат его. г. Дон, который знает, что голосование будет тайным. 14. В эксперименте Милграма испытуемые были готовы подвергать человека воздействию электрического тока, даже рискуя его здоровьем и жизнью. Почему? а. Они желали получить вознаграждение. б. Они боялись наказания. в. На них оказывала давление группа. г. Они подчинялись указаниям вышестоящего лица. 15. У какой из следующих групп произошло огруппление мышления? а. Женщины, собравшие все свои сбережения для того, чтобы купить пачку лотерейных билетов. б. Мужчины, демонстрирующие единодушие, принимая решении. в. Женщины, которые постоянно спорят друг с другом. г. Группа погромщиков. 16. Для чего применяется «мозговой штурм»? а. Чтобы помочь группе достичь согласия по принимаемому решению б. Чтобы предотвратить панику в. Чтобы выработать новые, творческие подходы к решению проблемы г. Чтобы поддержать авторитет и власть руководителя 17. В какой ситуации вы примете самое рискованное решение? а. Действуя в одиночку б. Находясь в группе в. Под руководством вышестоящего лица г. С деловым партнером 18. Представьте себе, что вы арендовали старое деревянное здание, в котором только два выхода, и открыли там дискотеку. Но вы хотели бы быть уверенным, что в случае пожара не возникнет паники. Какая из перечисленных мер будет наиболее эффективна? а. Поставить у каждого выхода вооруженного полицейского б. Обозначить оба выхода большими табличками в. Провести «мозговой штурм» г. В начале каждого вечера объяснять посетителям порядок эвакуации в случае пожара Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы. ЛИДЕРСТВО Человека, который стоит во главе группы, определяет основные направления ее деятельности и развития и влияет при этом на поведение ее членов, называют лидером. Лидер может быть формальным — это человек, выбранный или назначенный специально для того, чтобы управлять группой, человек, воспринимаемый членами группы как авторитет. Из предыдущей части главы, где обсуждался феномен повиновения, вы уже знаете, что лидер может оказывать большое влияние на поведение членов группы. Во многих корпорациях имена формальных лидеров указываются в уставных документах. Но бывают и неформальные лидеры — люди из числа рядовых членов группы, оказывающие мощное влияние на других ее членов. Возможно, вам доводилось работать в группе, в которой формальный лидер не справлялся со своими функциями. Очень часто в таких случаях кто-то из членов группы, восполняя несостоятельность формального лидера, берет на себя некоторые из его функций. Хотя экспериментальные исследования почти не обнаруживают каких-то специфических качеств, присущих лидерам, все же можно говорить о наличии некоторых общих характеристик. Так, приводятся данные о том, что формальными лидерами бывают, как правило, люди выше среднего роста (Crenshaw, 1980). Шоу (Shaw, 1971) утверждает, что лидеров отличают инициативность, энтузиазм, высокие вербальные способности, настойчивость в достижении поставленных целей и общительность. Кроме того, лидер, как правило, бывает честен, имеет высокий образовательный уровень и высокую самооценку. Лидер: человек,стоящий во главе группы, определяющий основные направления ее деятельности и влияющий на поведение ее членов. Типы лидеров Замечали ли вы, что в некоторых группах бывает не по одному, а по два лидера? Или — один формальный лидер, а другой — неформальный? Каждый из лидеров в таких ситуациях имеет свою сферу приложения лидерских способностей. Бэйлс (Bales, 1958) выделил два типа лидеров: делового и социоэмоционального. Деловой лидер предлагает новые идеи и побуждает группу устремляться к достижению поставленных целей. Он желает, чтобы группа эффективно делала свое дело. Его лидерство проявляется в определении проблем, в сборе информации, мнений и предложений, в оценке и подведении итогов групповой работы. Большинству формальных лидеров отведена именно такая роль. Социоэмоциональный лидер озабочен личностными и социальными потребностями членов группы. Его целью является достижение групповой гармонии, сплоченности, и он направляет свои усилия на создание доверительной и дружественной атмосферы. Он проникается заботами каждого члена группы, сглаживает конфликты, успокаивает и утешает людей. Он не скупится на похвалу, часто шутит, чтобы ослабить возникшее напряжение. Замечено, что японские менеджеры по сравнению с американскими более склонны к социоэмоциональному типу лидерства. Деловой лидер: лидер, побуждающий группу работать ради достижения цели. Социоэмоциональный лидер: лидер, учитывающий при руководстве группой в первую очередь личные и социальные потребности ее членов. Упражнение 15.9 Прочтите нижеприведенные словесные портреты лидеров и определите тип лидерства (формальный или неформальный, деловой или социоэмоциональный). а. Ирма Принсипал была назначена директором частной школы. Приступив к работе, она столкнулась с проблемой текучести кадров. Школьный бюджет был ограничен, и учителя уходили на более высокооплачиваемую работу в государственные школы. Ирма направила свои усилия на то, чтобы укрепить моральный дух коллектива, не скупилась на поощрения учителей, старалась как можно чаще устраивать дружеские собрания. ______________ б. Берта, молодая женщина, вместе с тремя приятельницами снимает квартиру в большом городе. Но вскоре она заметила, что ее подруги уклоняются от оплаты коммунальных услуг. Чтобы положить этому конец, она заводит строгий учет пользования услугами и ежемесячно сама выписывает счета каждой из трех девушек. ____________________________ в. Гарри Хатчет был назначен директором Центра детского творчества и пообещал себе, что непременно выправит тяжелое финансовое положение Центра. Он ввел в практику еженедельные собрания сотрудников, на которых обсуждалось, какие меры необходимо для этого предпринять. Он уволил пятерых педагогов, которые не смогли набрать достаточного количества воспитанников в свои группы. Нагрузка оставшихся педагогов при этом значительно возросла.________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Теории лидерства Макгрегор (McGregor, 1960) установил, что конкретные методы работы лидера зависят от той общей концепции, которой данный лидер придерживается в отношении людей. Макгрегор выделил две возможные концепции, назвав их теорией Икс и теорией Игрек. Теория Икс — это пессимистический взгляд на природу человека. Руководители, исповедующие теорию Икс, исходят из убеждения, что человек по своей природе ленив, избегает работы и связанной с нею ответственности. Они считают, что их подчиненные преследуют свои эгоистические интересы, что им безразличны интересы организации, что люди в большинстве своем не желают самостоятельно принимать решения, а склонны подчиняться решениям вышестоящего лица. В результате такой руководитель вынужден постоянно контролировать своих подчиненных, ведь он убежден в том, что они не любят работать, что их нужно проверять, подгонять и даже наказывать, когда они не желают приложить усилий. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|