Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156240

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке


Таблица 24.5. Формы терапии при тревожных синдромах
Выраженность соматических симптомов
Сильно выраженные симптомы Слабо выраженные симптомы
Синдромы с сильной «когнитивной» составляющей Панические расстройства

- Транквилизаторы, психотерапия (разные методы)
- Антидепрессанты в тяжелых случаях Генерализованное тревожное расстройство

- Психотерапия - Транквилизаторы (в начале лечения)
Синдромы с малой «когнитивной» составляющей Вегетативные симптомы, например волнение перед выступлением

- Бета-блокаторы
- Психотерапия (поведенческая терапия) Временные состояния беспокойства

- Консультирование, успокоение; в случае необходимости — транквилизаторы

7.4. Стимуляторы и лечение гиперкинетического синдрома; ноотропы

Применение стимуляторов у детей с гиперкинетическим синдромом происходит не изолированно, а в совокупности с непрерывным консультированием родителей, с интервенциями, ориентированными на поведение, школьными мероприятиями и т. д. Общее недоверие, направленное против стимуляторов в целом и в Европе против их назначения детям в частности, способствовало развитию немедикаментозных и комбинированных форм терапии при гиперкинетическом синдроме и подобных расстройствах (см. раздел 6.1). Здесь медикаменты тоже служат скорее симптоматической терапии и предназначены для того, чтобы создать благоприятные предпосылки для психо- и социотерапевтических интервенций, нацеленных на продолжительные изменения. При гиперкинетическом синдроме вдобавок следует считаться со спонтанными процессами созревания и развития.
К настоящему времени у нас нет сообщений о клинически релевантных терапевтических успехах применения ноотропов у пожилых пациентов с синдромами прогрессирующей деменции, но есть некоторые благоприятные результаты применения этих средств при более легких интеллектуальных нарушениях в более старом возрасте, связанных нередко с реактивными депрессивными симптомами. В какой-то мере в таких случаях эффективны нефармакотерапевтические интервенции — тренинг памяти, игровой тренинг функций мозга, хотя достигнутые успехи проявляются скорее в социальной, чем в когнитивной сфере. Дальнейшего прогресса в фармакотерапии деменций можно ожидать в ближайшие годы в результате особенно интенсивного доклинического и клинического исследования в этой области (ср. раздел 6.2).

8. О влиянии психофармакологических средств на эмоции, поведение и личность

Поскольку психофармакологические препараты воздействуют на эмоции и поведение, перед клиническими психологами встает важный вопрос о правильности диагнозов, поставленных пациентам во время психофармакотерапии. А именно: какие психические функции или области, имеющие значение для постановки диагноза, изменяются — временно или продолжительно — под влиянием психофармакологических препаратов? Эксперименты на здоровых пробандах показывают, что «высшие функции», такие как интеллектуальные функции, решение проблем или также параметры личностных тестов, мало подвержены влиянию психофармакологических препаратов. Это можно сказать о дозах, которые в общем не приводят к массивному, наблюдающемуся и у пробандов, изменению (Spiegel, 1995). Нейролептики, седативные антидепрессанты и транквилизаторы нарушают прежде всего простые моторные функции внимания и наблюдательности, т. е. сферы, которые тесно коррелируют со степенью бодрствования. Некоторые последние работы показывают, что бензодиазепины могут обладать амнестическим воздействием, которое превышает степень общего седативного эффекта — это следует принимать в расчет прежде всего при постановке диагноза у пожилых пациентов. Но в общем и целом субъективно воспринимаемая усталость или нарушение концентрации довольно хорошо согласуется с объективно нарушенными функциями, поэтому в каждом случае показано опрашивать пациента или клиента о принимаемых в настоящее время медикаментах и возможных ощущаемых (побочных) эффектах.
Независимо от этого, психолог должен собрать доступную информацию о медикаментозном статусе своего клиента или пациента у его лечащего врача, чтобы избежать ошибок в постановке диагноза. Прежде всего в том случае, если пациент кажется невнимательным, безразличным или сонным в тестовой ситуации или если он обнаруживает в некоторых тестах соматические изменения, которые нельзя объяснить исходя из болезни или предыстории, необходимо опросить врача о возможном приеме медикаментов с центральным действием. Химические исследования крови и мочи показаны, когда пациент не может или не хочет дать сведений о принимаемых им медикаментах, а также если иным способом невозможно получить достоверные данные. Если названные здесь предосторожности выполняются, то грубая фальсификация диагностических результатов из-за психофармакологических средств практически исключается.

9. Заключение

Открытие нейролептиков и антидепрессантов между 1950 и 1960 гг. и введение транквилизаторов и современных снотворных в последующие годы изменило основы как стационарной, так и амбулаторной психиатрии. Многие пациенты с шизофренией, которые прежде были вынуждены проводить взаперти годы или даже всю жизнь, сегодня могут после выхода из острой фазы болезни жить в обществе и работать. Депрессивные пациенты при помощи интенсивной фармакотерапии быстро выводятся из глубокого отчаянья и уныния, а кроме того, соответствующими медикаментами можно контролировать тревогу, беспокойство и напряженность при непсихотических заболеваниях. Прежние сумасшедшие дома превратились в спокойные больницы без ограждений и располагают обычно широким спектром фармако-, психо- и социотерапевтических мероприятий. Нейролептики и антидепрессанты с новыми и более специфическими механизмами действия, которые были введены в последние 10 лет, привели к дальнейшим улучшениям в отношении надежности и переносимости медикаментов.
Психологи, да и врачи при случае склонны рассматривать фармако- и психотерапию как взаимоисключающие или конкурирующие формы лечения и скептически относиться к назначению психофармакологических препаратов. Опыт более чем 40 лет показывает, что нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы и т. д. хотя и являются очень эффективными средствами интервенции, лишь изредка исцеляют больного полностью, а кроме того, могут нанести со своей стороны соматический или психический вред, особенно при долговременном употреблении. Поэтому психофармакологические препараты следует применять только в рамках общего плана лечения, в котором прочное место занимают также психотерапевтические и социальные мероприятия. Составление, осуществление, надзор и по возможности коррекция таких планов лечения — общая задача врачей, младшего и среднего медицинского персонала, социальных работников и клинических психологов. Чем больше психологи будут знать о возможностях и границах медикаментозного вмешательства, которое сами они не имеют права осуществлять, тем существеннее будет их вклад в совместную работу.

10. Литература

Aldrich, M. S. (1990). Narcolepsy. New England Journal of Medicine, 323, 389-394.
Belmaker, R. H., Bersudsky, Y., Agam, G., Levine, J. & Kofman, O. (1996). How does lithium work on manic depression? Clinical and psychological correlates of the inositol theory. Annual Reviews of Medicine 47, 47-56.
Bloom, F. E. & Kupfer, D. (Eds.) (1995). Psychopharmacology — The fourth generation of progress. New York: Raven.
Buclin, T. & Baumann, P. (1992). Allgemeine Grundlagen der Pharmakokinetik und Pharmako-dynamik. In P. Riederer, G. Laux & W. Pöldinger (Hrsg.), Neuro-Psychopharmaka. Bd. 1 Allgemeine Grundlagen der Phannakopsychiatrie (S. 273-321). Wien: Springer.
Burke, M. J. & Preskorn, S. H. (1995). Short-term treatment of mood disorders with standard antidepressants. In F. E. Bloom & D. J. Kupfer (Eds.), Psychopharmacology: The Fourth Generation of Progress (pp. 1053-1065). New York: Raven.
Delini-Stula, A. (1993). Neurobiochemie, Wirkmechanismus (der Antidepressiva). In P. Riederer, G. Laux & W. Pöldinger (Hrsg.), Neuro-Psychopharmaka. Bd. 3: Antidepressiva und Phasen-Prophylaktika (S. 26-32). Wien: Springer.
Dietmaier, O. & Laux, G. (1992). Übersichtstabellen Neuroleptika. In P. Riederer, G. Laux & W. Pöldinger (Hrsg.), Neuro-Psychopharmaka. Bd. 4: Neuroleptika (S. 197-215). Wien: Springer.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Четик М. Лечение ребенка с пограничным расстройством
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Крамер Б. Помощь маленьким детям посредством коррекции родительских отношений: модель материнско-младенческой психотерапии
  • Психология запахов
  • Шевченко Ирина Николаевна. Арттерапия как средство укрепления здоровья дошкольников
  • Бундало Н. Л. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства
  • Освобождение от симптома в переносе
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Наталья Зорина. Тема: «Возможности логоритмики в развитие речи детей»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Редактор. Права рожениц
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Мовчан Анна Игоревна. Психологические особенности гиперактивных детей
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Лечение; Cure; Kur
  • Четик Мортон - Техники детской терапии
  • Так называемое «проветривание», как способ успокаивающего поведения
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Главный Редактор. Неусидчивость
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Геннадий Иванов. Гипноз: лечение аллергии и фобий
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Георгий Почепцов. Мигель Сабидо как пионер эстетического программирования поведения
  • Использование невербального поведения для улучшения своей жизни
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Притча «Лечение человеческой кровью»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь